Анализ информации о санитарно-эпидемиологических экспертизах, осуществляемых территориальными управлениями и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека свидетельствует о наличии недостатков и упущений в этой работе.
Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, утвержден приказом Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 325, в приказе также выделена та часть продукции, санитарно-эпидемиологическая экспертиза которой проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России).
За период с 1 января 1998 г. по 1 июля 2005 г. на основании проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз было выдано 1518164 санитарно-эпидемиологических заключения, из них 1325916 - территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - центрами Госсанэпиднадзора), 40193 - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России).
Как свидетельствует анализ, по-прежнему центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), а также некоторыми территориальными управлениями Роспотребнадзора выдаются заключения на продукцию, не предназначенную для исключительного использования на подконтрольных им объектах, либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе - на части кузова для легковых автомобилей, коробки передач, зеркала наружные для автомобилей, стальные штанги для пресса по переработке бумажных отходов, алюминиевые клипсы и петли для пищевой промышленности и т.п. (ЦГСЭН ФМБА); миски для животных, чехлы для бильярдных киев, манекены, рамки для фотографий деревянные и т.п. (ЦГСЭН Минобороны России), на шасси для седельного тягача, головки огнетушителей, автомобили, весла из алюминия, тракторы, ювелирные изделия и т.п. (территориальные управления по Тверской области, Санкт-Петербургу).
Свидетельством недостаточной квалификации специалистов и бесконтрольности со стороны руководителей территориальных управлений является то, что без наличия правовых оснований оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность и продукцию, которые санитарными правилами не регламентирована. Так, территориальным управлением по г. Москве оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на розничную торговлю сотовыми телефонами, аксессуарами, телефонными картами и т.п. Аналогичная ситуация сложилась в территориальном управлении по Приморскому краю, где 23,5% санитарно-эпидемиологических заключений выданы на продукцию, не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе. В территориальном управлении по Тверской области этот показатель составил 28,6%, в территориальном управлении по Республике Алтай - 40%, в территориальном управлении по Ростовской области - 29,4% и т.д.
Во многих территориях не соблюдается порядок выдачи свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, который предусматривает, что решение о необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление, и оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность испытательных лабораторий (центров), осуществляющих исследования (испытания).
Не налажена должным образом система учета, выдачи и использования бланков санитарно-эпидемиологических заключений. Так, в 2004 году выдано для использования 432199 бланков, а выдано (по данным реестра) - 274525 (63,5%) санитарно-эпидемиологических заключений. В территориальном управлении по железнодорожному транспорту этот показатель составил 19,8%, в территориальном управлении по Смоленской области - 23%, по Новосибирской области - 9,4%.
В ряде регионов продолжается практика взимания платы за выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности для целей лицензирования, а также в случаях, когда имеющихся в территориальном управлении материалов достаточно для принятия соответствующего решения без проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Нередко перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется санитарно-эпидемиологическое заключение, необоснованно расширяется.
На основании изложенного предлагаю.
Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- впредь до издания типового регламента деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации, оформлению санитарно-эпидемиологических заключений, в месячный срок разработать и утвердить временный регламент деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации, оформлению санитарно-эпидемиологических заключений, предусмотрев в нем, что решение о необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление, оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность испытательных центров (лабораторий), осуществляющих исследования;
- установить систематический контроль за деятельностью центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, включая вопросы организации и осуществления санитарно-эпидемиологических экспертиз, правильности учета и расходования бланков строгой отчетности, своевременности и полноты внесения данных в реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений;
- установить строгий контроль за правильностью определения необходимости государственной регистрации, оформления санитарно-эпидемиологического заключения. Каждый случай направления на экспертизу продукции (вида деятельности) при отсутствии на них установленных обязательных требований расценивать как показатель недостаточной профессиональной подготовки специалиста, к виновным принимать меры дисциплинарного воздействия, включая перевод на работу, не связанную с выдачей свидетельств о государственной регистрации, оформлением санитарно-эпидемиологических заключений;
- выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности обязательным требованиям осуществлять как правило на безвозмездной основе, по материалам государственного санитарно-эпидемиологического надзора за действующим, вводимым в эксплуатацию объектом;
- не допускать взимания платы за предоставление гражданам, юридическим лицам, таможенным органам информации о необходимости санитарно-эпидемиологической оценки отдельных видов продукции
Главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств принять меры к недопущению выдачи подчиненными учреждениями заключений на продукцию, не предназначенную для исключительного использования на подконтрольных объектах, либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе.
Руководителям территориальных управлений, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств довести настоящее письмо до сведения специалистов территориальных управлений и их отделов, центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, учреждений (структурных подразделений) министерств и ведомств, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Приложение: аналитические материалы на 4 л. в 1 экз.
Руководитель |
Г.Г.Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указаны недостатки в работе по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, выявленные в результате анализа информации о санитарно-эпидемиологических экспертизах, осуществляемых территориальными управлениями и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора). Отмечено, в частности, что центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России, Федерального медико-биологического агентства, а также некоторыми территориальными управлениями Роспотребнадзора выдаются заключения на продукцию, не предназначенную для исключительного использования на подконтрольных им объектах, либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе.
Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора предложено утвердить временный регламент деятельности территориального управления Роспотребнадзора, предусмотрев в нем, что решение о необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление, оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность испытательных центров (лабораторий), осуществляющих исследования.
Предлагается также: установить систематический контроль за деятельностью центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов; установить строгий контроль за правильностью определения необходимости государственной регистрации, оформления санитарно-эпидемиологического заключения; не допускать взимания платы за информацию о необходимости санитарно-эпидемиологической оценки отдельных видов продукции.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 августа 2005 г. N 0100/6096-05-32 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах"
Текст письма официально опубликован не был