Федеральное медико-биологическое агентство обращает Ваше внимание на увеличение в последнее время количества вспышек массовых инфекционных заболеваний алиментарного характера и пищевых отравлений, значительная часть которых связана с производством и реализацией продуктов питания.
По информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Российской Федерации в 2005 году было забраковано 126645 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом 14177 тонн. За нарушения санитарных правил и противоэпидемического режима на пищевых предприятиях на руководителей и работников наложен 204051 штраф, передано на рассмотрение в суд 4412 дел, из них в 60% приняты решения о привлечении виновных в# ответственности.
Среди основных групп пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, по-прежнему остаются молоко и молокопродукты, мясо и мясопродукты, птица и птицеводческие продукты. Особую озабоченность вызывают продукты детского питания, которые зачастую выпускаются без обязательной информации на каждой единице потребительской тары, а в имеющейся информации на пищевой продукции отсутствуют данные о сроках годности, не указывается полный состав продукта. Аналогичные правонарушения отмечаются при реализации консервной плодоовощной и икорной продукции, так как часть этой продукции является фальсифицированной, контрафактной и находится в незаконном обороте.
Несмотря на широкое применение мер административного принуждения за нарушения санитарного законодательства, продолжают регистрироваться вспышки дизентерии, сальмонеллеза, а также вирусного гепатита А и пищевых токсикоинфекций. Только за 7 месяцев текущего года в целом по стране зарегистрировано 27 вспышек в результате употребления пищевых продуктов и готовых блюд, инфицированных при их приготовлении и хранении.
Наиболее крупные вспышки были зарегистрированы в гг. Москве и Екатеринбурге.
На объектах и территориях обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством в 2005 году было зарегистрировано 68 случаев пищевых отравлений, из них 50 бактериального происхождения, причем значительную их часть составляют бытовые отравления. Количество пострадавших составило 73 человека.
Число забракованного продовольственного сырья и пищевых продуктов в 2005 году составило 463 партии объемом 28,7 тонн, что на 19% больше чем в 2004 г.
В 2006 году на обслуживаемых территориях и в обслуживаемых организациях зарегистрировано 2 групповых случая пищевых отравлений.
Так, 27 июня 2006 г. в поликлинику МСЧ N 152 (Московская область, г. Дзержинский) обратились за медицинской помощью 3 работника ФГУП ФЦДТ "Союз" с жалобами на тошноту, рвоту, жидкий стул, повышенную температуру тела. Был поставлен предварительный диагноз "пищевая токсикоинфекция". В тот же день было выявлено 19 пострадавших, из них 16 человек с аналогичными симптомами обратились в здравпункт предприятия.
В ходе проведенного территориальным отделом Межрегионального управления N 1 ФМБА России эпидемиологического расследования установлено, что все пострадавшие в день доставки употребляли в пищу на обед второе горячее блюдо "бефстроганов" из говядины с отварными макаронами, расфасованное в пластиковую упаковку одноразового использования. Согласно акта по результатам мероприятий по контролю от 30.06.2006 г. установлен окончательный диагноз "пищевое отравление". При этом были выявлены следующие нарушения санитарного законодательства:
начиная с мая 2006 г. на 3-х промплощадках ФГУП ФЦДТ "Союз" без согласования с органами Госсанэпиднадзора была организована раздача лечебно-профилактического питания по рациону N 4;
транспортировка готовой пищи осуществлялась личным легковым транспортом без санитарного паспорта;
организация ФГУП ФЦДТ "Союз" не имеет санитарно-эпидемиологического заключения органов Госсанэпиднадзора с указанием в нем ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции;
не проводилась органолептическая оценка качества поставляемой продукции с соответствующими записями в бракеражном журнале;
температура второго горячего блюда не соответствовала санитарным требованиям;
на поставляемую продукцию общественного питания и реализуемую вне организации отсутствовали качественные удостоверения;
в сопроводительных накладных не проставлялось время приготовления блюд;
для расфасовки вторых горячих блюд использовалась пластиковая тара одноразового использования, а не термоса с последующей упаковкой в термоконтейнеры;
отсутствовал надлежащий контроль за организацией питания со стороны медицинских работников здравпунктов предприятия.
28 июля 2006 года в загородном детском оздоровительном учреждении "Галактика" (Калужская область, Жуковский район, Передольский сельсовет, пос. Черная грязь) зарегистрировано пищевое отравление у 6 детей 1997 г.р. из спортивного отряда "Динамо"
В ходе проведенного эпидрасследования установлено, что еще у 9 детей в данном отряде отмечались рвота, тяжесть в эпигастрии. Фактор передачи не установлен, предположительно им являлся творожный пудинг. По данному случаю группового заболевания на должностных лиц учреждения наложены административные взыскания.
Общим недостатком в деятельности органов госсанэпиднадзора ФМБА России проводившим расследование данных случаев является низкий уровень лабораторной диагностики. Ни в одном случае не был установлен возбудитель токскоинфекций.
В связи с вышеизложенным, с целью усиления госсанэпиднадзора за пищевыми продуктами, недопущения возникновения массовых пищевых отравлений и инфекционных заболеваний в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 01.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 29.08.2006 N 28 "Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов" (зарегистрировано Минюстом России, регистрационный N 8199 от 04 сентября 2006 г.), предлагаю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 29-ФЗ следует читать как "2 января 2000 г."
1. Ужесточить контроль (надзор) за производством и оборотом эпидзначимой пищевой продукции, включая кремово-кондитерские и кулинарные изделия, мясо-молочные и рыбные продукты, обратив особое внимание на работу предприятий среднего и малого бизнеса, а также детских молочных кухонь. Не допускать ввода в эксплуатацию объектов без согласования программ производственного контроля на предприятиях производящих пищевую продукцию.
2. Уделить особое внимание организации лечебно-профилактического питания на промышленных предприятиях, а также организации питания на строительных площадках, надлежащей транспортировке готовой пищи, наличию правильно оформленных качественных удостоверений и соответствующих термоконтейнеров.
3. Определить на основании анализа заболеваемости населения кишечными инфекциями, связанной с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов, группу эпидемически наиболее значимых пищевых объектов, осуществлять внеплановые их обследования с обращением особого внимания на "критические" точки производства.
4. Неукоснительно выполнять требования приказа Минздравсоцразвития России от 31.05.2005 N 376 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера", приказа ФМБА России от 21 октября 2005 года N 339 "О повышении готовности учреждений ФМБА России при работе в чрезвычайных ситуациях".
5. Все случаи групповых пищевых отравлений и массовых инфекционных заболеваний выносить на обсуждение городских санитарно-противоэпидемических комиссий.
6. Во всех случаях нарушения санитарного законодательства при производстве и обороте пищевых продуктов применять к нарушителям меры административного принуждения, вплоть до приостановления эксплуатации пищевых объектов и передачи материалов в следственные органы.
7. Повысить качество расследования групповых пищевых отравлений в строгом соответствии с действующей Инструкцией о порядке расследования, учета и проведения лабораторных исследований в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы при пищевых отравлениях N 1135-73 от 20.12.1973, а также уровень лабораторной диагностики.
8. Рекомендовать организациям и индивидуальным предпринимателям:
8.1. Принять исчерпывающие меры по наведению должного порядка на объектах, занятых производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья и пищевых продуктов, приведению их в строгое соответствие с санитарными правилами.
8.2. Обеспечить организацию и проведение производственного контроля за качеством и безопасностью выпускаемой продукции,
8.3. Своевременно решать вопросы, связанные с повышением уровня профессиональных знаний и гигиенической подготовки работников, занятых в сфере производства и реализации пищевых продуктов, и в первую очередь работников пищеблоков детских дошкольных, образовательных и оздоровительных учреждений.
Заместитель руководителя |
В.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФМБА России отмечается факт увеличения в последнее время количества вспышек массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, связанных с употреблением некачественных продуктов питания. В 2005 году было забраковано продовольственного сырья и пищевых продуктов общим объемом 14 177 тонн. Среди основных групп пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, по-прежнему остаются молоко и молокопродукты, мясо и мясопродукты, птица и птицеводческие продукты. Несмотря на широкое применение мер административного принуждения за нарушения санитарного законодательства, продолжают регистрироваться вспышки дизентерии, сальмонеллеза, а также вирусного гепатита А и пищевых токсикоинфекций.
В целях недопущения возникновения массовых пищевых отравлений и инфекционных заболеваний в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России, органам госсанэпиднадзора ФМБА России предписано ужесточить контроль за производством и оборотом эпидзначимой пищевой продукции, включая кремово-кондитерские и кулинарные изделия, мясо-молочные и рыбные продукты, обратив особое внимание на работу предприятий среднего и малого бизнеса, а также детских молочных кухонь. Не должен допускаться ввод в эксплуатацию объектов на предприятиях, производящих пищевую продукцию, без согласования программ производственного контроля. Особое внимание следует уделить организации питания на промышленных предприятиях, строительных площадках, надлежащей транспортировке готовой пищи, наличию правильно оформленных качественных удостоверений и соответствующих термоконтейнеров.
На основании анализа заболеваемости населения кишечными инфекциями, связанной с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов, органами госсанэпиднадзора должна быть определена группа эпидемически наиболее значимых пищевых объектов с целью осуществления внеплановых обследований. Все случаи групповых пищевых отравлений и массовых инфекционных заболеваний должны выноситься на обсуждение городских санитарно-противоэпидемических комиссий. Во всех случаях нарушения санитарного законодательства к нарушителям следует применять меры административного принуждения, вплоть до приостановления эксплуатации пищевых объектов и передачи материалов в следственные органы.
Организациям и индивидуальным предпринимателям в сфере производства и реализации продуктов питания рекомендовано навести необходимый порядок на объектах, занятых производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья и пищевых продуктов, и привести их в строгое соответствие с санитарными правилами.
Письмо Федерального медико-биологического агентства от 26 сентября 2006 г. N 32-024/412 "О профилактике групповых пищевых отравлений и массовых инфекционных заболеваний"
Текст письма официально опубликован не был