В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление от 7 января 1972 г. N 30 "О некоторых мерах по улучшению торговли и ее технической оснащенности", в котором предусматривается в ближайшие годы обеспечить горячим питанием учащихся в каждой городской и сельской (средней) общеобразовательной школе.
Важнейшей задачей в организации школьного питания является создание материально-технической базы, которая позволила бы обеспечить учащихся городских и сельских общеобразовательных школ горячими завтраками, а занимающихся в группах продленного дня - и обедами. Школьники должны получать горячий завтрак во время второй и третьей перемен в два или три потока в зависимости от вместимости столовой и режима занятий. График работы школьной столовой устанавливается администрацией школы по согласованию с организацией общественного питания. Продолжительность перемен устанавливается в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы.
Основным типом предприятия общественного питания в школах городов республиканского, краевого, областного подчинения является столовая системы государственной торговли, а в школах сельских районов - столовая, входящая в торговую организацию потребительской кооперации.
В соответствии с Приказом Минторга СССР от 30 октября 1965 г. N 11 рекомендовано колхозам организовать питание учащихся в общеобразовательных школах, находящихся на территории колхозов и отдаленных от предприятий общественного питания потребительской кооперации.
Столовые в школах организуются в зависимости от численности обслуживаемых учащихся (из расчета одно место на четырех школьников) и режима питания. Столовые в школах подразделяются на три вида: столовые, работающие на сырье; столовые-доготовочные, работающие на полуфабрикатах, вырабатываемых на других предприятиях общественного питания; столовые-раздаточные, реализующие горячие завтраки и обеды, изготовляемые другими столовыми. Буфеты реализуют в основном завтраки и буфетную продукцию.
В соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиП II-65-73) "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" в общеобразовательных школах на 8-20 классов (от 320 до 784 учащихся) организуются столовые, работающие на сырье, в общеобразовательных школах на 30 и более классов - столовые-доготовочные. Указанные столовые снабжаются всеми видами полуфабрикатов из базовых столовых или комбинатов школьного питания*.
При отсутствии помещений для столовых в зданиях школ их можно пристраивать к учебным корпусам.
I. Оснащение школьной столовой торгово-технологическим и холодильным оборудованием
Потребность школьной столовой в оборудовании определяется в зависимости от ее вместимости, численности учащихся, количества и ассортимента изготовляемой и реализуемой продукции и места нахождения. При расчете потребности в тепловом, механическом и холодильном оборудовании для школьной столовой следует руководствоваться соответствующими нормами технического оснащения, утвержденными приказом Министерства торговли СССР от 26 ноября 1971 г. N 187 и постановлением Правления Центросоюза от 23 июля 1973 г. N 118.
Обеденный зал школьной столовой, буфета оснащается необходимым количеством столовой посуды и приборов, столами с гигиеническим покрытием. Для мытья рук устанавливаются умывальники из расчета один кран или 0,6 м желобкового умывальника на каждые 20 мест в обеденном зале.
II. Основные требования к рациональному питанию школьников
Питание учащихся должно быть качественным, разнообразным и достаточным по количеству. При организации питания школьников и разработке комплексных пищевых рационов следует руководствоваться рекомендуемыми величинами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, принятыми для различных возрастных групп и утвержденными Главным санитарным врачом СССР 16 апреля 1968 г. N 735-68 (приводятся ниже).
(г в день)
Возраст школьников |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
Калорийность, ккал |
||
всего |
в том числе животные |
всего |
в том числе растительные |
|||
7-10 лет |
80 |
48 |
80 |
15 |
324 |
2400 |
11-13 лет |
96 |
58 |
96 |
18 |
382 |
2850 |
14-17 лет: |
|
|
|
|
|
|
Юноши |
106 |
64 |
106 |
20 |
422 |
3150 |
Девушки |
93 |
56 |
93 |
20 |
367 |
2750 |
Белок входит в состав органов и тканей и играет исключительно важную роль в функциональных процессах организма. Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах (крупе, муке, хлебе, картофеле). Наиболее полноценны белки животного происхождения, содержащиеся в мясе, рыбе, яйцах, твороге, молоке, сыре, так как они содержат жизненно необходимые аминокислоты. Недостаток белка в питании ведет к задержке роста и развития ребенка, снижает сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям.
Жиры также входят в состав органов и тканей человека, они необходимы для покрытия энерготрат и процессов теплорегуляции; наличие жира в рационе делает пищу вкуснее и дает более длительное чувство насыщения.
Наиболее ценны молочные жиры (масло сливочное, жир молока), которые содержат витамины А и Д. В питании детей должно также содержаться и растительное масло - источник биологически важных ненасыщенных жирных кислот. Жир говяжий, и особенно бараний, имеет высокую температуру плавления, поэтому трудно переваривается.
Углеводы - главный источник энергии для организма. Они участвуют в обмене веществ, способствуют правильному использованию белка и жира.
Углеводы содержатся в хлебе, крупе, картофеле, овощах, ягодах, фруктах, сахаре, сладостях. Избыток в питании хлеба, мучных, кондитерских и крупяных изделий приводит к повышенному содержанию в рационе углеводов, что нарушает правильное соотношение между белками, жирами и углеводами, которое должно составлять 1:1:4 или 1:1:5.
Минеральные вещества принимают участие во всех обменных процессах организма (кроветворении, пищеварении и т.д.). Минеральные соли содержатся во всех продуктах (мясе, рыбе, молоке, яйцах, картофеле, овощах и др.). Особенно важно обеспечить растущий организм солями кальция и фосфора, которые входят в состав костной ткани. Соли кальция необходимы для работы сердца и мышц. Некоторые фосфорные соединения входят в состав нервной ткани. Основным полноценным источником кальция является молоко. Много кальция в овощах и корнеплодах, но кальций, содержащийся в растительных продуктах, хуже усваивается. Фосфор широко распространен в природе, содержится в муке, крупе, картофеле, яйцах, мясе. Средняя суточная потребность в кальции - 1 г, фосфоре - 1,5-2,0 г.
Железо входит в состав гемоглобина, способствует переносу кислорода в ткани. Содержится в говядине, печени, желтке яиц, зелени (шпинат, салат, петрушка и др.), помидорах, ягодах, яблоках. Суточная норма железа - 12-15 мг.
В рационе школьника должно содержаться 8-10 г поваренной соли, которая входит в состав пищеварительных соков. Соли натрия и калия служат регуляторами воды в тканях. Калий содержится в картофеле, капусте, моркови, черносливе и других продуктах.
Большое значение имеет содержание в питании школьников необходимого количества витаминов. Они способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах и должны входить в рацион в определенных количествах.
Витамины группы A
Витамин A повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, необходим для нормальной функции органов зрения, роста и размножения клеток организма. При его отсутствии замедляется рост, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость, особенно верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин A в чистом виде содержится в сливочном масле, сливках, молоке, икре, рыбьем жире, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина A - каротина, который содержится в растительных продуктах (моркови красной, томате, шпинате, щавеле, зеленом луке, салате, шиповнике, хурме, абрикосах и др.). Суточная потребность в витамине A - 1,5 мг.
Витамин Д участвует в минеральном обмене, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях. Содержится в печени рыб и животных, сельди, желтке яиц, сливочном масле, рыбьем жире. Суточная потребность в витамине Д - не более 500 интернациональных единиц.
Витамины группы B
Витамин (тиамин) принимает участие в белковом и углеводном обмене. При недостатке его в питании наблюдаются нарушения со стороны нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость). Витамин содержится в хлебе грубого помола (ржаном, пшеничном), горохе, фасоли, овсяной и гречневой крупах, в мясе, яйцах, молоке. Белый хлеб и мука 30%-ного помола этого витамина не содержат.
Для покрытия потребности в витамине рацион должен содержать ржаной хлеб (200 г). Суточная потребность в витамине в зависимости от возраста от 1,5 до 2,5 мг.
Витамин (рибофлавин) связан с белковым и жировым обменом, имеет большое значение для нормальной функции нервной системы, желудочно-кишечного тракта. При недостатке его в рационе нарушается всасывание жировых веществ, возникают кожные заболевания, появляются стоматиты, трещины в углах рта, нарушается деятельность центральной нервной системы (быстрая утомляемость). Витамин содержится в молоке, яйцах, печени, мясе, овощах. Суточная норма - от 1,5 до 2,5 мг.
Витамин PP (никотиновая кислота) участвует в обменных процессах. Этот витамин широко распространен в природе, поэтому при разнообразном ассортименте продуктов рацион содержит достаточное количество витамина PP. Основным источником витамина является ржаной и пшеничный хлеб, томаты, картофель, морковь, капуста. Он содержится в мясе, рыбе, молоке, яйцах. Суточная потребность в зависимости от возраста от 20 до 25 мг.
Витамин C (аскорбиновая кислота) не только предохраняет от заболевания цингой, но и повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, участвует во всех обменных процессах. При недостатке витамина C повышается восприимчивость к различным заболеваниям, падает работоспособность. Витамин C широко распространен в природе. Он содержится в зелени, в овощах, ягодах, фруктах. Хорошим источником витамина C являются картофель и капуста. Витамин C разрушается в присутствии кислорода воздуха, особенно при нагревании, легко растворяется в воде, поэтому для сохранения его в пище большое значение имеет правильная кулинарная обработка продуктов. Суточная потребность в витамине C - 60-70 мг.
Разнообразный ассортимент продуктов с достаточным количеством молока, молочнокислых продуктов, мяса, рыбы, яиц, овощей, зелени, фруктов и т.д. обеспечивает организм детей необходимым количеством белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.
Вода входит в состав всех органов и тканей тела человека. Она составляет главную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде (50 мг на 1 кг веса тела) в рацион школьника нужно включать жидкие блюда - чай, кофе, молоко, кисели, компоты, супы и т.д. Овощи, фрукты, ягоды содержат 80-95% воды. Однако следует избегать потребления избыточного количества жидкости, которая перегружает работу сердца, почек, а также способствует выведению из организма минеральных солей и витаминов.
Для лучшего усвоения пищи большое значение имеют ее вкусовые качества, разнообразие меню. Для повышения вкусовых качеств пищи и усиления ее сокогонного действия можно в небольших количествах использовать зелень и другие приправы (петрушку, укроп, лук, ревень, грибы, чеснок). Перец, горчицу, хрен можно употреблять в малых количествах в питании лишь старших учащихся, так как острые и пряные приправы могут вызывать не только раздражение вкусовых рецепторов, но и слизистой желудка, желчного пузыря, почек.
Наиболее правильной, прогрессивной формой организации рационального питания учащихся является приготовление и отпуск скомплектованных завтраков, обедов и полдников, разрабатываемых с учетом современных требований науки о питании. В школьных столовых на завтрак, обед и полдник могут быть предусмотрены единые комплексы для всех учащихся, однако количество пищи должно быть дифференцировано по возрастным группам за счет увеличения для учащихся старших классов норм отпуска первых блюд и гарниров.
В общеобразовательных школах дифференцированное питание может быть организовано в основном для двух возрастных групп учащихся. К первой группе следует отнести школьников I-V классов в возрасте 7-11 лет; ко второй - учащихся VI-VIII классов в возрасте 12-15 лет, а также учащихся IX-X классов. В школах, где нет групп продленного дня, организуется в основном одноразовое питание - школьный завтрак для учащихся первой смены или полдник - для учащихся второй смены.
Для школьников, посещающих группы продленного дня, должно быть организовано двухразовое питание: завтрак и обед, а в отдельных случаях (там, где учащиеся остаются в школе на более длительное время) также и полдник. В количественном отношении школьный завтрак (или полдник) должен составлять примерно 15%, обед - около 35% калорийности суточного рациона питания школьника.
Меню скомплектованных завтраков и обедов должно быть составлено так, чтобы каждое основное блюдо приготовлялось не чаще одного раза в неделю, за исключением блюд из молока и молочнокислых продуктов. В зимне-весенний период школьное питание следует витаминизировать, в частности, витаминами A и C.
III. Организация питания школьников
Важнейшим показателем работы школьной столовой является правильная организация обслуживания школьников, которая должна создавать условия, способствующие лучшей усвояемости пищи и повышению работоспособности школьников, а также воспитывать культурные навыки приема пищи и поведения за столом.
На основе имеющегося опыта работы школьных столовых рекомендуется использовать следующие формы обслуживания учащихся:
А. Организация групповых (коллективных) завтраков и обедов для школьников I-V классов. При этой форме обслуживания обеденные столы заблаговременно сервируются, а за 10-15 мин до прихода учащихся дежурными подаются на столы завтраки или обеды. После приема пищи школьники сами относят использованную посуду к окну посудомоечного отделения или ставят на конвейер, тележки. Учащиеся приходят в зал организованно вместе с классным руководителем (учителем или воспитателем), который следит за порядком и поведением школьников за столом. За каждым классом закрепляются определенные столы, а за учащимися - места.
Б. Самообслуживание. Это наиболее удобная форма обслуживания школьников старших классов, когда учащиеся сами получают завтраки и обеды с раздачи.
В. Столы саморасчета. На отдельных столах расставляются холодные закуски и блюда, хлебобулочные изделия, молочнокислые продукты, термосы с горячими напитками (кофе, какао, чай). Учащиеся выбирают себе отдельные блюда и расплачиваются, опуская деньги в кассу-копилку.
Г. Обслуживание через буфет. При отсутствии в школе столовой обслуживание учащихся питанием организуется через буфет, в ассортименте которого предусматриваются холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки. Горячие блюда включаются в меню только в том случае, если для этого имеются необходимые условия (наличие торгового зала и посудомоечной, соответствующего оборудования и др.).
В буфетах подготавливаются комплексные завтраки, а также продукция, реализуемая через столы саморасчета. Для отпуска продукции в буфетах должен быть соответствующий инвентарь и приборы - щипцы, вилки, лопаточки.
Д. Обслуживание в классах. В виде исключения (до организации столовой) по согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией допускается обслуживание учащихся I-III классов завтраками или полдниками в классных комнатах. В этих случаях завтраки и полдники должны состоять из несложных блюд, которые легко порционируются и не требуют для их раздачи большого количества посуды. Завтраки и полдники доставляются в классы на лотках, в корзинах или на тележках и раздаются учащимся. Парты (столы) во время завтрака должны накрываться индивидуальными салфетками учащихся.
При организации питания в классных комнатах должно быть выделено помещение для хранения и раздачи расфасованных завтраков и мытья посуды.
Организация тех или иных форм обслуживания учащихся питанием должна решаться по согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией.
IV. Формы расчетов за питание
Важную роль в улучшении обслуживания учащихся играет система расчетов за отпущенные завтраки и обеды. Наиболее приемлемой и упрощенной системой расчетов является абонементная система. Абонементная система удобна тем, что дает возможность лучше учесть количество питающихся, ускорить обслуживание и увеличить пропускную способность школьной столовой.
Абонементные книжки выдаются в необходимом количестве школьной столовой или буфетом специально выделенному руководством школы ответственному представителю, на которого возлагается обязанность вести учет питания. При этом одна абонементная книжка выделяется для расчетов за питание учащихся за счет средств бюджета и ведется ответственным представителем школы.
Абонементные книжки для расчетов за питание учащихся класса, группы за счет средств родителей могут выдаваться каждому классному руководителю и воспитателю группы продленного дня либо ответственному представителю школы, который оформляет расчеты за питание учащихся школы в целом.
Учащиеся старших классов могут получать питание по абонементам, применяемым в учебных заведениях.
Порядок расчетов за питание учащихся должен устанавливаться в строгом соответствии с Инструкцией по изготовлению, учету, хранению и реализации абонементов, абонементных книжек, талонов и билетов, предназначенных для расчетов за питание и другие услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания, утвержденной Министерством торговли СССР приказом от 29 декабря 1973 г. N 256 по согласованию с Министерством финансов СССР и Правлением Госбанка СССР.
V. Права и обязанности администрации школы и столовой
Общественное питание учащихся в городских и сельских общеобразовательных школах осуществляют вместе с органами народного образования организации общественного питания (торговли) министерств торговли и потребительской кооперации. Взаимоотношения между ними регулируются типовыми договорами, разрабатываемыми министерствами торговли союзных республик совместно с правлениями республиканских потребсоюзов и министерствами просвещения (народного образования) союзных республик.
Администрация школы:
наряду с руководителем предприятия общественного питания несет ответственность за организацию питания учащихся;
предоставляет бесплатно государственному и кооперативному предприятию общественного питания, обслуживающему учащихся, помещения, отвечающие необходимым санитарно-гигиеническим требованиям (освещение, отопление, наличие горячей и холодной воды и т.п.), а также проводит за свой счет капитальный и текущий ремонт этих помещений. Топливо для приготовления пищи и транспорт предоставляются за плату по фактической стоимости, но не выше цен и тарифов, утвержденных для данной местности;
может предоставлять для школьной столовой в зависимости от специфики обслуживания, оборудование, мебель, инвентарь и т.п.;
утверждает недельное или десятидневное меню завтраков и обедов, разработанное с учетом необходимых требований, предъявляемых к рациональному школьному питанию;
в целях упорядочения организованного питания совместно с руководством столовой и родительским комитетом школы разрабатывает график группового посещения учащимися столовой, буфета под руководством классного руководителя или воспитателя группы продленного дня;
организует во время перерыва дежурство преподавателей, старшеклассников в столовой или буфете;
всемерно содействует внедрению прогрессивных форм обслуживания, способствующих максимальному охвату школьников горячим питанием;
обеспечивает охрану товарно-материальных ценностей столовой и буфета наравне с охраной школьного имущества;
выделяет ответственного представителя, на которого возлагается обязанность вести учет питания учащихся;
при наличии в общеобразовательных школах пришкольных учебно-опытных участков использует полученные с них продукты для удешевления питания учащихся по плановой себестоимости, но не выше единых розничных цен за вычетом торговой скидки;
периодически обсуждает на родительских собраниях вопросы, связанные с организацией горячего питания учащихся, привлекает родительский актив, учащихся старших классов к осуществлению контроля за работой школьной столовой (раздаточной, буфета) и оказанию помощи в обслуживании учащихся младших классов;
активно использует шефскую помощь промышленных предприятий, совхозов, колхозов для строительства, реконструкции и ремонта столовых, а также пристроек пищеблоков к действующим школьным зданиям, в которых отсутствуют столовые.
Администрация столовой:
организует обслуживание горячим питанием учащихся по недельному или десятидневному меню, согласованному с медперсоналом школы, родительским комитетом и утвержденному администрацией школы. Меню завтраков и обедов разрабатывается с учетом необходимых требований, предъявляемых к рациональному школьному питанию;
обеспечивает приготовление завтраков и обедов высокого качества, организует ежедневный контроль и бракераж готовых блюд и изделий;
осуществляет своевременную доставку продовольственных товаров, полуфабрикатов, готовой пищи (в раздаточные, буфеты) из базовых школьных столовых или близлежащих предприятий общественного питания транспортом и в сроки в соответствии с имеющимся договором;
обеспечивает соблюдение установленных санитарными правилами условий, сроков хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов;
разрабатывает (при организации питания учащихся через буфет) ассортимент буфетной продукции, в который включаются бутерброды, хлебобулочные изделия, салаты, молоко, молочнокислые продукты, фруктовые, овощные соки, горячие напитки - чай, кофе;
обеспечивает содержание помещений и оборудования в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с действующими санитарными правилами для предприятий общественного питания;
обеспечивает потребности в кухонном оборудовании и инвентаре, столовой посуде; санспецодежде в соответствии с действующими нормами; обеспечивает санитарной одеждой дежурных - педагогов, членов родительского комитета, старших школьников;
организует планирование, учет и отчетность в столовой и обеспечивает выполнение экономических показателей в результате хозяйственной деятельности;
укомплектовывает столовую квалифицированными поварами, буфетчиками, хорошо знающими вопросы школьного питания и сдавшими экзамен по санитарному минимуму;
следит за своевременным и обязательным прохождением работниками столовой, буфета медицинских профилактических осмотров в соответствии с Инструкцией по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и других, утвержденной по согласованию с ВЦСПС Главной государственной санитарной инспекцией СССР 6 февраля 1961 г. N 352-61 с изменениями и дополнениями к ней, утвержденными Главным санитарным врачом СССР 26 августа 1965 г. N 10-33/14-104.
VI. Участие педагогического персонала в работе школьной столовой
Значительная роль в организации питания учащихся в школе принадлежит педагогам, и особенно классным руководителям. По назначению директора школы они дежурят в столовой и отвечают за организацию питания школьников в день своего дежурства. На родительских собраниях педагоги обсуждают вопросы, связанные с организацией завтраков и обедов, выявляют возможности обеспечения школьников завтраками за полную стоимость или на льготных условиях, сопровождают учеников младших классов в обеденный зал, присутствуют во время приема пищи.
VII. Участие родительских комитетов в организации питания школьников
Родительские комитеты принимают активное участие в организации питания школьников, контроле за работой школьной столовой, проведении мероприятий по улучшению организации и качества питания учащихся. Родительский комитет совместно с директором школы определяет порядок использования средств, выделяемых на организацию бесплатного и льготного питания учащихся.
Всю работу по организации питания школьников родительский комитет осуществляет через комиссию по столовой, которая избирается на родительском собрании. Комиссия по столовой руководствуется Положением о комиссии общественного контроля за работой предприятий торговли и общественного питания, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС 31 июля 1964 г.
Школьной комиссией ведется журнал, в который ежедневно записываются все замечания и предложения дежурных членов комиссии и педагогического персонала.
Форма журнала может быть примерно следующей:
Число и месяц |
Фамилия, имя, отчество дежурного |
Какие недочеты выявлены и какие предложения сделаны для их устранения |
Отметки об устранении выявленных недостатков |
|
|
|
|
Комиссия по столовой призвана не только контролировать работу столовой, но и оказывать всемерную помощь в организации рационального питания учащихся, участвовать в составлении меню завтраков и обедов на неделю, проверять закладку сырья и правильность технологической обработки продуктов, состояние санитарных условий работы производственных цехов, санспецодежды, разрабатывать наиболее простые и удобные формы расчетов за питание. Совместно с руководителями столовой и школы она осуществляет мероприятия по улучшению организации обслуживания школьников.
Родительский комитет школы согласовывает с руководителями столовой стоимость рационов питания.
VIII. Пропаганда гигиенических основ питания и медицинский контроль за организацией школьного питания
В школе должна проводиться работа по пропаганде гигиенических основ питания среди учащихся, родителей, педагогического и обслуживающего персонала.
Школа, помимо обеспечения учащихся полноценными завтраками и обедами, одновременно дает постоянно расширяющийся и углубляющийся круг знаний по гигиене питания и на основе этих знаний воспитывает у школьников культурно-гигиенические навыки по вопросам питания.
Освещение вопросов гигиены питания на уроках необходимо дополнять внеклассной санитарно-просветительной работой, проводимой медицинскими работниками школ, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологических станций, домов санитарного просвещения, учителями.
Необходимо прививать детям культурно-гигиенические навыки во время еды: умение сидеть за столом, пользоваться приборами, есть красиво и аккуратно.
К пропаганде правил гигиены питания и контролю за их выполнением следует привлекать школьный санитарный актив - санитаров, санпостовцев, членов санитарно-гигиенических кружков, а также дежурных по столовой, буфету.
В соответствии с действующей Инструкцией о работе медицинского персонала в школе ведется пропаганда гигиенических основ питания, принимаются необходимые меры по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья учащихся общеобразовательных школ, воспитанников школ-интернатов и детских домов. Медицинский персонал школы контролирует правильность организации питания школьников, участвует в разработке рационов питания, составлении меню, следит за их выполнением, контролирует качество поступающих продуктов, условия их хранения и соблюдение правильности технологического процесса приготовления пищи; следит за ассортиментом и качеством продуктов поступающих в буфеты.
Медицинские работники школ должны требовать соблюдения санитарных правил при уборке помещений (столовой, буфета, кухни, подсобных помещений), мытье посуды, хранении отбросов, а также соблюдения правил личной гигиены и своевременного и обязательного прохождения персоналом столовой и буфета медицинских обследований.
Правильность организации питания школьников подлежит систематическому контролю со стороны санитарно-эпидемиологической станции.
Контролю подлежат:
условия организации питания в школе и его режим;
условия транспортировки и хранения продуктов;
условия приготовления пищи и реализации готовой продукции;
качество питания (проверка меню-раскладок, выборочный лабораторный контроль);
санитарное состояние и содержание помещений столовой и их оборудования;
санитарный режим мытья посуды;
соблюдение правил личной гигиены школьниками и персоналом столовой и буфета;
повышение квалификации персонала столовой и буфета, своевременность прохождения ими санитарного минимума;
постановка гигиенического обучения и воспитания по вопросам гигиены питания и санитарной пропаганды этих вопросов среди родителей и школьников.
______________________________
* Столовые, работающие на сырье, могут организовываться и в школах городов, но только по специальному разрешению местных советских органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
______________________________
* Для предприятий, работающих на сырье.
______________________________
* Для предприятий, работающих на сырье.
Заместитель министра |
П.Н. Бургасов |
Заместитель председателя |
Д.И. Гудков |
Заместитель министра |
Ф.Е. Штыкало |
Заместитель министра |
В.Г. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивно-методические указания по организации общественного питания учащихся в общеобразовательных школах (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР и Центросоюзом СССР 15 августа 1974 г. N 1174-74, N СП-145, Минпросом СССР и Минторгом СССР 19 августа 1974 г. N 74-м, N 0152-75)
Текст документа приводится по изданию издательства "Экономика" (Москва, 1975 г.)