г. Москва |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А40-161245/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Тетёркиной С.И.,
судей Антоновой М.К., Жукова А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Милова О.В., дов. от 13.07.2015 N 54
от ответчика: Немыткина Е.А.. дов. от 24.12.2014 N 210-и-8/20866
рассмотрев в судебном заседании 14.10.2015 кассационную жалобу ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
на решение от 31.03.2015
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Паршуковой О.Ю.
на постановление от 20.07.2015
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Нагаевым Р.Г., Голобородько В.Я., Солоповой Е.А.,
по заявлению ОАО "Ремвооружение"
к ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и МО
о признании недействительными требований об обязании возвратить излишне взысканные пени
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ремвооружение" (далее - ОАО "Ремвооружение", заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными: требование от 16.05.2014 N 087 104 40 633 260, требование от 16.07.2014 N 087 104 408 433 12, выставленные ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, об обязании ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области возвратить ОАО "Ремвооружение" излишне взысканные пени в сумме 6 273 руб. 78 коп. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015, заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу о необоснованности начисления пени, так как страховые взносы уплачены обществом своевременно.
В кассационной жалобе Фонд просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового судебного акта об отклонении заявленных требований.
Жалоба мотивирована тем, что при перечислении взносов в Фонд медицинского страхования обществом указан неправильный код бюджетной квалификации, поскольку данные платежи были уточнены в апреле 2014, то страховые взносы считаются уплаченными с этого момента.
Общество в отзыве возражает против доводов Фонда, считая их несостоятельными, и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Фонда поддержал доводы и требования жалобы, представитель общества просил о её отклонении.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является страхователем в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования в отношении своих работников, на которого Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) возложена обязанность своевременной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и представления расчетов по начисленным и уплаченным взносам.
Пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет в силу части 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
ОАО "Ремвооружение" платежным поручением от 13.01.2014 N 11 перечислило страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) за декабрь 2013 года в размере 110 000 руб. 64 коп., зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС (ФФОМС), с указанием кода бюджетной классификации (КБК) 39210202101081000160 вместо КБК 39210202101081011160.
В адрес общества 21.07.2014 поступила справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 17.07.2014 N 08710414СР0309093 с указанием общей суммы недоимки пеней в размере 8 784 руб. 54 коп.
Общество узнало о начислении пеней из указанной справки, при этом требования в адрес ОАО "Ремвооружене" не поступали, а были получены при явке в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области для уточнения оснований начисления пеней, а именно: требование об уплате недоимки пеней в сумме 6 273 руб. 78 коп. (N 08710440843312 от 16.07.2014 года); требование об уплате недоимки пеней в сумме 2 510 руб. 76 коп. (N 08710440633260 от 16.05.2014).
Заявитель 28.07.2014 обратился с жалобой (исх. N РВ/2/1032) об отмене полностью требований N 08710440843312 от 16.07.2014 и N 08710440633260 от 16.05.2014. В удовлетворении жалобы Заявителю отказано (исх. от 25.08.2014 N 11/39819).
Признавая недействительными требование от 16.05.2014 N 087 104 40 633 260, требование от 16.07.2014 N 087 104 408 433 12, обязывая Фонд устранить допущенные нарушения прав общества путем возврата списанных денежных средств, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что неправильное указание КБК не влечет взыскание пеней, так как денежные средства по платежным поручениям общества от 13.01.2014 N 11, от 13.02.2014 N 130 поступили на счет федерального казначейства, то есть в бюджетную систему.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов обстоятельствам и материалам дела, суд округа не усматривает оснований к отмене обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Согласно части 8 статьи 18 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.
В соответствии со статьей 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФФОМС осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Порядок уточнения платежа при неверном указании КБК Законом N 212-ФЗ не установлен.
Вместе с тем согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства входят в функции администратора доходов бюджета.
В силу Закона N 212-ФЗ администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является Пенсионный фонд, в связи с чем именно он обладает полномочиями по уточнению платежа в связи с неправильным кодом КБК.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.12.2009 N 373р территориальным органам ПФР, подведомственным отделениям ПФР предписано выполнять полномочия администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования по страховым взносам на обязательное пенсионное обеспечение и страховым взносам на обязательное медицинское обеспечение, включая принятие решения о зачете (уточнении) платежей.
Следовательно, Фонд обладал правомочиями по уточнению поступивших от общества платежей в соответствии с их назначением, указанным в платежных поручениях, то есть с целью зачисления в ФОМС.
В силу подпункта 4 пункта 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Таким образом, только в случае непоступления в соответствующий государственный внебюджетный фонд на соответствующий счет Федерального казначейства перечисленной денежной суммы вследствие неправильного указания в платежном поручении кода бюджетной классификации можно сделать вывод о неисполнении плательщиком его обязанности по уплате страховых взносов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, перечисленные обществом суммы страховых взносов поступили на указанный в платежных поручениях единый счет федерального казначейства, на котором учитываются средства, предназначенные как Пенсионному фонду, так и ФФОМС, следовательно, поступили в бюджетную систему Российской Федерации и не могут признаваться недоимкой.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.
С учетом того, что обязанность по уплате суммы страховых взносов обществом исполнена в установленный срок, и вследствие неправильного указания КБК у общества не возникла задолженность перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, оснований для выставления требования с начислением пеней и для принудительного взыскания начисленной суммы у Фонда не было.
Согласно части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены судом кассационной инстанции решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вместе с тем таких оснований судом округа не установлено.
Нормы материального права применены судами правильно, требования процессуального закона не нарушены. Доводы Фонда, сводящиеся к иной оценке обстоятельств дела и иному толкованию норм права, не свидетельствуют о судебной ошибке и основанием к отмене судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу N А40-161245/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.И. Тетёркина |
Судьи |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.