г. Москва |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А41-82918/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Солодихин В.Е., дов. от 12.01.2015;
от заинтересованного лица (ответчика) - Администрации Ногинского муниципального района Московской области - Алексашина И.В., дов. от 21.08.2015 N 1исх1362;
от третьих лиц - 1) Правительства Московской области - не явился (извещено надлежаще);
2) Министерства имущественных отношений Московской области - не явился (извещено надлежаще);
рассмотрев 27 октября 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ФГУП "РТРС")
на решение Арбитражного суда Московской области
от 03 апреля 2015 года,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 09 июля 2015 года,
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н., Огурцовым Н.А.,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
о признании отказа Администрации Ногинского муниципального района Московской области в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным,
третьи лица: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 288133 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский муниципальный район, Аксено-Бутырское сельское поселение, деревня Новые Псарьки, выраженного в письме от 15.10.2014 г. N 2037/28-1повт.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2015 года, в удовлетворении требований заявителя отказано.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что часть испрашиваемого земельного участка, в отношении которого заявитель просит утвердить схему расположения, является самостоятельным земельным участком, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судами норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы предприятие указывает, что положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа в выдаче схемы расположения земельного участка.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором возражала против доводов кассационной жалобы предприятия.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
Представитель предприятия в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы своей жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты как незаконные и необоснованные.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемые решение и постановление являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит ряд объектов недвижимого имущества.
09.09.2014 года заявитель обратился в Администрацию Ногинского муниципального района с заявлением N 01-АПС/763 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 288133 кв. м в целях последующего выполнения кадастровых работ, постановки земельного участка на кадастровый учет и осуществления регистрации права собственности на него (л.д. 6-8).
В ответ на указанное обращение, администрация письмом N 2037/28-1повт от 15.10.2014 сообщила, что заявителю необходимо выполнить схему расположения земельного участка, площадью необходимой для обслуживания объектов недвижимого имущества, расположенного в Московской области, Ногинском районе, сельском поселении Аксено-Бутырское, вблизи д. Новые Псарьки, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и кадастровые работы (л.д. 10-11).
Полагая, что администрация незаконно уклоняется от утверждения схемы расположения земельного участка, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.05.2015 г.) определено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.) предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исходя из статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти является обязательным.
По смыслу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ орган местного самоуправления утверждает и выдает лицу, обратившемуся с целью оформления прав на земельные участки в порядке статьи 36 ЗК РФ, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в том случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Обязанность утвердить и выдать такую схему у органа местного самоуправления возникает в случае, если лицо, обратившееся с заявлением об утверждении схемы, осуществляет оформление прав на земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимости, или переоформляет право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или собственности в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом заявитель должен указать, с целью реализации каких прав подготовлена схема, и представить документы, подтверждающие наличие на земельном участке объекта недвижимости, либо документы, подтверждающие наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования таким участком.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и доводами кассационной жалобы не опровергается, что часть испрашиваемого земельного участка, в отношении которого заявитель просит утвердить схему расположения, является самостоятельным земельным участком, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:16:0000000:6740. При этом на данном земельном участке отсутствуют принадлежащие ФГУП "РТРС" объекты недвижимости.
Суды также правомерно приняли во внимание, что заявителю было предложено выполнить схему расположения земельного участка площадью, необходимой для обслуживания объектов недвижимого имущества, что также свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации.
При этом положениями статьи 286 АПК РФ нормативно определено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, установление и проверка фактических обстоятельств дела, равно как и переоценка непосредственно установленных судами обстоятельств, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 апреля 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2015 года по делу N А41-82918/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ орган местного самоуправления утверждает и выдает лицу, обратившемуся с целью оформления прав на земельные участки в порядке статьи 36 ЗК РФ, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в том случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка.
Обязанность утвердить и выдать такую схему у органа местного самоуправления возникает в случае, если лицо, обратившееся с заявлением об утверждении схемы, осуществляет оформление прав на земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимости, или переоформляет право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или собственности в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом заявитель должен указать, с целью реализации каких прав подготовлена схема, и представить документы, подтверждающие наличие на земельном участке объекта недвижимости, либо документы, подтверждающие наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования таким участком."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2015 г. N Ф05-15244/15 по делу N А41-82918/2014