По заключению Минюста РФ от 10 июля 2006 г. N 01/5930-ЕЗ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 августа 2006 г., N 30, в газете "Экономика и жизнь", август 2006 г., N 33)
О маляриологической ситуации в РФ в 2007 году см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июня 2008 г. N 01/6592-8-32
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав заболеваемость малярией, отмечаю, что несмотря на снижение показателей заболеваемости в 2005 году на 44%, маляриологическая ситуация в Российской Федерации остается напряженной.
Всего в 2005 году был зарегистрирован 201 случай заболевания малярией (0,14 на 100 тыс. населения) в 43 административных территориях против 382 (0,25 на 100 тыс.населения) в 2004 году в 60-ти административных территориях. Среди заболевших в 2005 году зарегистрировано 16 детей до 14 лет, в 2004 году - 31 ребенок. На долю городских случаев приходится 96% ( в 2004 г. - 86,1%).
Максимальное количество случаев малярии зарегистрировано в г.Москве и Московской области - 98 случаев, в том числе на долю с местной передачей приходится 34,6% (в г. Москве 20 случаев, Московской области - 14 случаев).
Интенсивность эпидемического процесса в г. Москве в последние 5 лет, значительно выше чем за 35 летний# период с 1961 по 1997 г.г. В указанный период был зарегистрирован 3581 случай, на долю местной передачи малярии приходилось 0,4% (17 случаев), в то время как за 5 летний# период с 2000 по 2005 г.г. зарегистрирован 851 случай, из них 24% (206 случаев) - с местной передачей, что свидетельствует об укоренении малярии в Московском регионе.
Из-за отсутствия регистрации примахина в Российской Федерации на 4 административных территориях, в том числе в Москве и Московской области, сформировались очаги с местной передачей малярии.
Отсутствие хинина в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации приводит к ежегодной регистрации летальных исходов от тропической малярии (2002 г. - 2 сл., 2003 г. - 4 сл., 2004 г. - 5 сл., 2005 г. - 2 сл., 2006 г. - 2 сл.), а зарегистрированные таблетированные формы противомалярийных препаратов (лариам, фансидар) не эффективны для лечения осложненной и резистентной к хлорохину форм тропической малярии.
Выпуск отечественных препаратов (примахина, хинина) планируется осуществлять с июля месяца 2006 года в Республике Башкортостан (г. Уфа).
В большинстве субъектов Российской Федерации сокращается число пунктов наблюдений за переносчиками.
Повсеместно ослаб контроль за эффективностью проведения дезинсекционных мероприятий. Заселенность малярийными комарами объектов надзора остается высокой. Так, заселенность водоемов в 2005 г. составила 47,6% от количества обследованных (в 2004 г. - 34,5%, в 2003 г. - 46,8%), природных биотопов - 14,2% (2004 г. - 63,9%, в 2003 г. - 19,5%), что связано с недостаточным объемом истребительских мероприятий, направленных на сокращение численности переносчика и гидротехнических работ.
Не проводились исследования на малярию в Калужской, Костромской, Тамбовской, Вологодской, Магаданской областях, Коми-Пермяцком, Ненецком, Чукотском, Эвенкийском автономных округах, в Республике Марий Эл.
Отмечаются ошибки при лабораторной диагностике. Так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе у больного, прибывшего из Африки, в препаратах крови были обнаружены плазмодии трехдневной малярии, вместо плазмодиев тропической малярии, что свидетельствует о низкой квалификации специалистов, как в лечебной сети, так и в органах и учреждениях, осуществляющих госсанэпиднадзор в округе. Лабораторный диагноз был выставлен только в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
Отмечается повсеместное сокращение ставок паразитологов, энтомологов в субъектах Российской Федерации. Так, например, в Ярославской области сокращена единственная ставка энтомолога.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний малярией и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650) постановляю:
1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти в Москве и Московской области:
1.1. Организовать комитет по борьбе с малярией при Правительстве Москвы и Московской области с участием представителей органов Роспотребнадзора, здравоохранения, образования, МВД России, Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
1.2. Разработать и утвердить в установленном порядке комплексный план по борьбе с малярией на территории Москвы и Московской области.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации изыскать возможность выделения финансовых средств в необходимых объемах для проведения противомалярийных мероприятий.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть в июле 2006 года на заседании коллегии органов управления здравоохранением вопрос организации медицинской помощи больным малярией.
3.2. Установить строгий контроль за работой лечебно-профилактических учреждений по вопросам своевременной диагностики малярии.
3.3. Рекомендовать систематическую подготовку кадров по лабораторной диагностике малярии, в том числе на центральных базах Института медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и кафедры тропических и паразитарных болезней Российской медицинской академии последипломного образования в г. Москве.
3.4. Поручить руководителям лечебно-профилактических учреждений:
3.4.1. Взять под личный контроль вопросы своевременности выявления и госпитализации больных малярией, проведения лабораторного обследования, оказания им квалифицированной медицинской помощи, регистрации заболеваний и представления экстренных извещений о случаях подозрения на это заболевание в территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.4.2. Иметь достаточный запас противомалярийных препаратов для лечения трехдневной малярии (примахин) и резистентной к хлорохину форм тропической малярии (хинин).
4. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в целях профилактики заболеваний малярией:
4.1. Принять меры по укомплектованию специалистами должностей врачей - паразитологов, энтомологов в оперативных отделах и паразитологических лабораториях, необходимым оборудованием и автотранспортом для проведения энтомологических наблюдений в сезон передачи малярии.
4.2. Информировать органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека соседних территорий о случаях заболевания малярией для принятия ими санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер.
4.3. Обеспечить:
4.3.1. Организационно - методическое руководство противоэпидемической деятельностью в лечебно-профилактической сети.
4.3.2. Контроль за наличием противомалярийных препаратов в лечебно-профилактических учреждениях для лечения трехдневной малярии (примахина) и резистентной к хлорохину форм тропической малярии (хинина).
4.3.3. Регулярную подготовку (переподготовку) специалистов территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" по профилактике малярии.
4.3.4. Предупредительный и текущий надзор за строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений и маляриогенностью территории.
4.3.5. Представление внеочередных донесений о случаях местной передачи и летальных исходов от малярии в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4.3.6. Организацию и проведение энтомологических наблюдений.
4.4. Считать основным мероприятием борьбы с переносчиком малярии в сельской местности и местах проживания мигрантов (недостроенные здания, нелегальные перевалочные базы, общежития и т.п.), обработку инсектицидами остаточного действия.
4.5. Обеспечить качественное проведение ларвицидных обработок в городах с обязательным использованием специализированных технических средств; отказаться от них в сельской местности средней полосы Российской Федерации ввиду их нецелесообразности.
4.6. Проводить эпидемиологическое обследование очагов малярии и качественное проведение мероприятий в очагах.
4.7. Направлять карты эпидемиологического обследования больных и очагов малярии в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на электронном носителе и на бумажном носителе в Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова в течение одного месяца после проведения обследования.
4.8. Направлять препараты крови (толстую каплю и тонкий мазок) от больных малярией для подтверждения лабораторного диагноза в Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова в недельный срок.
4.9. Организовать проведение активной работы по гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики малярии с привлечением средств массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.
Главный санитарный врач |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В 2005 году зарегистрирован 201 случай заболевания малярией (0,14 на 100 тыс. населения) в 43 административных территориях (в 2004 году - 382 (0,25 на 100 тыс. населения) в 60 административных территориях). Максимальное количество случаев малярии зарегистрировано в г.Москве и Московской области (98 случаев). Интенсивность эпидемического процесса в г. Москве в последние 5 лет, значительно выше чем за 35 летний период с 1961 по 1997 г.г. В указанный период был зарегистрирован 3581 случай, в то время как за 5 летний период с 2000 по 2005 г.г. зарегистрирован 851 случай.
В целях своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний малярией, руководителям органов исполнительной власти в Москве и Московской области рекомендовано организовать комитет по борьбе с малярией при Правительстве Москвы и Московской области.
Поставлены задачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выделению финансовых средств в необходимых объемах для проведения противомалярийных мероприятий, в частности, для обеспечения достаточного запаса противомалярийных препаратов для лечения трехдневной малярии (примахин) и резистентной к хлорохину форм тропической малярии (хинин).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 июня 2006 г. N 12 "Об усилении мероприятий по предупреждению распространения малярии в Российской Федерации"
По заключению Минюста РФ от 10 июля 2006 г. N 01/5930-ЕЗ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 8 августа 2006 г., N 30, в газете "Экономика и жизнь", август 2006 г., N 33)
Текст постановления опубликован в журнале "Санитарно-эпидемиологический собеседник (СЭС)", 2006 г., N 9, в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, сентябрь 2006 г., N 3, в журнале "Дезинфекционное дело", 2006 г., N 4