г. Москва |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А40-101020/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2015.
Полный текст постановления изготовлен 22.10.2015.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Малюшина А.А.,
судей: Стрельникова А.И., Новоселова А.Л.,
при участии в заседании:
от истца - Шимин В.Л., доверенность от 28.01.2013,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта на решение от 31.03.2015 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Дубовик О.В., на постановление от 30.06.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Юрковой Н.В., Баниным И.Н., Яремчук Л.А.,
по иску Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта (ОГРН 1022100904990)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской республики
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие троллейбусного транспорта обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств в сумме 12 005 330 руб., составляющих сумму убытков (с учетом уменьшения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 31.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, полагая, что обжалуемые решение и постановление не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами нарушены нормы материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что факт причинения убытков от перевозки льготной категории граждан и их размер истцом доказан.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы. Представители ответчика и третьего лица своих представителей в суд не направили.
Заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров городским электротранспортом на платной основе в г. Новочебоксарске Чувашской Республики.
Обращаясь в суд, истец указал в иске, что в 2011, 2012, 2013 годах участвовал в реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Чувашской Республики мероприятий по обеспечению льготным категориям граждан России равной доступности услуг общественного транспорта, перевозя упомянутых граждан, проживающих в городе Новочебоксарске городским электрическим транспортом.
По мнению истца предъявленные к взысканию расходы являются реальным ущербом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из наличия соответствующих нормативных актов, предусматривающие формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров, имеющих право на льготы при оплате проезда, в отсутствие у истца доказательств иных убытков, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанными актами и предусмотренной в них формулой.
Суды указали, что в соответствии с ч. 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации законом предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статье 1 Закона Чувашской Республики N 43 от 30.09.2001 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", п. 3 приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики N 174 от 29.07.2004 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 314 от 15.12.2006 "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров" утверждено "Положение о льготном проездном билете для льготных категорий граждан" (приложение N 3 к постановлению), определяющее порядок приобретения льготного проездного билета для льготных категорий граждан, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, и реализации ими права на проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси).
Суды установили, что в соответствии с п. 1.2 указанного Положения льготный проездной билет при наличии документа, подтверждающего право гражданина на получение мер социальной поддержки, является основанием для бесплатного проезда всех категорий граждан, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, на транспорте общего пользования городского автомобильного, электрического и пригородного автомобильного (до 50 километров) сообщений (кроме такси). Льготный проездной билет является именным документом, выпускаемым на бумажном носителе, образец которого утверждается Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (пункт 1.3 Положения). Реализация права на проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси) гражданами, указанными в приложении N 2 к постановлению, осуществляется при предъявлении льготного проездного билета и документа, подтверждающего право гражданина на получение мер социальной поддержки. При отсутствии у пассажира льготного проездного билета или документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, проезд оплачивается на общих основаниях (пункт 1.5 Положения).
Согласно пункту 2.2 Положения основанием для приобретения льготного проездного билета являются документы, подтверждающие право гражданина на получение мер социальной поддержки и его постоянное или преимущественное проживание на территории Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 406 от 08.12.2010 до введения интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИСС "Социальная карта") стоимость месячного льготного проездного билета для проезда на территории Чувашской Республики на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси) отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Чувашской Республики (льготные категории граждан), указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, с 21.12.2010 установлена в размере 500 руб. (пункт 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 314 от 15.12.2006).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 29 от 25.01.2013 "О мерах по внедрению временного социального электронного проездного билета на общественном пассажирском транспорте на территории Чувашской Республики", вступившим в силу 08.02.2013, утверждены "Правила реализации и использования временного социального электронного проездного билета"; Министерство информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по внедрению временного социального электронного проездного билета для безналичной оплаты проезда отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Чувашской Республики; Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики поручено утвердить: перечень маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии временного социального электронного проездного билета; перечень транспортных организаций, осуществляющих перевозку льготных категорий граждан при наличии временного социального электронного проездного билета; порядок распределения между организациями транспорта, обслуживающими маршруты, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии временного социального электронного проездного билета, денежных средств, полученных от продажи и пополнения денежными средствами указанного билета; форму бланка временного социального электронного проездного билета.
Правила реализации и использования временного социального электронного проездного билета регулируют порядок реализации льготным категориям граждан и использования ими временного социального электронного проездного билета (далее - ЭЛПБ) для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного (до 50 километров) сообщений (кроме такси) на территории Чувашской Республики на маршрутах регулярных автомобильных перевозок, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан.
ЭЛПБ предназначен для автоматизированного учета факта проезда льготных категорий граждан на маршрутах городского и пригородного сообщений (пункт 1.1).
Согласно пункту 6.1 Правил ЭЛПБ используется для проезда на маршрутах городского и пригородного сообщений и на маршрутах, определенных транспортным оператором. Для обеспечения возможности проезда с использованием ЭЛПБ пользователю необходимо ежемесячно своевременно производить пополнение ЭЛПБ. Право проезда по ЭЛПБ при его пополнении в установленных размере и порядке предоставляется с первого по последнее число месяца (пункт 5.1).
ЭЛПБ не имеет ограничений по числу поездок в течение месяца, за который произведена оплата (пункт 5.4 Правил).
В соответствии с пунктами 6.2, 6.3 Правил при проезде с использованием системы пользователю необходимо предъявить кондуктору (водителю) ЭЛПБ для регистрации факта проезда мобильным терминалом кондуктора; ЭЛПБ может быть использован только пользователем, на имя которого он оформлен. Кондуктор (водитель) вправе дополнительно проверить наличие документа, подтверждающего принадлежность лица к льготным категориям граждан.
Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, дали правовую оценку установленным обстоятельствам и приняли законные и обоснованные решение и постановление. Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судами допущено не было.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Поскольку при принятии настоящей кассационной жалобы судом было удовлетворено документально обоснованное ходатайство заявителя об отсрочке уплаты госпошлины, и в связи с оставлением кассационной жалобы без удовлетворения, госпошлина в сумме 3 000 рублей подлежит взысканию с Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 31.03.2015 Арбитражного суда города Москвы и постановление от 30.06.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-101020/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта в доход федерального бюджета госпошлину в размере 3 000 рублей.
Председательствующий - судья |
А.А. Малюшин |
Судьи: |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.