г. Москва |
|
25 августа 2016 г. |
Дело N А41-49401/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "Бяконтово" - Кириллов Е.А., дов. от 08.08.2016 б/н;
от заинтересованного лица (ответчика) - Администрации Подольского муниципального района Московской области - не явился (извещено надлежаще);
от третьих лиц - администрации сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района - не явился (извещено надлежаще);
рассмотрев 18 августа 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Подольского муниципального района Московской области
на постановление от 21 марта 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-49401/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бяконтово"
к Администрации Подольского муниципального района Московской области
о признании недействительным постановления,
третье лицо: администрация сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бяконтово" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать недействительным постановление администрации N 941 от 26.08.2013 "О предварительном согласовании места размещения объекта строительства автодороги по линии д. Макарово - д. Холопово - д. Агафоново - д. Яконтово на территории сельского поселения Стрелковское";
- признать недействительным постановление администрации N 1264 от 16.10.2014 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства дороги по линии Макарово - Холопово - Агафоново - Бяконтово на территории сельского поселения Стрелковское".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.03.2016 решение суда отменено, требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить ввиду неправильного применения норм материального права с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование своей кассационной жалобы администрация указывает, что Правительство является самостоятельным юридическим лицом, не обладающим сведений о деятельности Департамента городского имущества города Москвы, судом фактически установлен факт выдачи разрешения на строительство в отсутствие необходимых для издания такого ненормативного акта документов, правительство является правопреемником муниципального образования, положения гражданского законодательства о договоре аренды не могут применяться к правоотношениям по выдаче разрешения на строительство.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу, составленные в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей администрации и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя возражал против доводов кассационной жалобы, просил обжалуемое постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Выслушав представителей заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020551:37.
На основании Решения Совета депутатов сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области от 05.05.2011 N 128/24 дорога "Макарово - Холопово - Агафоново - Бяконтово" протяженностью 7,211 км, проходящая вдоль деревень Холопово, Агафоново, Услон, Бяконтово передана в муниципальную собственность сельского поселения Стрелковское, что подтверждается передаточным актом от 01.11.2011 о принятии имущества из собственности Московской области в собственность сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области и Выпиской из реестра муниципальной собственности сельского поселения Стрелковское от 31.07.2013 N 10.
Постановлением Администрации Подольского муниципального района Московской области от 26.08.2013 N 941 согласовано место размещения объекта строительства автодороги по линии Макарово - Холопово - Агафоново - Бяконтово на земельном участке площадью 28 200 кв. м, из земель государственной собственности, категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения", расположенном на территории сельского поселения Стрелковское и утвержден Акт о выборе земельного участка от 22.10.2012 года N 215.
Постановлением Администрации Подольского муниципального района Московской области N 1264 от 16.10.2014 утверждена схема расположения земельного участка площадью 54 876 кв. м на кадастровом плане территории для строительства дороги по линии Макарово - Холопово - Агафоново - Бяконтово на территории сельского поселения Стрелковское".
02.11.2014 составлен межевой план земельного участка.
06.11.2014 Администрация сельского поселения Стрелковское обратилась с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N 50-0-1-71/3301/2014-4028.
17.11.2014 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020551:37, 50:27:0000000:129554.
Полагая, что администрацией существенно нарушен порядок образования новых земельных участков, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действующей на момент издания оспариваемых актов) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно подпункту 1 пункта 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Предъявляемые статьей 11.9 ЗК РФ требования к образуемым и измененным земельным участкам предусматривают, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено, что земель, свободных от прав третьих лиц, по линии строительства дороги фактически нет. Все земли (как правило, сельскохозяйственного назначения) заняты смежными землепользователями и земельный участок, дополнительно необходимый для строительства дороги (с учетом ее расширения) мог быть сформирован только за счет этих землепользователей путем изъятия для целей строительства общественно значимой дороги (муниципальных нужд).
В соответствии с Актом выбора земельного участка и прилагаемой к нему Схемы его расположения площадь образуемого земельного участка составляет 28200 кв. метров, эта же площадь указана в постановлении N 941 от 26.08.2013 (о предварительном согласовании места строительства дороги), в то время как в оспариваемом постановлении N 1264 от 16.10.2014 площадь земельного участка утверждена в размере 54 876 кв. метров.
В обоснование своей кассационной жалобы администрация, не отрицая нарушение порядка формирования земельного участка, указывает на необходимость разрешения требований заявителя в рамках спора о правах на земельные участки.
Пунктами 4 и 5 статьи 40 Закона о кадастре предусмотрено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
В соответствии с положениями Закона о кадастре, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (пункта 4 статьи 16 Закона о кадастре).
Таким образом, защита прав смежных землепользователей и землевладельцев до момента завершения формирования земельного участка осуществляется именно в рамках согласования местоположения границ и проверки соблюдения соответствующих требований земельного законодательства.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы суда о применении норм права соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов апелляционного суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов апелляционного суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 года по делу N А41-49401/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 4 и 5 статьи 40 Закона о кадастре предусмотрено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
В соответствии с положениями Закона о кадастре, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (пункта 4 статьи 16 Закона о кадастре)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2016 г. N Ф05-11907/16 по делу N А41-49401/2015