г. Москва |
|
21 марта 2016 г. |
Дело N А41-49401/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Бяконтово": Бородин А.И., по доверенности от 17.07.2015,
от Администрации Подольского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Администрации сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бяконтово" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2015 по делу N А41-49401/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ООО "Бяконтово" к Администрации Подольского муниципального района Московской области, при участии в деле в качестве третьего лица: Администрация сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бяконтово" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просит:
- признать недействительным постановление Администрации Подольского муниципального района Московской области N 941 от 26.08.2013 "О предварительном согласовании места размещения объекта строительства автодороги по линии д.Макарово - д. Холопово - д.Агафоново - д.Яконтово на территории сельского поселения Стрелковское";
- признать недействительным постановление Администрации Подольского муниципального района Московской области N 1264 от 16.10.2014 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства дороги по линии Макарово-Холопово-Агафоново-Бяконтово на территории сельского поселения Стрелковское".
В качестве третьего лица в деле участвует Администрация сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Бяконтово" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 произведена замена Администрации Подольского муниципального района Московской области на Администрацию городского округа Подольск в порядке процессуального правопреемства.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В судебном заседании представитель ООО "Бяконтово" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Бяконтово".
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Решения Совета депутатов сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области от 05.05.2011 N 128/24 дорога "Макарово-Холопово-Агафоново-Бяконтово" протяженностью 7,211 км, проходящая вдоль деревень Холопово, Агофоново, Услон, Бяконтово передана в муниципальную собственность сельского поселения Стрелковское, что подтверждается передаточным актом от 01.11.2011 о принятии имущества из собственности Московской области в собственность сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области и Выпиской из реестра муниципальной собственности сельского поселения Стрелковское от 31.07.2013 года N 10.
Постановлением Администрации Подольского муниципального района Московской области от 26.08.2013 года N 941 согласовано место размещения объекта строительства автодороги по линии Макарово-Холопово-Агафоново-Бяконтово на земельном участке площадью 28 200 кв. м., из земель государственной собственности, категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения", расположенном на территории сельского поселения Стрелковское и утвержден Акт о выборе земельного участка от 22.10.2012 года N 215.
Постановлением Администрации Подольского муниципального района Московской области N 1264 от 16.10.2014 утверждена схема расположения земельного участка площадью 54 876 кв.м. на кадастровом плане территории для строительства дороги по линии Макарово-Холопово-Агафоново-Бяконтово на территории сельского поселения Стрелковское".
02.11.2014 составлен межевой план земельного участка.
06.11.2014 Администрация сельского поселения Стрелковское обратилась с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N 50-0-1-71/3301/2014-4028.
Рассмотрев заявление администрации, 17.11.2014 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020551:37, 50:27:0000000:129554. В качестве причины возникновения пересечения границ указано на возможное наличие кадастровой ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020551:37, 50:27:0000000:129554 или ошибки, допущенной при определении координат характерных точек границ земельного участка, заявленного для государственного кадастрового учета.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.08.2015, земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020551:37 принадлежит на праве собственности ООО "Бяконтово".
Из данных публичной кадастровой карты следует, земельный участок с кадастровым номером 50:27:0000000:129554 снят с кадастрового учета.
Полагая, что оспариваемые ненормативные акты администрации, которыми согласовано место размещения объекта строительства автодороги нарушают права заявителя как собственника земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020551:37, поскольку утвержденные границы земельного участка налагаются на земельный участок, принадлежащий обществу на праве собственности, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку заявитель полагает, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок налагается на границы земельного участка, согласованные Администрацией, между ним и заинтересованным лицом, третьим лицом имеется спор о праве на земельные участки в конкретных границах, который может быть разрешен способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статей 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта от 20.07.2015, земельный участок с кадастровым номером N 50:27:0020551:37 имеет статус - ранее учтенные, правообладателем является ООО "Бяконтово" (том 1 л.д.49).
Земельный участок предоставлен для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемых постановлений общество являлось надлежащим землепользователем земельного участка, по границам которого (частично) проходит проселочная (грунтовая) дорога.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 11.2 земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действующей на момент издания оспариваемых актов) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно подпункту 1 пункта 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Предъявляемые статьей 11.9. ЗК РФ требования к образуемым и измененным земельным участкам предусматривают, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре при постановке на учет земельного участка в обязательном порядке представляется межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Исходя из положений статей 39-40 Закона о кадастре, определение местоположение границ вновь образуемых земельных участков происходит по согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в целях исключения возможного нарушения их прав на этой стадии оформления земельного участка.
Пунктами 4 и 5 статьи 40 Закона о кадастре предусмотрено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
Согласно статье 26 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка, а также, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
Таким образом, данное положение Закона о кадастре обязывает лиц при создании (образовании) земельных участков не только соблюдать требования земельного и градостроительного законодательства, но и при проведении кадастровых работ обеспечивать защиту прав смежных землепользователей и землевладельцев.
Как усматривается из документов, послуживших основанием для издания спорных постановлений, общество даже не было включено в число лиц, с которыми требовалось согласование границ, хотя планируемое расширение при строительстве дороги должно было в значительной части происходить за счет земельного участка заявителя.
В соответствии с положениями Закона о кадастре, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости (пункта 4 статьи 16 Закона о кадастре).
Согласно положениям пунктов 2 и 14 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются, в том числе кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, в решении указывается площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка.
В соответствии с Актом выбора земельного участка и прилагаемой к нему Схемы его расположения площадь образуемого земельного участка составляет 28200 кв. метров, эта же площадь указана в постановлении N 941 от 26.08.2013 (о предварительном согласовании места строительства дороги), в то время как в оспариваемом постановлении N 1264 от 16.10.2014 площадь земельного участка утверждена в размере 54 876 кв. метров.
Следовательно, ранее составленная Схема расположения земельного участка (приложение к Акту выбору) произвольно заменена на новую Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признав все земли неразграниченной государственной собственностью, относящимися к "землям промышленности, энергетики, транспорта...".
Соответственно никаких согласований границ не производилось.
Вместе с тем, как усматривается из документов, земель, свободных от прав третьих лиц, по линии строительства дороги фактически нет. Все земли (как правило, сельскохозяйственного назначения) заняты смежными землепользователями и земельный участок, дополнительно необходимый для строительства дороги (с учетом её расширения) мог быть сформирован только за счет этих землепользователей путем изъятия для целей строительства общественно значимой дороги (муниципальных нужд).
Не соблюден порядок перевода земель из одной категории в другую и превышены полномочия органа муниципальной власти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 и пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий издавать акты, содержащие нормы земельного законодательства, управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (в том числе неразграниченной).
Статьей 8 ЗК РФ предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Согласно первоначальным данным, содержащимся в Акте выбора земельного участка N 215 от 22.10.2012, и прилагаемой к нему Схеме расположения земельного участка земельный участок для использования под строительство автодороги планировался к формированию из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности - 11 400 кв. метров, и собственности ООО "Агрофирма Федюково" (правопредшественник заявителя) - 16 800 кв. метров, общей площадью 28 200 кв. метров (11400+16800), с установленным видом использования - земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения имеют специальный правовой режим (статус) и в силу этого перевод их в другую категорию ограничен. Правом перевода сельскохозяйственных земель (в части наложения), принадлежащих на праве частной собственности ООО "Бяконтово", обладает только орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, каковым является Правительство Московской области, которое в рамках своей компетенции решений не принимало. Однако, сформировав земельный участок под строительство дороги, в том числе за счет земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих заявителю на праве собственности, и переведя их в категорию "земли промышленности, энергетики..." орган муниципальной власти нарушил Закон и превысил свои полномочия. Присвоенная категория земель сформированному участку, налагаемому на земельный участок заявителя, также имеет специальный правовой статус, что будет препятствовать заявителю при использовании и распоряжении принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
Статьей 101 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При таких обстоятельствах, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей 00 копеек подлежат взысканию с Администрации городского округа Подольск.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2015 по делу N А41-49401/15 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным постановление Администрации Подольского муниципального района Московской области N 941 от 26.08.2013 "О предварительном согласовании места размещения объекта строительства автодороги по линии д. Макарово - д. Холопово - д. Агафоново - д. Бяконтово на территории сельского поселения Стрелковское".
Признать недействительным постановление Главы Подольского муниципального района Московской области N 1264 от 16.10.2014 г. "Об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства дороги по линии Макарово-Холопово-Агафоново-Бяконтово на территории сельского поселения Стрелковское".
Взыскать с Администрации городского округа Подольск (ИНН: 5036154853; ОГРН: 1155074010354) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бяконтово" (ИНН: 7731424150; ОГРН: 1127746206631) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49401/2015
Истец: ООО "Бяконтово"
Ответчик: Администрация Подольского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация Сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области, Администрация Подольского муниципального района Московской области