Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела представленный с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 03 августа 2005 г. N 4279-МП/60 проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и сообщает следующее.
Представленный законопроект не может быть согласован.
Действующее законодательство сохраняет за регионами широкие полномочия по разработке и принятию законов и иных нормативных правовых актов, включая разработку и реализацию региональных целевых программ, реализации иных мер, направленных на охрану здоровья населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Так, в соответствии со статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:
- принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением, законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан;
- разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;
- регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также другие вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.
Статьей 11 этого же федерального закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, .общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
При этом следует исходить из того, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается рядом мер, в том числе посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни.
Указанное в полной мере относится и к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, изготавливаемых на их территории.
Кроме того, статьей 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право решать другие, не исключенные из их ведения и не отнесенные к полномочиям Российской Федерации вопросы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Реализация мер по своевременному информированию населения городских и сельских поселений об инфекционных заболеваниях и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях возможна в пределах имеющихся у органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий. Так, статьей 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны организовывать информирование населения соответствующих субъектов Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке, о проводимых и (или) планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях).
Такая же норма содержится в статье 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.
Представление необходимой для этого информации является обязанностью должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 52 этого же федерального закона).
Для организационно-технического решения указанной задачи Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставляет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации право решать вопросы информационного обеспечения своей деятельности, в том числе учреждать печатные средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации.
Введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) является обязанностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что предусмотрено статьей 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", порядок введения карантина установлен статьей 31 этого же закона.
Действующим законодательством функции по осуществлению социально-гигиенического мониторинга отнесены к компетенции Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Положением о социально-гигиеническом мониторинге, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 (пункт 10) установлено, что проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Самостоятельное проведение социально-гигиенического мониторинга силами субъекта Российской Федерации потребует значительных неоправданных затрат времени и средств для организации не только системы сбора и обработки данных о состоянии здоровья населения и среды его обитания, но и создания научно-методической базы для оценки влияния конкретных факторов среды обитания на показатели здоровья.
Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60 вышеназванное постановление признано утратившим силу
См. Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60
Для решения указанных задач в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за период с 1994 года создано необходимое программно-аппаратное обеспечение, изданы нормативные и методические материалы, подготовлены соответствующие специалисты. Для решения указанной задачи работают более 20 федеральных научно-исследовательских центров и институтов. Данные социально-гигиенического мониторинга, объединенные в федеральный информационный фонд являются информацией, доступной для любого пользователя, а на основании этих данных ежегодно готовятся региональные и федеральный доклады о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране.
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 августа 2005 г. N 0100/6200-05-23 "О рассмотрении законопроекта"
Текст письма официально опубликован не был