г. Москва |
|
1 декабря 2015 г. |
Дело N А40-32026/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Чалбышевой И.В.,
судей Малюшина А.А., Дегтяревой Н.В.,
при участии в заседании:
от истца: извещен, не явился,
от ответчика: Смирнова А.А. - доверенность N 01-10-08/30 от 27.03.2015.,
рассмотрев 26 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 27.05.2015 Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Гусенковым М.О.,
на постановление от 04.08.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Баниным И.Н., Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В.,
по иску Администрации Жарковского района Тверской области
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Администрация Жарковского района Тверской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 374 620 руб. 93 коп. убытков, понесенных в связи с реализацией мер социальной поддержки медицинских работников.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2015 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2015 года решение суда первой инстанции изменено, убытки взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, который полагает, что арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов были нарушены нормы материального права ввиду неправильного применения закона. В связи с этим податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы. До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, судебная коллегия полагает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, решение и постановление - отмене, с принятием по делу нового судебного акта, ввиду следующего.
При рассмотрении спора по существу судами установлено, что вступившим в законную силу решением Жарковского районного суда Тверской области от 16 декабря 2013 года по делу N 2-136/2013 с истца в пользу медицинских работников ГБУЗ "Жарковская ЦРБ" взысканы денежные компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение. Кроме того, определением Жарковского районного суда Тверской области от 23 мая 2014 года с администрации взысканы расходы на оплату услуг представителя.
Во исполнение указанных решения и определения истцом выплачено медицинским работникам ГБУЗ "Жарковская ЦРБ" в общей сложности 374 620 руб. 93 коп.
Обращаясь в арбитражный суд, истец указал на то, что ответчиком в нарушение законодательства, расходы по предоставлению льгот компенсированы не были, в связи с чем у истца образовались убытки.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из доказанности факта несения истцом расходов в заявленном размере и отсутствия со стороны ответчика доказательств о выделении в спорный период из федерального бюджета достаточных финансовых средств для возмещения указанных расходов.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов, ввиду следующего. В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (в редакции, действовавшей на 1 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей, имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с действующим законодательством, обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на орган местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
До настоящего времени меры социальной поддержки для вышеуказанных категорий лиц в Жаровском районе не установлены. При этом, Тверская область установила меры социальной поддержки в виде компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно статьям 2 и 3 Закона Тверской области от 22 февраля 2005 года N 12-30 "О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)" право на ежемесячную денежную компенсацию стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг имеют врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения. Указанным законом установлен порядок и условия выплаты ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг.
В силу статьи 4 названного Закона Тверской области финансовое обеспечение расходов по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящим Законом, является расходным обязательством Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 13 июня 2006 года N 140-па утвержден порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).
С учетом изложенного, Тверская область установила меры социальной поддержки в виде компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.
На основании выше изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судами установлены все фактические обстоятельства дела и дополнительного исследования доказательств не требуется, кассационная коллегия полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2015 года по делу N А40-32026/15 отменить; в иске отказать.
Председательствующий судья |
И.В.Чалбышева |
Судьи |
А.А.Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.