Организация и режим работы групп и школ продленного дня
(методические рекомендации)
(утв. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР
12 декабря 1979 г. N 2111-79)
Общие положения
Школы и группы продленного дня* - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.
Группы продленного дня создаются для учащихся I - VIII классов при наличии необходимой материальной базы и при условии, что их организация не приведет к увеличению сменности занятий в школе.
Порядок открытия, комплектование, организация работы, финансирование, учет и отчетность проводятся в соответствии с "Типовым положением об общеобразовательных школах с продленным днем в группах продленного дня".
Общее количество детей в группе продленного дня составляет 25 - 30 человек. Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из учащихся одного класса, либо параллельных классов. Пребывание детей в группе продленного дня охватывает период времени с 8.30 до 18 - 19.30. Длительное пребывание в школе может оказывать благоприятное влияние только при наличии и соблюдении соответствующих гигиенических условий.
Действующими строительными нормами и правилами СниП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" для помещений продленного дня предусматривается дополнительная площадь в 50 - 60 кв.м на одну параллель классов (I - VIII).
Помещения групп продленного дня для учащихся I - VIII классов целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, или на одном этаже, что создает возможность организовать дифференцированный режим и более эффективно использовать все помещения групп продленного дня, включая рекреации.
Рекомендуемый минимум помещений для учащихся первых классов группы продленного дня - спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в школе специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати. Такие помещения должны предусматриваться для групп, состоящих из учащихся только одного класса.
Для учащихся II - VIII классов, в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется выделять закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию детей, дневного сна для ослабленных детей.
Важным психо-гигиеническим условием пребывания детей на продленном дне является создание максимально возможного домашнего уюта и включения в интерьер группы элементов домашней обстановки, что способствует благоприятной эмоциональной настроенности детей, привлекает их к посещению группы, повышает ее воспитательное значение.
Дети в период пребывания на продленном дне должны переодеваться, для чего рекомендуется иметь индивидуальные шкафчики для хранения сменной одежды, обуви и гигиенических принадлежностей; для начальных классов их можно разместить в игровых, в классных комнатах, в рекреациях или других помещениях учебной секции начальных классов.
Режим дня
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих продленный день, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в школу, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для учащихся I-х классов и ослабленных детей II-III классов, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Примерное чередование отдельных элементов режима в группах продленного дня и их длительность для учащихся I - VIII классов в зависимости от сменности обучения дается в приложении 1 и 2.
Длительность отдельных компонентов режима продленного дня определяется дифференцированно в зависимости от возраста учащихся, количества учебных уроков, объема домашних занятий.
Ежедневную утреннюю гимнастику, продолжительностью от 5 минут (в младших классах) до 8 - 10 минут (в средних классах) рекомендуется в теплое время года проводить на участке школы во время прогулки; в остальные периоды учебного года, в зависимости от местных условий - в хорошо проветренных рекреациях, классных комнатах и др.
Особое значение имеют так называемые "физкультурные минутки" длительностью 1-2 мин. на уроках и при подготовке домашних заданий в группах продленного дня. Они способствуют восстановлению работоспособности учащихся, улучшению их самочувствия, повышению внимательности, предупреждению нарушений осанки. "Физкультурные минутки" рекомендуется проводить при появлении признаков утомления (снижение активности, нарушение внимания, появление беспокойства) на 20 - 25 минуте урока: в первых классах на уроках математики и письма их целесообразно проводить 2 раза - на 15 - 17 и 30 - 32 минутах, "физкультурные минутки" обязательно проводятся в начальных и средних классах; в старших классах - по показаниям.
Перемены, необходимые для отдыха учащихся от предшествующей деятельности и восстановления работоспособности, рекомендуется проводить в играх малой и средней подвижности. Наибольшее оздоровительное влияние оказывают перемены, проводимые на свежем воздухе. Перемены на свежем воздухе в средней полосе страны могут проводиться при температурах до - 10° и при скорости ветра до 4 м в сек. Непосредственное руководство проведением перемен возлагается на дежурных педагогов и физкультурный актив школы из числа учащихся старших классов. Желательно в режиме дня предусматривать проведение прогулки до начала учебных занятий длительностью до 30 минут.
Отдых на свежем воздухе
После окончания учебных занятий в школе для восстановления работоспособности перед последующим ответственным периодом - выполнением домашних заданий, организуется отдых длительностью не менее 2,5 - 3 часов для учащихся I - IV классов и не менее 2-х часов для учащихся V - VIII классов. Основная часть этого времени отводится отдыху детей на свежем воздухе. Длительность пребывания на свежем воздухе должна составлять не менее 2,30 часов для учащихся I - IV классов, 1,5 - 2 часа - 5-6 классов и 1-1,5 часа - 7-8 классов.
Целесообразно предусматривать прогулки:
- до обеда, длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе, за исключением дней с шестью уроками;
- перед самоподготовкой, в течение часа, для учащихся 2 - 8 классов (для I-го класса в это время организуется сон);
- после самоподготовки и перед уходом домой.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. Одна из прогулок один раз в день, длительностью не менее одного часа, должна проводиться с большой физической нагрузкой (так называемый "спортивный час"). Спортивный час проводится под руководством учителя физкультуры, тренера, специально подготовленного инструктора из педагогов или физкультурного актива старшеклассников. Это время заполняется различными подвижными и спортивными играми, кратковременными подходами, простейшими соревнованиями.
В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2-3 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, тенисом и др. (на открытом воздухе). Занятия физическими упражнениями и играми должны отвечать по своему характеру основной цели - обеспечению активного отдыха учащихся и укреплению их здоровья. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом 2 раза в неделю.
С целью повышения оздоровительного влияния отдыха на свежем воздухе и спортивного часа рекомендуется:
- наибольшую нагрузку (прыжки, бег на перегонки, проведение соревнований, спортивных и других высокоэмоциональных игр) предусматривать в первую половину прогулки или спортивного часа, последние 10 минут отводить на спокойные игры (на внимание) для снятия чрезмерного возбуждения перед приготовлением домашних заданий;
- соблюдать соответствие содержания заданий и нагрузки возрасту учащихся;
- учитывать состояние здоровья учащихся и физическую подготовленность для регламентации объема и интенсивности упражнений.
Дети, отнесенные к специальной медицинской группе, или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр, выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой, или совершают прогулки на свежем воздухе. К занятиям по физкультуре в полном объеме, спортивным играм после перенесенных заболеваний школьники допускаются согласно срокам, рекомендованным в методических указаниях по врачебному контролю за физическим воспитанием детей и подростков, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе физической подготовки.
При организации физкультурных занятий на открытом воздухе подбор физических упражнений осуществляется в зависимости от температуры воздуха. В холодную погоду используются физические упражнения и игры большей интенсивности и подвижности, хорошо знакомые детям, чтобы избежать дополнительных пауз для объяснения.
Одежда учащихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветренные помещения.
В часы прогулки возможна организация общественно полезного труда на пришкольном участке длительностью до 30 минут для учащихся I - IV классов, 45 минут - 1 часа - для учащихся V - VIII классов.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки раздельно для учащихся I - II, III -IV, V - VIII классов. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы и др.
Организация сна
Для учащихся I-х классов, а также ослабленных детей II - III классов лучшим отдыхом является дневной сон. Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1,5 часа.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 3 м3 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или одноярусными кроватями.
При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати - 50 см.; изголовьями - 20 см.; отдельными рядами - 100 см.; кроватью и наружной стеной - 60 см.; а для северных районов страны последний размер составляет не менее 100 см.
За каждым учащимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья не реже 1 раза в 2 недели.
Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до начала сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках, но необходимо следить, чтобы температура воздуха в помещениях была не ниже 18 - 20°.
Во время сна детей необходимо присутствие воспитателя или дежурного преподавателя (родителей).
Подготовка домашних заданий
Выполнение учащимися домашних заданий (самоподготовка) - одна из самых ответственных и сложных частей многосторонней работы школы и групп продленного дня. Самоподготовка нуждается в правильной организации, дифференцированном подходе к учащимся, для чего следует соблюдать следующие рекомендации:
- приготовление уроков проводить в закрепленном классном помещении либо кабинете, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащихся;
- начинать самоподготовку не позднее 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- ограничивать длительность выполнения домашних заданий не более 1 часа для учащимся I классов; 1,5 - 2 часа - II классов; 2 - 2,5 часа - III - VIII классов;
- предоставлять по усмотрению детей выбор порядка выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного ученика;
- предоставлять учащимся возможность устраивать самопроизвольные перерывы по завершению определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв в самостоятельной работе отвлекает учащихся, нарушает ход мыслей;
- проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты, по мере проявления утомления учащихся (учащиеся встают рядом с партой, выполняют 3 - 5 упражнений: поднимание и опускание рук, сгибание и разгибание пальцев, приседание с глубоким дыханием через нос, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки и др., повторяя их 4 - 6 раз);
- предоставлять учащимся, закончившим выполнение заданных уроков до окончания работы всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне), временно отключиться от большого коллектива;
- учитывать индивидуальные особенности учащихся, для приготовления устных домашних заданий в IV - VIII классах, по усмотрению учителя, рекомендовать использовать читальный зал, библиотеку, игровые и другие свободные помещения для учащихся, которые не могут длительно заниматься со всей группой.
Внеучебная деятельность
После выполнения домашних заданий организуются различные виды внеучебной деятельности: занятия в кружках, участие в различных октябрятских, пионерских и зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач, диафильмов и др.
Работникам школы следует планировать работу так, чтобы ежедневно в течение 1 - 1,5 часов после окончания самоподготовки дети имели возможность выбрать для себя занятия в соответствии с интересами и желаниями. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, различные виды октябрятской и пионерской работы составляет не более 50 минут для учащихся I-II классов и полутора часов - для остальных классов с 5 - 10 минутным перерывом в середине занятий. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии.
Просмотры телепередач, кинофильмов и диафильмов не следует проводить чаще одного раза в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа (диафильмов до 30 минут) для младших школьников и 1,5 часов - для учащихся IV - VIII классов с соблюдением гигиенических требований.
Массовые общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, кино-концертных залов, экскурсии лучше проводить в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1-2 раз в месяц.
Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально их распределять в течение недели.
Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении продленного дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) до выполнения домашних заданий, а после них деятельность эмоционального характера (зрелищные мероприятия, занятия в кружках, чтение, игры, сборы и т.д.).
Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках, при этом за каждым кружком следует закрепить определенное помещение;
- желательно создавать раздельно кружки для разных возрастных групп с тем, чтобы время работы кружков не совпадало с временем прогулки и самоподготовки; каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.
Рекомендуется для организации различных видов внеучебной деятельности шире использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, мастерские, пионерская комната, кабинеты-лаборатории, а также помещения близрасположенных домов и дворцов культуры, домов и дворцов пионеров, стадионы и т.д.
Питание
Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. В школах продленного дня должно быть трехразовое питание учащихся: завтрак во время учебных занятий (на второй или третьей перемене), обед в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник в 16-17 часов. В группах продленного дня допускается двухразовое питание, но при возможности и наличии соответствующих условий желательна организация полдника.
Рекомендуется обеспечить диетическим питанием детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Распределение общесуточной калорийности в процентах составляет: завтрак - 10%, обед - 35 - 40%, полдник - 5%. На полдник можно рекомендовать молоко, компот или чай с булкой.
Соблюдение всех гигиенических рекомендаций по организации режима групп продленного дня будет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и улучшению состояния здоровья детей, находящихся на продленном дне.
При организации работы школы и групп продленного дня следует руководствоваться:
- Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 29.09.74 г. N 1186а-74;
- Инструктивно-методическими указаниями по организации общественного питания учащихся в общеобразовательных школах, утвержденными Минпросом СССР 19.08.74 г. N 74-М, Минторгом СССР 19.08.74 г. N 0152-75, Минздравом СССР 15.08.74 г. N 1174-74, Центросоюзом 15.08.74 г. N 01-145;
- Инструктивно-методическим письмом "Об использовании школьной мебели", утвержденным Минздравом СССР и Минпросом СССР 11-12 сентября 1974 г. N 1178-74;
- Гигиеническими рекомендациями по использованию технических средств обучения (экранно-звуковых, экранных и звуковых) в учебном процессе, утвержденными Минпросом СССР 29.09.74 г. N 04-6-17/8 и Главным государственным санитарным врачом СССР 29.09.74 г. N 1186а-74;
- Типовым положением об общеобразовательных школах с продленным днем и группах продленного дня, утвержденным приказом Минпроса СССР от 3.05.77 г. N 68;
- Методическими рекомендациями по организации занятий физической культурой и спортом в группах продленного дня, утвержденными Минпросом СССР 31.05.69 г. N 260-М;
- Письмом об улучшении организации общественно полезного труда в общеобразовательной школе, утвержденным Министерством просвещения СССР 30.12.71 г. N 84-М.
_____________________________
* в дальнейшем будут именоваться "группы продленного дня"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация и режим работы групп и школ продленного дня (методические рекомендации) (утв. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 12 декабря 1979 г. N 2111-79)
Настоящие методические рекомендации разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР и Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР
Методические рекомендации предназначены для медицинских работников.
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Минздрава СССР, Москва, 1980 г.
Приказом Роспотребнадзора от 4 декабря 2020 г. N 797 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 4 декабря 2020 г.