С целью контроля за реализацией Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Росздравнадзором непосредственно в субъектах Российской Федерации проведено:
- в 2005 году 33 проверки в 26 субъектах Российской Федерации:
г. Нижний Новгород область (3 раза), Брянская область, Калужская область (2 раза), Владимирская область, Кировская область, г. Владивосток, Пермская область, г. Санкт-Петербург, г. Рязань (2 раза), г. Белгород (2 раза), Московская область, Республика Карелия, Ярославская область, Тульская область, г. Ростов-на-Дону, Республика Мордовия, г. Астрахань, Республика Алтай, Алтайский край, Томская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан, Самарская область;
- в 2006 году за I квартал и апрель проведено 16 проверок в 16 субъектах Российской Федерации, таких как:
Калужская область (г. Людиново по письму), Тульская область (контрольная), Ленинградская область, Московская область (контрольная), Новосибирская область, г. Санкт-Петербург (контрольная), Сахалинская область, Смоленская область, Читинская область, Омская область, Томская область (контрольная), Владимирская область (контрольная), Волгоградская область, Саратовская область, Астраханская область, Свердловская область; в том числе 5 контрольных.
В ходе проверок посетили 457 аптек и 369 лечебно-профилактических учреждений.
Территориальными органами Росздравнадзора проведено свыше 1500 проверок реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
При этом выявлены основные недостатки, характерные для всех субъектов Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на реализацию Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения, а именно:
- дефектура по ряду наименований лекарственных средств;
- низкое качество составления заявки, определения потребности;
- отсутствие системы управления товарными запасами;
- отсутствие регулярного информационного взаимодействия на всех уровнях: федеральный поставщик -> региональный склад -> лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) -> аптека;
отсутствие системы документооборота по дополнительному лекарственному обеспечению в аптеках, на региональных складах и у фармацевтических организаций;
- в большинстве аптечных организаций некачественно ведется журнал регистрации рецептов, оставленных на отсроченное обеспечение, нет отметок сообщения пациенту о получении лекарственных средств аптекой и об обеспечении пациента;
- имеют место нарушения при оформлении рецептов (не указываются коды ЛПУ, нозологические группы, выписываются рецепты пациентам, отсутствующих в федеральном регистре и др.), в результате возникают мотивированные отказы при оплате за отпущенные лекарственные средства;
- в нарушении приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.02.2006 N 97 "О порядке выписывания лекарственных средств отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в рамках реализации дополнительного лекарственного обеспечения" выписка рецептов во многих лечебно-профилактических учреждениях осуществляется по торговым наименованиям;
- во многих аптеках и ЛПУ отсутствует необходимая нормативная база по дополнительному лекарственному обеспечению;
- практически во всех регионах со стороны органов управления здравоохранения отсутствует контроль за проведением экспертизы качества назначения лекарственных средств, т.е. клинико-экспертная работа в рамках ДЛО;
- отсутствует ответственность в субъектах Российской Федерации за обеспечение пациента.
В ходе проверок выявлены и проблемные вопросы, характерные для большинства регионов:
- проблема кадров как в ЛПУ, так и в аптеках;
- проблема технической оснащенности, программного обеспечения и использования информационных технологий в ЛПУ и аптеках;
по-прежнему актуальна проблема недостатка знаний специалистов первичного звена лечебно-профилактических учреждений.
Серьезной проблемой остается обеспечение лекарственными средствами сельского населения.
При проведении проверок субъектов Российской Федерации особое внимание обращалось на анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в части рационального назначения лекарственных средств и проведения клинико-экспертной работы. При этом выявлены следующие недостатки при оказании первичной медицинской помощи на амбулаторном этапе, характерные для всех проверенных регионов:
- назначение лекарственных средств без осмотра пациента, по просьбе родственников (от 3 до 12% случаев);
- назначение препарата без проведения необходимого обследования (от 1,5 до 2,5%);
- в дневниковых записях не зафиксированы гемодинамические показатели.
Например: Пациент перенес оперативное вмешательство по поводу протуирования сердечных клапанов. По амбулаторной карте выявлено, что пациент при обращении к врачу не получал направление на контрольное определение протромбинового индекса крови (ПТИ), в тоже# время ему назначается препарат Финилин. И дальнейшие назначения происходят также без контроля свертывающей системы крови.
То же самое в ряде случаев происходит и с назначением сахароснижающих лекарственных средств, когда имеют место случаи назначения без контроля сахара в крови;
- при выписке лекарственных средств, предназначенных для льготного отпуска, не фиксируются сопутствующие заболевания, что приводит к необоснованности назначения лекарственных средств. Так, например:
- пациенту с ведущим заболеванием ИБС назначены и выписаны препараты Омез, Хондроксид, Предуктал, Фенобарбитал;
- пациенту с ведущей патологией: гипертоническая болезнь ст. 2 не обоснованно назначены Бифидум-бактерин, Мезим форте;
- пациенту с основным диагнозом: деформирующий артроз не обоснованно назначены препараты Диротон, Гипотиазид, Каптоприл;
- имеют место случаи отсутствие# преемственности в ведении больных между врачами-специалистами, что приводит к дублированию выписанных льготных лекарственных средств одному пациенту разными врачами.
Например: пациент получает рецепты 21.09.2005 на препараты L-тироксин Берлин-Хеми т. 100 млг N 50 и Дигидротахистерол фл. 0,1% 10 мл р-р в масле, а 29.09.2005 точно такие же лекарственные препараты получают по рецептам от другого специалиста;
- выявлены случаи бесконтрольного, необоснованно увеличенного периода назначения лекарственных средств.
Особенно это было характерно для конца 2005 года и начала 2006 года, когда в ряде регионов было дано указание выписывать так называемым отказникам лекарственные средства впрок на период до нескольких месяцев;
- имеют место случаи полипрагмазии, а также нерационального комбинирования лекарственных средств, выписка лекарственных средств во время планового пребывания пациента в стационаре;
- недостаточная оценка клинического эффекта от назначения того или иного лекарственного препарата.
Выявлены и ряд других недостатков, говорящих о том, что требуют совершенствования как сам механизм реализации дополнительного лекарственного обеспечения, так и механизм контроля его реализации.
На основании вышеизложенного, а также с целью совершенствования системы реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в сфере здравоохранения и социального развития предлагает:
1. Органам управления здравоохранения субъектов Российской Федерации:
- обеспечить контроль за проведением клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях;
- обеспечить контроль за рациональным расходованием финансовых ресурсов, выделенных из бюджета Российской Федерации и предназначенных на льготное лекарственное обеспечение;
- особое внимание в регионе обратить на качество составления заявки, определение потребности, учитывая при этом остатки лекарственных средств в аптеках и на складах, реальный расход лекарственных средств предыдущих периодов;
- в каждом регионе определить пути совершенствования доступности лекарственного обеспечения для сельского населения;
- обеспечить в лечебно-профилактических учреждениях неукоснительное исполнение приказа Минздравсоцразвития России от 17.02.2006 N 97 в части выписки лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям.
2. Фармацевтическим организациям федерального уровня принять меры по ликвидации дефектуры в разрезе международных непатентованных наименований.
3. Контроль за исполнением возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Тельнову Е.А.
Руководитель |
Р.У. Хабриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росздравнадзором в 2005 г. и I квартале 2006 г. проводились проверки состояния дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий населения.
В ходе проверок были выявлены следующие основные нарушения: ненадлежащее оформление рецептов (отсутствовали коды ЛПУ, нозологические группы, указание торговых наименований лекарственных средств и др.); неправильное ведение журнала регистрации рецептов, оставленных на отсроченное обеспечение (в частности, не делались отметки сообщения пациенту о получении лекарственных средств аптекой и об обеспечении пациента); отсутствие системы управления товарными запасами. В ЛПУ и аптеках отмечена проблема кадров и технической оснащенности. Серьезной проблемой также остается обеспечение лекарственными средствами сельского населения.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 22 мая 2006 г. N 0121-421/06 "О результатах проверок реализации Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения в 2005 году и I квартале 2006 года"
Текст письма официально опубликован не был