г. Москва |
|
13 ноября 2015 г. |
Дело N А40-55305/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "СтройРемСтиль" - Амершаева В.Б. по дов. от 26.03.2015 N 53/15
от заинтересованных лиц: 1) УФМС по г.Москве - не явился, извещен;
2) ОУФМС РФ по г.Москве в НАО - не явился, извещен;
рассмотрев 12 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройРемСтиль"
на решение от 01 июня 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление от 31 июля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-55305/15,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройРемСтиль" (ОГРН 1027723009060)
к Управлению Федеральной миграционной службы по г.Москве, ОУФМС РФ по г.Москве в НАО
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройРемСтиль" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве (далее - миграционный орган, УФМС по г.Москве) по делу N 239/2534/14 от 10.10.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 рублей, и решения от 10.03.2015 по делу N 239/2534/14.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты судов двух инстанций отменить как незаконные и необоснованные. При этом указывает на неправомерность вывода судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, поскольку иностранный гражданин фактически не привлекался заявителем к трудовой деятельности. Также ссылается на то, что в ходе производства по административному делу миграционным органом допущены процессуальные нарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебное заседание не явился представитель миграционного органа, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Информация о судебном заседании своевременно размещена судом кассационной инстанции в картотеке арбитражных дел на сайте http://kad.arbitr.ru в сети Интернет согласно отчету о публикации судебного акта.
С учетом мнения представителя заявителя, суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В ходе судебного заседания представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Выслушав представителя ООО "СтройРемСтиль", обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведения проверочных мероприятий по соблюдению миграционного законодательства на строительном объекте, расположенном по адресу: г.Москва, пос. Филимонковское, пос.Марьино, корп. 4-5, УФМС России по г. Москве совместно с прокуратурой округа выявлен факт привлечения ООО "СтройРемСтиль" к трудовой деятельности в качестве монолитчика гражданина Республики Украина Накапюка А.В., без соответствующего разрешения на работу в городе Москве.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения прокурором Новомосковского АО г.Москвы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.04.2014, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, и вынесения миграционным органом постановления N 239/2534/14 от 10.10.2014 о привлечении общества к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением УФМС по г.Москве от 10.03.2015 жалоба общества на постановление от 10.10.2014 по делу N 239/2534/14 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности и решение УФМС по г.Москве нарушают права и законные интересы общества, ООО "СтройРемСтиль" обжаловало их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложении административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу части 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения предусмотренные частями 1-3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу.
В рассматриваемом случае, суды двух инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности факта привлечения обществом к трудовой деятельности гражданина Республики Украина Накапюк А.В., 1982 года рождения, в качестве монолитчика, не имеющего разрешения на работу в г.Москве. При этом указали, что данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела, в частности, протоколом осмотра территории, фототаблицей, объяснениями иностранного гражданина и иными доказательствами, представленными в материалы дела.
Таким образом, выводы судов о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, основаны на исследовании фактических обстоятельств и доказательств по делу.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя о необоснованности вывода судов двух инстанций относительно наличия в действиях общества состава административного правонарушения, судом кассационной инстанции отклоняется как направленный на переоценку выводов судов и установленных ими фактических обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Довод кассационной жалобы о вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении миграционным органом административного дела без участия законного представителя ООО "СтройРемСтиль" был предметом рассмотрения судами двух инстанций и правомерно ими отклонен.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства (почтовое уведомление от 25.03.2014 N 07-03/2014, телеграммы от 30.09.2014), суды указали, что данные процессуальные действия совершены прокурором и миграционным органом при наличии сведений о надлежащем извещении общества о месте и времени их совершения. Правовых оснований для переоценки соответствующих выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, суды обосновано указали на отсутствие существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, которые в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" являются неустранимыми и влекущими отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Содержащаяся в кассационной жалобе ссылка на то, что иностранный гражданин был привлечен иной организацией, с которой заявитель состоял в договорных отношениях, не опровергает выводов судебных инстанций, основанных на представленных сторонами в материалы дела доказательствах, исследованных судами в совокупности и взаимосвязи и получивших оценку как подтверждающих правомерность привлечения миграционным органом ООО "СтройРемСтиль" к административной ответственности по части 4 статьи 18.15 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Поскольку в силу пункта 1 примечания к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ, то в данном конкретном случае, именно ООО "СтройРемСтиль" является субъектом правонарушения, осуществившим допуск выявленного иностранного гражданина к трудовой деятельности на строительном объекте.
Доказательств того, что заявителем были предприняты какие-либо действия по соблюдению законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы, обществом не представлено.
С учетом фактических обстоятельств спора, вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, наличия у него объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления миграционного органа.
Иные доводы жалобы повторяют позицию заявителя по делу и по существу не опровергают выводов судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного производства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется § 2 главы 25 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
Следовательно, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
Согласно материалам дела, ООО "СтройРемСтиль" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ. Состав данного административного правонарушения помещен в главе 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации" и не имеет отношения к предпринимательской или иной экономической деятельности.
Диспозиция части 4 статьи 18.15 КоАП РФ также не содержит указания на такой квалифицирующий признак правонарушения, как его совершение в процессе осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
При разрешении вопроса о принятии дела к производству арбитражный суд проверяет формальное соответствие заявления критериям подведомственности спора с учетом субъектного состава сторон и объекта спорного правоотношения.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении было принято к производству и рассмотрено Арбитражным судом города Москвы с нарушением правил подведомственности.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ошибки, связанные с юрисдикцией, в принципе, могут рассматриваться в качестве "существенных нарушений", подлежащих исправлению посредством надзорного производства (см. Постановление Европейского Суда от 10 апреля 2008 г. по делу "Лучкина против Российской Федерации" (Luchkina v. Russia), жалоба N 3548/04, § 21).
Следовательно, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, если это привело к неправильному разрешению дела.
При этом необходимо установить, могло ли нарушение правил подведомственности применительно к обстоятельствам конкретного дела рассматриваться в качестве "существенного нарушения", требующего пересмотра решения, которое заявитель считал окончательным.
Лица, участвующие в деле, не выражали возражений относительно рассмотрения дела в арбитражном суде. Кроме того, заявитель сам обратился в арбитражный суд за судебной защитой. Арбитражный процессуальный кодекс не содержит иных правил рассмотрения дела об административном правонарушении, существенным образом видоизменяющих процедуру рассмотрения спора, как то: иных правил распределения бремени доказывания или оценки доказательств.
С учетом изложенного, нарушение правил подведомственности применительно к обстоятельствам настоящего конкретного дела не повлияло на правильность выводов, сделанных при рассмотрении спора, не повлекло нарушение всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты не подлежат отмене либо изменению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 июня 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 года по делу N А40-55305/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.