См. также письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 июля 2006 г. N 0100/7969-06-32
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека провела анализ материалов по выполнению постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2004 г. N 8 "Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности населения" и результаты его направляет для использования в работе.
Следует признать в целом неудовлетворительной исполнительскую дисциплину и отсутствие контроля исполнения вышеуказанного постановления. В обозначенный для доклада срок были представлены материалы только по 41 субъекту Российской Федерации, после напоминания представлен еще 31 материал, до настоящего времени не представили данные территориальные управления 17 субъектов Российской Федерации.
Большинство представленных отчетов содержат материалы не по выполнению вышеуказанного постановления, а о работе службы по организации радиационной безопасности за последние 3 - 5 лет.
Вместе с тем во многих субъектах Российской Федерации работа по организации надзора за радиационной безопасностью населения приобрела целенаправленный и результативный характер.
При реализации постановления используются следующие направления работы.
1) Реализация положений Федеральных законов на уровне субъекта Российской Федерации.
В 84 субъектах Российской Федерации введена ежегодная оценка радиационной безопасности в форме радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий. Не выполнены требования Федерального закона в Республиках Бурятия, Дагестан, Чеченской, Корякском и Ненецком автономных округах.
В соответствии с рекомендациями Федеральной службы созданы региональные банки данных по дозам облучения населения от техногенных, медицинских и природных источников ионизирующего излучения на базе ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Астраханской, Брянской, Тверской, Ярославской и некоторых др. областей.
Для оперативного использования данных банков в целях надзора считаем возможным их создание на базе территориального управления Роспотребнадзора, как это сделано в Республике Кабардино-Балкарии.
На первом этапе возможно раздельное ведение банка данных. Например: банк данных доз облучения от медицинских источников ионизирующего излучения создан на базе ГУ здравоохранения Воронежской области, а природных и техногенных источников на базе ФГУЗ.
В Республике Татарстан банк доз облучения населения (по решению органов исполнительной власти) создан на базе АНО "ГНВЦ "Протон".
В рамках создания ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки) в Красноярском крае создана первая очередь автоматизированной системы контроля за радиационной обстановкой в составе 7 пунктов постоянного мониторирования мощности дозы внешнего гамма-излучения, которая способна выдавать аварийные сигналы в автоматическом режиме. О реализации этой программы на радиационно-опасных объектах в других территориях информация не представлена.
2) Принятие региональных законов на уровне законодательной власти субъектов Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности населения.
Только на нескольких территориях с участием и по инициативе органов, осуществляющих госсанэпиднадзор, удалось добиться принятия региональных законов по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения.
Действуют следующие региональные законы: Закон "О радиационной безопасности населения Красноярского края", Закон "О радиационной безопасности населения Воронежской области", два закона Краснодарского края "О радиационном контроле трансграничных грузов" и "Об обеспечении радиационной и химической безопасности населения Краснодарского края", подготовлен проект закона "О радиационной безопасности населения в Томской области".
Следует активизировать данный вид работы, особенно на территориях субъектов Российской Федерации, пострадавших от ранее произошедших радиационных аварий и инцидентов и территориях расположения радиационно-опасных объектов.
3) Совместная работа территориальных управлений Федеральной службы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ее структурными подразделениями.
Следует использовать это направление работы в каждом субъекте Российской Федерации. В настоящее время подготовлены и приняты постановления органов исполнительной власти по вопросам организации радиационной безопасности населения в Свердловской и Брянской областях.
Изданы совместные приказы территориальных управлений Федеральной службы с органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации: Алтайского, Ставропольского краев, Республики Марий Эл, Ивановской, Калининградской областей.
4) Постановления главных государственных санитарных врачей по вопросу об организации мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности населения по субъектам Российской Федерации выпущены только в Омской, Челябинской, Томской, Воронежской, Ивановской областях. Следует активизировать эту работу, определив в постановлениях конкретные для каждого региона вопросы обеспечения радиационной безопасности населения.
5) Необходимо еще шире использовать подготовку и совместное заслушивание аналитических материалов по дозам облучения населения в органах исполнительной власти, органах управления здравоохранением, коллегиях, семинарах, днях рентгенолога.
6) Во многих территориях подготовлены региональные программы снижения доз облучения населения, как от всех видов облучения, так по отдельным видам: медицинскому, природному.
Региональные программы действуют в Курской, Вологодской областях, Республике Башкортостан. Разработаны проекты программ в Тверской, Кировской, Рязанской, Омской, Челябинской областях, Красноярском крае.
В Тульской области "Областная целевая программа модернизации рентгеновского оборудования на 2005 - 2008 гг." утверждена в форме территориального закона от 14.07.2004 N 477-ЗТО, что значительно повышает как ее статус, так и гарантии ее выполнения.
При отсутствии программ на уровне субъекта Российской Федерации рекомендуется выйти с предложениями по снижению доз облучения населения в органы исполнительной власти на уровне административных территориальных образований, городов, муниципальных образований, как например это сделано на уровне городов Старый Оскол, Белгород (в Белгородской области).
До принятия программ снижения доз облучения, которые требуют значительного подготовительного этапа работы, следует использовать подготовку и реализацию планов замены медицинского рентгенодиагностического оборудования в каждом конкретном медицинском учреждении (при необходимости), что следует отразить в заключении на радиационно-гигиенический паспорт объекта.
В Новгородской и Калининградской областях действуют программы "Радон" по снижения доз облучения от природных источников ионизирующего излучения. Такая работа особенно необходима в регионах с повышенным природным фоном.
7) Надзор за использованием техногенных источников ионизирующего излучения. Это основное направление недостаточно отражено в материалах территориальных управлений.
В этой работе следует уделить внимание контролю и учету индивидуальных доз облучения персонала. Охват персонала ИДК составляет 80 - 99%, например: Камчатская область - 81%, Республика Башкортостан - 88%, Белгородская область - 99,7%, г. Санкт-Петербург, Курская область - 100%. Однако в отдельных регионах он не превышает - 50%. Пять территорий (Республики Алтай, Карачаево-Черкесская, Чеченская, а также Владимирская область и Ненецкий АО) не представили отчетных форм N 1-ДОЗ за 2004 год, что оценивается как отсутствие контроля и надзора за ИДК персонала.
Следует обратить внимание на:
- своевременное захоронение неиспользуемых радионуклидных источников, например: 29 предприятий Рязанской области складируют 6761 радиоизотопный прибор с истекшими сроками эксплуатации;
- выполнение требований санитарных правил при использовании источников ионизирующего излучения на промышленных предприятиях;
- выявление аномальных (или загрязненных) участков территорий, в том числе при отводе под строительство. Так на территории г. Москвы ежегодно выявляются порядка 50 таких участков.
8) Работа по контролю за природными источниками ионизирующего излучения на многих территориях ограничивается проведением лабораторных исследований, однако организационная и информационная работа по данному направлению практически отсутствует.
Подготовленные материалы не содержат предложений для организаций и органов исполнительной власти по разработке мероприятий или программ для снижения доз облучения населения от природных источников. В материалах территориальных управлений отсутствуют данные о контроле на предприятиях, использующих минеральное сырье в производственных условиях, и оценке доз облучения персонала при этих работах.
В Коми-Пермяцком округе до настоящего времени отсутствует аппаратура дозиметрического контроля и исследования не проводятся, по этой же причине не осуществляется надзор за содержанием радона в жилых и общественных зданиях на территории Чукотского АО.
9) Следует положительно оценить работу по привлечению к анализу доз облучения населения органов исполнительной власти (не только здравоохранения). Например: в Архангельской области отчеты предприятий, использующих в работе источники ионизирующего излучения, проанализированы Департаментом промышленности администрации Архангельской области.
Работа по реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2004 г. N 8 "Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности населения" продолжается. Для успешной реализации постановления следует широко во всех регионах использовать вышеприведенные направления работы.
Материалы о ходе реализации постановления представьте в Федеральную службу к 1 июня 2006 года.
Заместитель руководителя |
Л.П. Гульченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводится анализ проведенной в субъектах работы по выполнению постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2004 г. N 8 "Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности населения".
В 84 субъектах Российской Федерации введена ежегодная оценка радиационной безопасности в форме радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий. Созданы региональные банки данных по дозам облучения населения от техногенных, медицинских и природных источников ионизирующего излучения.
Только на нескольких территориях приняты региональные законы по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения. Во многих территориях подготовлены региональные программы снижения доз облучения населения, как от всех видов облучения, так и по отдельным видам: медицинскому, природному.
Обращается внимание на своевременное захоронение неиспользуемых радионуклидных источников, выполнение требований санитарных правил при использовании источников ионизирующего излучения на промышленных предприятиях, выявление аномальных (или загрязненных) участков территорий, в том числе при отводе под строительство.
Материалы о ходе реализации постановления представляются в Федеральную службу к 1 июня 2006 года.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 ноября 2005 г. N 0100/9943-05-32 "Об усилении надзора за радиационной безопасностью"
Текст письма официально опубликован не был