г. Москва |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А40-119652/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О. И.,
судей Аталиковой З. А., Дунаевой Н. Ю.,
при участии в заседании:
от истца - Гусака Р.А. по доверенности от 24.07.2015,
рассмотрев 18 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 20 мая 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нариманидзе Н. А.,
на постановление от 07 августа 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сумароковой Т. Я., Кузнецовой Е. Е., Александровой Г. С.,
по иску ООО "Авилон Плаза"
к Управлению Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра"
третьи лица Правительство Москвы, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве, Департамент городского имущества города Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "Авилон Плаза" (далее ООО "Авилон Плаза", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве от 04.07.2014 по делу N 51-1721/2014; установлении кадастровой стоимости здания общей площадью 45 807,3 кв. м, кадастровый номер 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 3, в размере его рыночной стоимости 2 680 000 000 руб.
ООО "Авилон Плаза" заявило о частичном отказе от заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; замене ненадлежащих ответчиков: Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Национального совета по оценочной деятельности, Департамента городского имущества г. Москвы, на надлежащих - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее Управление Росреестра по Москве); привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Национального совета по оценочной деятельности, Департамента городского имущества города Москвы.
Судом указанные ходатайства удовлетворены, в том числе принят частичный отказ от заявленных требований; производство в данной части прекращено; произведена замена ответчиков на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра", первый ответчик), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее Управление Росреестра по Москве, второй ответчик).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Национальный совет по оценочной деятельности, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2015 года, иск удовлетворен.
Суд установил кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:04:0002004:2319, расположенного по адресу: город Москва, Волгоградский проспект, д.43, к. 3, в размере его рыночной стоимости 2 680 000 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013.
Судом установлено, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы истца.
В результате проведения оценки здания независимым оценщиком выявлено расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью здания.
ООО "Авилон Плаза" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Здания на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Решением от 04.07.2014 Комиссией в пересмотре кадастровой стоимости здания необоснованно отказано.
Суд установил, что кадастровая стоимость нежилого здания площадью 45 807,3 кв. м, кадастровый номер 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д.43, корп. 3, равная его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013, составляет 2 680 000 000 руб.
Департаментом городского имущества города Москвы, Правительством Москвы подана кассационная жалоба на вышеназванные судебные акты, согласно которой заявители просят решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ответчики ссылаются на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Указывают, что требования ООО "Авилон Плаза" по настоящему делу сформулированы как требования, возникшие из административных правоотношений - о признании незаконным решения Комиссии, спор должен быть рассмотрен судом на основании положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке административного производства.
Требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости не является требованием, а вытекает из существа ранее заявленного основного требования о признании недействительным решения Комиссии и является способом восстановления нарушенного права.
Принимая отказ общества от требования о признании незаконным решения Комиссии, суду первой инстанции надлежало прекратить производство по делу в целом, поскольку требование об установлении кадастровой стоимости является способом восстановления нарушенного права, а не самостоятельным требованием.
Ответчики не согласны с установленной судом кадастровой стоимостью спорного объекта.
Указывают, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Истец на основании заказанного им Отчета об оценке требует установления по суду рыночной стоимости объекта недвижимости и внесения ее в ГКН в качестве кадастровой стоимости для целей налогообложения, то есть, фактически имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства, без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Ответчики, третьи лица в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Истец возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными.
Представлен письменный отзыв на жалобу.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что истец является собственником нежилых помещений (здание) площадью 45 807,3 кв. м, кадастровый номер 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д.43, корп.3.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", вступившим в силу с 01.01.2014, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве, в том числе утверждена кадастровая стоимость вышеназванного нежилого здания, принадлежащего истцу на праве собственности, в размере 4 164 230 733 руб. 10 коп. Вышеназванное постановление Правительства утратило силу с 01.01.2015.
Заявляя, что кадастровая стоимость здания значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как собственника данного имущества, так и плательщика налога на имущество организаций, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Закона Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного объекта, владельцем которого является истец, определена на основании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлена в размере 4 164 230 733 руб. 10 коп.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 24.19 указанного Закона (в редакции, применимой к спорным отношениям) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
ООО "Авилон Плаза" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Решением от 04.07.2014 Комиссией в пересмотре кадастровой стоимости здания отказано.
Статьей 24.20 названного Закона предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд установил, что согласно представленному истцом отчету N 27/2014 от 18.03.2014 об определении рыночной стоимости нежилого здания общей площадью 45 807,3 кв. м, кадастровый номер 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 3, рыночная стоимость данного здания по состоянию на 01.01.2013 составляет 2 680 000 000 руб.
Согласно статье 17.1 Закона об оценочной деятельности (в редакции на дату принятия обжалуемого решения) под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
На указанный отчет N 27/2014 от 18.03.2014 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков "Экспертный совет" подготовлено положительное экспертное заключение N 1432/2014 от 12.05.2014, из которого следует, что данный отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судом не установлены обстоятельства недостоверности вышеназванного отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Суд признал, что выводы, содержащиеся в отчете, не опровергнуты. Доказательства иной величины рыночной стоимости земельного участка не представлены, от заявления ходатайства о назначении судебной экспертизы ответчики отказались.
Суд установил, что Отчет N 27/2014 от 18.03.2014 об определении рыночной стоимости нежилого здания общей площадью 45 807,3 кв. м, кадастровый номер 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д.43, корп.3, выполненный ООО "Русская служба оценки", отвечает требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и федеральным стандартам оценки.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив обстоятельство, что кадастровая стоимость вышеназванного нежилого здания, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы истца, суд установил кадастровую стоимость объекта (нежилого здания) площадью 45 807,3 кв. м, кадастровый номер 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д.43, корп.3, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 2 680 000 000 руб.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Судебная коллегия полагает неосновательным довод ответчиков о том, что спор должен быть рассмотрен судом на основании положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке административного производства; что, принимая отказ общества от требования о признании незаконным решения Комиссии, суду первой инстанции надлежало прекратить производство по делу в целом.
В поданном в суд по настоящему делу заявлении ООО "Авилон Плаза" просило установить кадастровую стоимость спорного здания, данной заявление подлежит рассмотрению в порядке искового производства, от требования об признании недействительным решения Комиссии заявлен отказ; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, как сказано выше, является установленным законом способом защиты нарушенного права.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов (несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права) не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2015 года по делу N А40-119652/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О. И. Комарова |
Судьи |
З. А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.