• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Методические рекомендации "Организация контрольных мероприятий и оценка эффективности реализации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан" (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 7 июня 2005 г.)

Методические рекомендации предназначены для всех специалистов - участников реализации дополнительного лекарственного обеспечения: сотрудников органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, управлений здравоохранением, управлений социальной защиты населения, фондов обязательного медицинского страхования, отделений Пенсионного фонда России, медицинских, фармацевтических и аптечных организаций, а также страховых медицинских организаций. Методические рекомендации следует использовать в комплексе с утвержденными Минздравсоцразвития России, Росздравнадзором и Федеральным фондом ОМС нормативными правовыми документами.

В соответствии с п. 2. ст. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321) (с изменениями от 31 декабря 2004 г.) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 5.8. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323) (с изменениями от 12 августа 2004 г.) Росздравнадзор осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных, .предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.

В целях осуществления контрольных мероприятий в субъектах Российской Федерации проводятся комплексные проверки специалистами Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и пр. на основании ведомственных приказов.

1. Организация контроля за назначением, выпиской лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

Назначать и выписывать лекарственные средства отдельным категориям граждан при дополнительном лекарственном обеспечении (далее - ДЛО) имеют право врачи (фельдшеры), включенные в списки, утвержденные органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (далее - ОУЗ).

При организации в субъекте Российской Федерации централизованного снабжения рецептурными бланками N 148-1/у-04 (л) ответственное лицо, назначенное приказом руководителя лечебно-профилактического учреждения (далее - ЛПУ), включенного в списки участников ДЛО, получает в ОУЗ соответствующего уровня (субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

В "Журнале учета рецептурных бланков формы N 148-1/у-04 (л) в лечебно-профилактических учреждениях" (учетная форма N 305/у-1) (далее - Журнал) ответственным лицом за его ведение делается отметка о получении рецептурных бланков, их реквизитов (серия, номер).

В ЛПУ врачам (фельдшерам), выписывающим рецепты по ДЛО, ответственным лицом выдаются рецептурные бланки из расчета двухнедельной потребности, о чем делается соответствующая отметка в Журнале.

Рецептурные бланки у врача (фельдшера) должны храниться в условиях, обеспечивающих их сохранность.

В случаях утери (порчи) бланков рецептов в ЛПУ комиссией составляется акт, выявляются и устраняются причины. Регламент работы комиссии определяется приказом главного врача ЛПУ. Об утере рецептурных бланков в течение одного дня информируются органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, которые передают данную информацию всем организациям - участникам ДЛО в течение двух дней. За утерю (порчу) бланков рецептов врачи (фельдшеры) несут персональную ответственность.

Состояние хранения, учета, фактического наличия и расходования рецептурных бланков для ДЛО комиссия ЛПУ проверяет не реже 1 раза в месяц.

При изготовлении рецептурных бланков в лечебно-профилактическом учреждении с помощью компьютерных технологий, получение серии и номера рецептурных бланков осуществляется приказом органа управления здравоохранением соответствующего уровня.

Врачи (фельдшеры) при назначении и выписке рецептов на лекарственные средства по ДЛО, в соответствии с Перечнем лекарственных средств и стандартами медицинской помощи, утвержденными Минздравсоцразвития России, несут ответственность за целесообразность назначения лекарственных средств и правильность оформления рецепта.

В целях осуществления контроля за назначением и выпиской лекарственных средств отдельным категориям граждан и проведения экспертизы эффективности ДЛО на уровне ЛПУ, ОУЗ и МОУЗ создаются постоянно действующие комиссии под председательством: на уровне ЛПУ - руководителя учреждения или его заместителя, МОУЗ и ОУЗ - руководителей ОУЗ или их заместителей.

В состав комиссии включаются руководитель аптечного учреждения, работающего совместно с ЛПУ по ДЛО, врач клинический фармаколог и другие специалисты.

В состав комиссий на уровне муниципальных образований и субъектов Российской Федерации входят представители территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а в состав комиссий субъектов Российской Федерации, кроме того, представители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации и другие специалисты.

Положения о постоянно действующих комиссиях по проверке целесообразности назначения лекарственных средств, правильности их выписки, экспертизы эффективности ДЛО, а также их состав утверждаются руководителями ЛПУ, ОУЗ муниципального образования и субъекта Российской Федерации соответственно.

Комиссиями проводятся плановые проверки, осуществляемые путем сплошной или выборочной экспертизы, целевые, а также внеплановые при поступлении заявлений граждан.

Плановые проверки рационального назначения лекарственных средств в ЛПУ проводятся: комиссией ЛПУ - еженедельно, комиссией муниципального образования - ежемесячно, комиссией субъекта Российской Федерации - ежеквартально. По итогам проверок составляются акты.

В ходе проведения экспертной проверки комиссиями ОУЗ и МОУЗ сверяется соответствие врачей (фельдшеров), осуществляющих назначение лекарственных средств и выписку рецептов, по списку медицинских работников, утвержденному ОУЗ субъекта Российской Федерации.

Контролю в лечебно-профилактическом учреждении подлежат:

1. Своевременность актуализации сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

2. Ведение учетной медицинской документации в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (зарегистрирован 14.12.2004 г., регистрационный N 6188):

2.1. медицинской карты амбулаторного больного (форма N 025/у-04);

2.2. истории развития ребенка (форма 112/у);

2.3. паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (форма N 030-П/у);

2.4. сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (форма N 030-Р/у).

3. Хранение и выдача рецептурных бланков;

4. Качество и своевременность определения потребности в необходимых лекарственных средствах, выписываемых врачами (фельдшерами);

5. Обоснованность, назначения лекарственных средств, кратность их назначения, соответствие доз в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и Перечнем лекарственных средств, утвержденным в установленном порядке;

5.1. Обоснованность назначения лекарственного средства при нетипичном течении заболевания и (или) сочетанной патологии, при назначении комбинаций лекарственных средств, а также индивидуальной непереносимости лекарственных средств;

5.2. Количество одновременно выписываемых лекарственных средств, их совместимость и фармакологическая обоснованность назначения;

5.3. Обоснование аналоговой замены при отсутствии лекарственного средства в аптечной организации;

6. Соблюдение правил и сроков назначения и выписки лекарственных средств в соответствии с приказом Минздрава России от 23 августа 1999 г. N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 1999 г., регистрационный N 1944 с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 9 января 2001 N 3 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2001, регистрационный N 2543), от 16 мая 2003 N 206 (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2003, регистрационный N 4641), от 19 декабря 2003 N 608 (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2004, регистрационный N 5441), от 22 ноября 2004 г. N 257 (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2004, регистрационный N 6148)).

В случае выявления нарушений при ведении документации, назначении лекарств, оформлении рецептов медицинские работники, виновные в данных нарушениях, могут по представлению соответствующих комиссий подвергаться дисциплинарному взысканию в порядке, установленном трудовым законодательством.

Комиссии ОУЗ имеют право запрашивать акты проверок комиссий МОУЗ и ЛПУ, а также проверять их работу.

По результатам рассмотрения работы комиссий и выявлении фактов их неудовлетворительной работы могут быть вынесены решения о дисциплинарной и иных видах ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также возможности дальнейшей работы соответствующего ЛПУ по ДЛО.

2. Оценка эффективности реализации ДЛО отдельных категорий граждан в субъекте Российской Федерации

Оценка эффективности ДЛО осуществляется органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и другими органами и организациями, в компетенцию которых входят вопросы контроля и координации деятельности участников ДЛО.

Минздравсоцразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, устанавливает правила и порядок отпуска лекарственных средств.

В целях повышения эффективности обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами Минздравсоцразвития России рекомендует установить следующие сроки обслуживания рецептов в аптечных организациях:

1. с пометкой "cito" (срочно) в срок, не превышающий двух рабочих дней с момента обращения;

2. на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, в срок, не превышающий пять ра

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Методические рекомендации предназначены для всех специалистов - участников реализации дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО): сотрудников органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, управлений здравоохранением, управлений социальной защиты населения, фондов обязательного медицинского страхования, отделений Пенсионного фонда России, медицинских, фармацевтических и аптечных организаций, а также страховых медицинских организаций.

Так, даны рекомендации по организации контроля за назначением, выпиской лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также по оценке эффективности реализации ДЛО отдельных категорий граждан в субъекте РФ. Приведен порядок создания комиссий для контроля за назначением и выпиской лекарственных средств и проведения экспертизы эффективности ДЛО. Установлены индикаторы оценки эффективности реализации ДЛО.


Методические рекомендации "Организация контрольных мероприятий и оценка эффективности реализации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан" (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 7 июня 2005 г.)


Текст методических рекомендаций официально опубликован не был


Методические рекомендации разработали:

Департамент фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России: доктор медицинских наук Н.В. Юргель, кандидат биологических наук Д.В. Рейхарт, кандидат фармацевтических наук Т.В. Рейхтман, кандидат фармацевтических наук М.Р. Сакаев, Н.В. Кортошкина.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития: кандидат фармацевтических наук Е.А. Тельнова

Редакционный совет: академик РАМН Н.Н. Володин; член-корреспондент РАМН Р.У. Хабриев; профессор, доктор медицинских наук Р.А. Хальфин; доктор медицинских наук Н.В. Юргель