Санитарно-гигиенические правила и нормы СанПиН N 42-125-4437-87
"Устройство, содержание и организация режима детских санаториев"
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 ноября 1987 г.)
Вводятся впервые на всей территории СССР
Срок действия: с момента издания
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2011 г. N 26 настоящие СанПиН признаны утратившими силу с момента введения в действие СанПиН 2.4.2.2843-11
1. Общие положения
1.1. Детский санаторий* является медико-педагогическим учреждением, в котором этапное лечение больных детей тесно связано с воспитательно-образовательным процессом.
Санаторий свою работу строит в соответствии с "Положением о детском санатории нетуберкулезного профиля", утвержденным приказом Минздрава СССР от 28.04.78 г. N 427.
1.2. Прием детей в санатории проводится в соответствии с приказом Минздрава СССР от 16.05.83 г. N 580 "Об утверждении правил медицинского отбора и направления больных (взрослых, подростков и детей) на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение" и действующими методическими указаниями "Медицинские показания и противопоказания для лечения больных в детских санаториях нетуберкулезного профиля".
В санатории направляются дети от 1 года до 14 лет включительно; в санатории, расположенные в курортной зоне, - от 5 до 14 лет включительно; в санатории для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе страдающих церебрально-спастическими параличами, - с 3 лет.
1.3. В санаториях для лечения детей с последствиями остеомиелита, полиартрита должна быть предусмотрена половина мест для лежачих больных; с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - до 20% для лежачих и плохо передвигающихся детей.
1.4. Требования разделов 2, 3, 4 настоящих "Правил" распространяются на проектируемые и реконструируемые учреждения; требования остальных разделов - на все действующие санатории. Последние по мере реконструкции должны быть приведены в соответствие с требованиями СанПиН.
2. Требования к земельным участкам
2.1. Площадь территории санаториев независимо от медицинского профиля должна составлять не менее 200 кв. м на одно место, не считая площади хозяйственной зоны. При размещении санаториев на курортах союзного значения с особо ценными курортными факторами, по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы, допускается снижение площади на одно место не более чем на 20%.
2.2. На территории санаториев запрещается размещение жилых строений для персонала.
2.3. На территории санатория должны быть выделены следующие функциональные зоны:
зона приема (приемное отделение);
зона проживания;
парковая зона;
зона физкультурно-оздоровительных сооружений;
зона изолятора;
хозяйственная зона.
2.4. В зоне проживания располагаются здания и сооружения, включающие спальные корпуса, помещения для обучения, питания, лечения, культурно-массового и административно-бытового назначения. Зона проживания должна иметь удобные подходы с улицы и с земельного участка.
2.5. Санитарные разрывы между спальными и учебными корпусами и границей участка зоны проживания должны составлять не менее 50 м; от основных зданий санатория до автомагистралей - не менее 150 м, до хозяйственной зоны - не менее 100 м, дорог местного значения - не менее 30 м.
2.6. Парковая зона включает: игровые площадки, озеленение, учебно-опытные участки.
Игровые площадки принимаются из расчета 5 на 1 ребенка и оборудуются: для детей дошкольного и младшего школьного возраста - песочницами с навесами, качелями, горками, лесенками и т.п., для детей старшего школьного возраста - беседками, скамейками, столами для настольных игр, чтения и др.
Площадки должны иметь травянисто-песчаное покрытие; допускается - плиточное, запрещается - гравийное.
Озеленение должно занимать не менее 60% всей территории санатория, включая игровые площадки.
2.7. Для организации дневного сна в летнее время необходимо оборудовать при спальных корпусах крытые террасы, выходящие в парковую зону (для каждой секции отдельно) или устраивать в парковой зоне крытые площадки с деревянным полом и тремя ветрозащитными стенками (отдельно для каждой секции). Для предупреждения перегрева или охлаждения детей стенки должны быть из малотеплопроводных материалов.
Для организации сна на воздухе в холодное время года необходимо оборудовать отапливаемые веранды, а также место для хранения спальных мешков.
2.8. В зоне физкультурно-оздоровительных сооружений должны располагаться: площадки спортивные (из расчета 20 на 1 место) и для занятий лечебной физкультурой, которые необходимо оборудовать с учетом возрастных групп детей и медицинского профиля санатория; лечебные пляжи.
Расстояние от спальных и учебных помещений до площадок должно быть не менее 50 м.
Набор спортивных площадок может быть таким же, как для пионерских лагерей. Использование их должно осуществляться при строгой дозировке и контроле со стороны медицинского персонала санатория.
Устройство и содержание детских пляжей должно соответствовать "Санитарным правилам и нормам устройства, оборудования и эксплуатации лечебных пляжей", утвержденных Минздравом СССР 26.12.85 г. N 4060-85 (приложение 1).
2.9. Зона изолятора должна быть изолирована (зелеными насаждениями) от остальной территории, иметь удобные подъездные пути и для выздоравливающих детей - оборудованные игровые площадки (см. п. 2.6.).
2.10. Размеры хозяйственной зоны зависят от месторасположения санатория. При размещении санатория на курорте могут использоваться общекурортные котельная, прачечная, гараж; при размещении в составе комплекса учреждений - проектируется общекомплексная хозяйственная зона (котельная, гараж, прачечная, складские помещения); при самостоятельном строительстве на территории хозяйственной зоны предусматривается котельная, гараж, прачечная, складские помещения и другие постройки, необходимые для обслуживания санатория.
3. Требования к архитектурно-планировочным решениям зданий и сооружений
3.1. Все санатории предназначены для круглогодичного функционирования; основные сооружения должны быть капитальными; этажность - не более 2 этажей; в курортной зоне допустимы 3-этажные здания.
Оптимальная вместимость санаториев - 250 мест; максимальная - 500 мест (2 по 250 мест каждый).
Высота спальных, лечебно-диагностических, учебных помещений должна быть не менее 3,3 м.
3.2. Приемное отделение должно обеспечивать прием детей не менее чем двумя потоками. В санаториях с индивидуальными сроками лечения приемное отделение блокируется с карантинным отделением. Последнее принимается из расчета не менее 8% от общей вместимости санатория и состоит из боксированных палат, площадью не менее 9 кв.м каждая.
3.3. Спальные, лечебно-диагностические, учебные помещения, столовую и помещения культурно-массового назначения следует размещать в одном корпусе или отдельных блоках, соединенных отапливаемыми переходами.
3.4. Спальные, лечебно-диагностические, учебные, культурно-массового назначения и административные помещения, а также - приемного отделения должны размещаться только в наземных этажах; гардеробные для персонала и детей, сушилки, бельевые, заготовочные первичной обработки продуктов, помещения мойки тележек, хозяйственные мастерские допускается размещать в цокольных этажах при условии, что отметка пола цокольного этажа ниже отметки прилегающего тротуара не более чем на 0,7 м.
В подвальных помещениях можно размещать холодильные камеры с машинными установками, складские и подсобные помещения, вентиляционные камеры, подъемники-лифты и др. подсобные помещения, оборудование которых создает шум, только в том случае, если над ними (непосредственно или смежно) не будут располагаться жилые (спальные), учебные, кружковые и лечебно-диагностические помещения.
3.5. Ширина коридоров основных помещений санаториев для лечения последствий остеомиелита, полиартрита, а также заболеваний опорно-двигательного аппарата должна быть не менее 2,4 м, санаториев остальных профилей - не менее 2,2 м; подсобных помещений при длине до 10 м - не менее 1,25 м, а при длине более 10 м - не менее 1,5 м.
3.6. Окна палат, классных комнат, игровых помещений должны иметь ориентацию в качестве оптимальной - Юг, Ю-В и допустимой - В. На северные румбы допускается ориентация не более 10% мест в палатной секции. При строительстве санаториев в II-IV климатических районах необходимо для помещений, ориентированных на южные румбы, предусматривать стационарные солнцезащитные устройства: жалюзи, в том числе расположенные между оконными рамами, козырьки, шторы и пр. Шторы должны состоять из двух раздвигающихся полотен, а изготавливаться из хлопчатобумажных тканей, обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами: поплин, штапельное полотно, репс. В дневное время шторы не должны загораживать светонесущую часть окна.
3.7. В санаториях должны устраиваться пандусы и устанавливаться кроватные (в санаториях для лечения последствий остеомиелита, полиартрита, опорно-двигательного аппарата) и хозяйственные лифты.
3.8. Спальные помещения санаториев должны состоять из изолированных палатных секций. На этаже должно размещаться не более двух секций. Вместимость секции - 30 коек. В составе секции должна предусматриваться игровая, площадью не менее 15 ; гардеробная с сушильными шкафами из расчета 0,6 кв.м на 1 место. На две секции должны предусматриваться: комната для глажения и чистки одежды из расчета не менее 0,1 кв.м на 1 место; помещение для хранения вещей детей из расчета 0,2 кв.м на 1 место.
3.9. Палатные секции для дошкольников должны включать: спальни, столовую-игровую, туалетную, раздевальную и буфетную. Ячейка должна быть рассчитана на 15, секция на 30 мест с отдельным входом; площадь палат-спален - 4,0 кв.м на 1 место. В раздевальнях предусматриваются сушильные шкафы для одежды и обуви.
3.10. Вместимость палат для школьников в санаториях для лечения последствий остеомиелита, полиартрита не должна превышать 10 мест; в остальных - не более 5. Площадь палат принимается из расчета 6 на 1 место.
В каждой секции необходимо предусматривать 2-3 палаты на 3 места.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 17 января 1985 г. N 60 устанавливается 1 круглосуточный медсестринский пост на 15 коек для детей в возрасте до 3 лет, на 30 коек - для детей старше 3 лет.
3.11. В отделениях для дошкольников санитарные узлы устраиваются отдельно для каждой ячейки. В состав оборудования санитарных узлов входят: ванна (детская) - 1; душ - 1; умывальники - 2; мойки для ног - 2; унитазы - 2; мойка для мытья горшков - 1; полка-стеллаж для хранения горшков, открытые шкафчики для хранения полотенец и умывальных принадлежностей. Для детей дошкольного возраста с 5 лет необходимо предусматривать раздельные туалеты для мальчиков и девочек.
3.12. Санитарные узлы для школьников (раздельные для мальчиков и девочек) оборудуются на секцию и включают: умывальные из расчета 1 умывальник на 5 человек, 2 ногомойки на 15 человек, уборные из расчета 2 унитаза на 15 человек и 1 унитаз и 1 писсуар на 15 мальчиков; душевые кабины из расчета 1 рожок на 15 человек; кабины гигиены девочек, оборудованные поддоном с гибким шлангом, умывальником из расчета 2 на 15 девочек, минимальная площадь кабины - 4 кв.м.
В санаториях для лечения последствий остеомиелита, полиартрита и заболеваний опорно-двигательного аппарата один из унитазов предусматривается высоким, приспособленным для сидения, кроме душевых должны быть ванные комнаты из расчета 6 на 1 ванну (1 ванна на 15 человек).
3.13. В каждой палатной секции предусматривается санитарный узел для персонала с умывальником в шлюзе и санитарная комната площадью не менее 6 кв.м в санаториях для лечения последствий остеомиелита, полиартрита и заболеваний опорно-двигательного аппарата и не менее 4 кв.м - в санаториях остальных профилей. Санитарную комнату оборудуют сливом и умывальником, а в санаториях, где имеются лежачие дети - установкой для обработки суден.
3.14. В состав помещений палатных секций санаториев для лечения последствий остеомиелита, полиартрита и заболеваний опорно-двигательного аппарата должны входить гипсовая-перевязочная площадью 16 кв.м (не более чем на 2 секции) и кабинет для индивидуальных занятий лечебной физкультурой из расчета один стол на 10 детей по 6 кв.м на каждый стол.
3.15. Помещения столовой и кухни рассчитывают на обслуживание детей и персонала.
Для питания персонала необходимо выделять специальный зал с отдельным входом.
Для организации питания детей дошкольного возраста предусматриваются столовые - игровые (из расчета не менее 2 на 1 ребенка); буфетные, оборудованные 3-гнездными моечными ваннами, полками для сушки и шкафами для хранения посуды.
В санаториях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где питание осуществляется непосредственно в секции, необходимо предусматривать столовую с раздаточной, помещение для мойки посуды, оборудованные 3-гнездными моечными ваннами, полками для сушки и шкафами для хранения посуды, и при необходимости, подъемник для подачи пищи.
Для ходячих больных школьного возраста предусматриваются обеденные залы при пищеблоках, из расчета 1,5 на одно посадочное место. Вместимость обеденных залов не должна превышать 60 мест.
При обеденном зале необходимо предусматривать умывальники из расчета 1 на 25 детей, санитарный узел из расчета 1 унитаз на 40 детей. Для работников пищеблока - душевая и туалет.
Для изолятора предусматривается раздаточная; в изоляторе - помещение для мытья и хранения посуды.
В палатных секциях необходимо предусматривать специальные места и холодильники для хранения передач от родителей.
3.16. Во всех санаториях должно проводиться обучение всех детей школьного возраста.
Обучение лежачих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в палатах.
Для обучения остальных детей предусматриваются учебные помещения при спальных корпусах в специально выделенных отсеках или отдельно стоящих зданиях.
Наполняемость классов должна составлять не более 25 человек. Площадь класса принимается из расчета 2,5 на 1 ученическое место; площадь рекреации - 0,6
на 1 место.
В состав учебных помещений должна входить лаборатория, площадью 60 , с тремя лаборантскими для занятий химией, физикой и биологией.
3.17. Набор и площади лечебно-диагностических, культурно-массового назначения, административно-хозяйственных и вспомогательных помещений зависят от медицинского профиля и вместимости санаториев и проектируются по специальным заданиям, согласованным с органами санэпидслужбы.
3.18. Изолятор проектируется из расчета 5% от вместимости санатория. К изолятору предъявляются требования, аналогичные отделениям инфекционных больниц. Помещения изолятора должны предусматривать возможность изоляции больных с инфекционными заболеваниями, имеющими различные механизмы передачи (желудочно-кишечные, капельно-воздушные, смешанные), т.е. не менее 3 инфекций.
В состав помещений изолятора включаются мельцеровские боксы, проектируемые в соответствии с требованиями к строительству больниц. Число мест в боксах должно составлять 25-30% вместимости изолятора.
3.19. Во всех санаториях следует предусматривать лечебный бассейн с ванной (4х9 м) глубиной от 0,7 до 1,0 м.
4. Санитарно-техническое благоустройство
4.1. Санатории должны оборудоваться отоплением, вентиляцией, электроснабжением, слаботочными устройствами, системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Все основные помещения должны быть радиофицированы.
4.2. Во всех помещениях санатория предусматривается подводка горячей и холодной воды, а также устройство канализации.
Питьевая вода должна соответствовать требованиям действующего ГОСТа "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством воды".
Вода должна подаваться к умывальникам через смеситель и на выходе иметь температуру не выше 37°С.
Летние душевые в III и IV климатических районах следует устраивать, используя для нагревания воды солнечную тепловую энергию.
4.3. Для трубопроводов морской и минеральной воды следует применять пластмассовые трубы или трубы из антикоррозийных материалов, разрешенных Минздравом СССР для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.
4.4. Отвод сточных вод из помещений грязевых процедур, грязевой кухни, постирочной брезентов, из помещений хранения и регенерации грязи следует предусматривать лотками или трубами в сборный грязеотстойник, оборудованный гидравлическими затворами и съемными решетками (в соответствии с действующим СНиПом "Канализация, наружные сети и сооружения").
4.5. При отсутствии централизованных поселковых или городских сетей водопровода и канализации вопрос о выборе и устройстве местных систем водоснабжения и канализации должен решаться по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
4.6. Во всех помещениях санатория следует предусматривать отопление. Запрещается печное и газовое отопление. Отопительные приборы должны быть ограждены деревянными съемными решетками. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит.
4.7. В зданиях санаториев на 500 мест при наличии различно ориентированных по сторонам света помещений необходимо предусматривать регулируемую подачу тепла с учетом ориентации помещений.
4.8. В ваннах и грязевых процедурных залах (при количестве ванн или грязевых кушеток 6 и более) следует предусматривать дежурное водяное отопление, поддерживающее внутреннюю температуру +15°С; при работе залов внутреннюю температуру необходимо доводить до +25°С за счет приточного воздуха, температура которого определяется расчетом и не должна превышать + 35°С.
4.9. Температура воздуха, учебных и спальных помещений должна быть в пределах +20°С - +24°С в зависимости от сезона года. Температура пола 1-х этажей дошкольных отделений должна быть в холодный период года не менее +22°С (обогрев пола).
Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 30-60% во все периоды года. Скорость движения воздуха должна быть в холодное время года в пределах 0,07-0,1 м/сек.; в теплое - 0,1-0,2 м/сек.
4.10. В спальных и учебных помещениях, охлаждаемых камерах для хранения овощей и фруктов должна предусматриваться приточно-вытяжная вентиляция (приток с механическим и вытяжка - естественным побуждением); на пищеблоке - приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением.
Душевые и санитарные узлы должны быть оборудованы самостоятельной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением.
Водо- и грязелечебницы, кабинеты парафино- и грязелечения, ингалятории, кабинеты электросветолечения, лаборатории должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением.
4.11. Все основные помещения санаториев должны иметь естественное освещение. КЕО в учебных помещениях должен быть не ниже 1,5%, в спальных комнатах - не ниже 0,5%, во всех остальных помещениях (столовой, спортивного, культурно-массового назначения) - не менее 1,0%.
4.12. Искусственное освещение основных помещений, включая спальные для лежачих больных, санаториев должно быть преимущественно люминесцентным; спальные помещения - лампами накаливания.
В палатах длительного пребывания детей обязательно устройство местного освещения и установка телевизоров (желательно с дистанционным управлением).
5. Санитарное состояние и содержание помещений и участка
5.1. Мебель и другое оборудование основных помещений должны учитывать специфику лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий, учебно-педагогического процесса, а также соответствовать росто-возрастным особенностям детей.
Спальные помещения и изолятор должны быть оборудованы кроватями с жестким ложем.
Запрещается оборудование спальных комнат двухъярусными кроватями.
5.2. Поверхность стен, полов, потолков основных помещений должна быть гладкой, доступной для мытья и дезинфекции.
Окраска стен и потолков основных помещений должна быть светлых тонов. Полы должны быть дощатыми (паркет); допускается другое покрытие в соответствии с "Перечнем полимерных материалов и конструкций, разрешенных к применению в строительстве Министерством здравоохранения СССР", утвержденным 17.04.85 г. N 3859-85.
5.3. Участок и помещения санаториев должны содержаться в образцовом порядке и чистоте.
Уборка участка должна проводиться ежедневно: утром за 1-2 часа до выхода детей на участок и по мере загрязнения территории. Мусор необходимо немедленно убирать в мусоросборники. Категорически запрещается сжигать на территории бытовой мусор и листья.
В теплое время года, при сухой и жаркой погоде, уборку необходимо проводить после предварительной поливки и при закрытых окнах помещений. В жаркую сухую погоду поливку необходимо проводить 2 раза в день.
5.4. Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурное оборудование и др.) должно быть в исправном состоянии и ежедневно протираться.
Смена песка в песочных ящиках проводится не реже одного раза в месяц; на ночь песочницы необходимо закрывать крышками. Перед игрой песок слегка увлажняется, периодически перелопачивается; загрязненный песок заменяется свежим. В теплое время года ежемесячно должен проводиться анализ песка на яйца глистов.
5.5. Выгребные ямы и мусоросборник следует очищать при заполнении 2/3 объема и обрабатывать в соответствии с "Методическими указаниями по борьбе с мухами", утвержденными Минздравом СССР 27.01.84 г. N 28-6/3.
5.6. Для предотвращения залета мух в помещения окна и двери в пищеблоке, окна постирочной, туалетных и др. в теплый период года должны быть засетчены металлической сеткой.
5.7. Ежедневно все помещения санатория убирают влажным способом при открытых окнах и фрамугах.
Уборку спален необходимо проводить 2 раза в день (после ночного и дневного сна) в отсутствии детей, за исключением палат для лежащих больных.
Кварцевание спален следует проводить только в отсутствии детей. Режим кварцевания зависит от мощности ламп и рекомендаций к ним завода-изготовителя.
5.8. Ковры и ковровые дорожки необходимо ежедневно очищать пылесосом, периодически выколачивать и протирать влажной щеткой, а 1 раз в год подвергать сухой химической чистке.
5.9. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла - перед началом смены необходимо выносить на воздух для проветривания и просушки. Раз в год постельные принадлежности должны подврегаться химической чистке. При наличии капельной или кишечной инфекции постельные принадлежности двукратно чистят щеткой, смоченной 0,5% раствором хлорамина или 0,5% хлордезина. При возникновении заболевания вирусным гепатитом проводится камерная обработка их, через 1 час после обработки постельных принадлежностей комната должна быть тщательно проветрена.
5.10. Вновь приобретенные игрушки (за исключением мягко-набивных и металлических) перед поступлением к детям и ежедневно в конце дня необходимо мыть в течение 15 минут проточной водой (температура +37°С) с мылом и затем высушивать на воздухе. Резиновые, пенополиуретановые, пенолатексные, пластизольные и др. аналогичные игрушки должны при этом тщательно отжиматься.
Кукольную одежду стирать и проглаживать по мере загрязнения. Выносные игрушки, мелкий спортивный инвентарь должны подвергаться обязательной механической чистке, при необходимости мытью в конце дня и храниться отдельно от других игрушек.
Мягконабивные и пенолатексные ворсовые игрушки могут приобретаться только в качестве дидактических пособий. Запрещается использовать данные игрушки в изоляторах, а также передавать любые игрушки из одной секции (ячейки) в другую.
Мягконабивные игрушки ежедневно в конце дня должны дезинфицироваться бактерицидными лампами в течение 30 минут, установленными на расстоянии 25 см от игрушек. Пенолатексные ворсованные игрушки должны обрабатываться согласно инструкции завода-изготовителя.
5.11. Мытье осветительной арматуры, оконных проемов и очистка стекол с наружной и внутренней сторон, вентиляционных решеток должны проводиться по мере загрязнения, но не реже двух раз в год.
5.12. Категорически запрещается проводить капитальный ремонт при функционировании учреждения, текущий ремонт возможен только в отсутствии детей.
5.13. В умывальных, душевых (ванных комнатах), постирочных, уборных - стены, дверные ручки следует мыть ежедневно горячей водой с применением моющих средств (приложение 2), а полы по мере загрязнения протирать несколько раз в день (не менее 3-х).
Унитазы необходимо мыть 2 раза в день водой с применением моющих средств при помощи квачей и щеток; для удаления моче-кислых солей следует использовать препарат "Санитарный". После указанной обработки унитазы обильно промывают водой; обработку следует проводить не реже двух раз в месяц. На каждый санузел необходимо иметь не менее 6 квачей. Чистые и использованные квачи хранят раздельно в промаркированной таре.
5.14. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки и др.) должен быть маркирован, закреплен за отдельными помещениями (спальные, кухня, столовая, изолятор, санузел и т.д.) и после тщательной промывки храниться раздельно в специально выделенных для этого помещениях, шкафах или стенных нишах.
Уборочный инвентарь для мытья полов и уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную окраску (красную, оранжевую).
Ветошь, тряпки, применяемые для уборки, после использования стирают в горячей воде с моющими средствами, прополаскивают, высушивают и хранят в специальной таре.
5.15. Помещения столовой должны содержаться в чистоте. Ежедневно должны проводиться: влажная уборка, с применением моющих средств, всех производственных помещений; мытья оборудования и инвентаря, а также уборка обеденных залов после каждого приема пищи.
Обеденные столы должны иметь гигиеническое покрытие из пластика и других материалов, которые легко моются, устойчивы к воздействию высокой температуры и дезсредств. Столы после каждого приема пищи должны протираться влажными чистыми тряпками.
Мочалки, ветошь после мытья посуды, кухонного инвентаря и столов промывают, кипятят в течение 15 мин, просушивают и хранят в специально выделенном месте.
5.16. Содержание и эксплуатация открытых и крытых бассейнов должны соответствовать "Рекомендациям по обеззараживанию воды, дезинфекции подсобных помещений и санитарному режиму эксплуатации купально-плавательных бассейнов", утвержденным Минздравом СССР N 1229-75 от 19.03.75 г. и требованиям "Методических указаний по проведению профилактической дезинфекции в спортивных плавательных бассейнах", утвержденных Минздравом СССР 31.03.80 г. N 28-2/6.
5.17. У входа в здание следует иметь скребки, решетки, коврики, щетки, в помещении возле входной двери должен лежать влажный коврик. Коврик и решетку после прихода детей с прогулки необходимо очищать и мыть.
5.18. Еженедельно проводится генеральная уборка, включающая обметание паутины, мытье стен, дверей, полов, оборудования всех помещений с использованием моющих средств. По окончании смены проводится санитарный день: генеральная уборка помещений, мытье окон, осветительной арматуры, очистка вентиляционных решеток.
5.19. По эпидпоказаниям ежедневную влажную уборку всех помещений проводят с применением дезинфицирующих средств. Последние должны храниться в темной посуде, в местах, недоступных детям.
В качестве дезинфицирующих средств для уборки помещений, мебели, отопительных приборов и др. рекомендуется использовать малотоксичные препараты: 0,5-1% раствор хлорной извести или хлорамина; 0,5% раствор гипохлорита кальция, 3% раствор ниртана, дезинфицирующая композиция хлордезин (0,5%) и сульфохлорантина (0,2%).
При вирусном гепатите для уборки помещений используют 3% осветленный раствор хлорной извести или 3% раствор гипохлорита кальция, или 3% раствор хлорамина.
Уборку умывальных и уборных необходимо проводить с применением 3% осветленного раствора хлорной извести или 3% раствором хлорамина (экспозиция не менее 30 мин.), или 1% раствором хлордезина (экспозиция не менее 60 мин).
Уборочный инвентарь после его промывания горячей водой с моющими средствами погружают в 3% осветленный раствор хлорной извести или 3% раствор хлорамина (экспозиция 30 мин.), или в 1% раствор хлордезина, или 1% раствор хлорцина (экспозиция 60 мин.). Уборочная ветошь после ее очистки (мытья и прополаскивания) хранится в 0,5% осветленном растворе хлорной извести или других дезрастворах; в случае вирусного гепатита - в 3% осветленном растворе хлорной извести или в 3% растворе хлорамина.
При возникновении кишечной инфекции выделения больного до слива в канализацию смешивают с сухой хлорной известью (на 1 л. - 200 гр. сухой хлорной извести) или с гипохлоритом кальция (на 1 л. - 100 гр. гипохлорита кальция), экспозиция - 1 час. Горшки после слива выделений обрабатывают с помощью квачей 0,5% осветленным раствором хлорной извести или 0,5% раствором гипохлорита кальция, или 0,5% раствором хлорамина; при вирусном гипатите - 3% осветленным раствором хлорной извести или 3% раствором гипохлорита кальция, или 3% раствором хлорамина. После обработки горшки ополаскивают водой.
5.20. Банные дни следует проводить 1 раз в 7 дней. Смена постельного белья и полотенец должна проводиться по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
5.21. В учреждении необходимо иметь не менее 3-х смен постельного белья и 2 смены наматрасников, достаточное количество индивидуальных салфеток разового пользования для гигиенических процедур.
5.22. Чистое белье должно доставляться в мешках и храниться в шкафах.
Грязное белье необходимо складывать в специальные баки с крышками или клеенчатые мешки, которые затем доставляются в специальное помещение или прачечную. Матерчатые мешки необходимо сдавать в стирку, клеенчатые - обрабатывать горячим мыльным или содовым раствором. Белье детей, страдающих энурезом, собирают и обрабатывают отдельно.
5.23. Производить стирку детского нательного белья (ночные рубашки, трусы, пижамы) и постельного белья необходимо только мыльно-содовым раствором или средством "Малыш" на основе мыла. (Инструкция по обработке белья детских учреждений на фабриках-прачечных, утвержденная Минздравом СССР 8.05.85 г.).
6. Организация питания
6.1. Лечебное питание должно быть организовано в соответствии с Методическими рекомендациями по организации диетического питания в детских санаториях различного профиля (кроме туберкулеза), утвержденными Минздравом СССР 29 января 1986 г. N 11-8/6-23. Рекомендуемые величины потребления пищевых ингредиентов и энергии представлены в приложениях 3 и 4.
6.2. На питание 1 ребенка в день выделяются деньги в зависимости от возраста: до 3-х лет, от 3-х до 7 лет, от 7 до 14 лет (приложение 5). В соответствии с этими ассигнованиями для указанных возрастных групп установлены нормы продуктов питания (приложение 6).
6.3. В зависимости от контингента больных в санатории питание строится в соответствии с ныне действующей номенклатурой лечебных диет (приложение 7).
Необходимо составлять перспективные недельные, 10-дневные меню по периодам года (зимне-осенний, весенне-летний).
6.4. В санаториях питание должно быть 5-разовое (дополнительный 2-й завтрак или 2-й ужин, в зависимости от профиля больных и местных условий).
Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:
I вариант |
|
II вариант |
||
завтрак |
- 20% |
|
завтрак |
- 20% |
2-й завтрак |
- 5-10% |
|
обед |
- 35% |
обед |
- 35% |
|
полдник |
- 10-15% |
полдник |
- 10-15% |
|
ужин |
- 20% |
ужин |
- 20% |
|
2-й ужин |
- 5-10% |
В промежутках между едой нельзя давать детям сладости, фрукты, молоко.
Прием пищи должен согласовываться с режимом работы санатория и осуществляться в одни и те же часы. Интервалы между приемами пищи не должны быть более 4 часов.
6.5. Закладка продуктов должна проводиться по весу согласно меню-раскладке в присутствии медицинского работника. При изготовлении штучных блюд (котлеты, творожники, булочки, пирожки и т.п.) взвешивание их проводится поваром до термической обработки. Запеканка, рулет, омлет нарезаются в готовом виде, весом, указанным в меню-раскладке.
Жидкие блюда раздаются по объему (суп, каша, кофе, кисель, компот), а гарнир - по весу.
6.6. Для сохранения вкусовой и витаминной ценности пищу готовят на каждый прием и реализуют в течение одного часа с момента приготовления. Картофель, овощи нарезают перед варкой, закладывают в кипящую воду и варят в закрытой крышкой посуде. Зелень следует закладывать в готовые блюда во время раздачи.
6.7. С - витаминизация третьих блюд должна проводиться ежедневно в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 695 от 24 августа 1972 г. Аскорбиновая кислота вводится из расчета для детей: от 1 года до 3 лет - 35 мг, от 3 до 12 лет - 50 мг, от 12 до 14 лет - 70 мг.
Витаминизация готовых блюд проводится медицинским персоналом непосредственно перед их раздачей и регистрируется в специальном журнале.
6.8. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы медицинским работником. Оценка качества блюд проводится по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых приготовляется пища). В бракеражном журнале необходимо отмечать закладку основных продуктов, снятие пробы и разрешение на выдачу. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.
6.9. Ежедневно должна оставляться суточная проба готовой продукции (информационное письмо Минздрава СССР N 04-6/70-6 от 13.05.81 г.). Отбор и хранение суточных проб проводится под контролем медицинских работников. Пробу следует отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры отбираются в отдельную посуду) и хранить в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2° до +6°С.
6.10. При хранении скоропортящихся продуктов следует соблюдать требования действующих санитарных правил и норм "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов" СанПиН 42-123-4117-86 (приложение 9). Скоропортящиеся продукты должны иметь удостоверение о качестве (сертификат) с указанием даты и часа выработки продукции на предприятии и даты конечного срока реализации. В питании должно использоваться мясо, прошедшее ветеринарный контроль.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "приложение 9" следует читать "приложение 8"
6.11. При изготовлении вторых блюд из вареного мяса или при отпуске вареного мяса с первым блюдом, его обязательно подвергают вторичному кипячению в бульоне в течение 10 мин.
Котлеты и биточки из мясного и рыбного фарша, шницели рубленые, а также рыба кусками, блинчики с мясом и творогом должны жариться на плите с обеих сторон в нагретом жире в течение 10 мин., а затем доготавливаться в духовом или жарочном шкафу при температуре 220-250°С в течение 8-10 мин. Сметана в натуральном виде может быть использована по согласованию с территориальной санэпидстанцией.
6.12. Запрещается изготовление: простокваши-самокваса, сырковой массы, творога, макарон по-флотски, кондитерских изделий с кремом, кремов, напитков, морсов, кваса, студней, зельцев, заливных блюд (мясных и рыбных) и паштетов, фаршмака из сельди, изделий во фритюре.
Запрещается употребление: изделий домашнего консервирования, творога, молока и зеленого горошка без термической обработки, грибов, кровяных и ливерных колбас, утиных и гусиных яиц (за исключением использования для теста); пищи, приготовленной накануне, и остатков от предыдущего приема пищи; мяса, не прошедшего ветеринарного надзора.
В питание больных детей не должны включаться острые соусы, пряности, горчица, хрен, перец, уксус, натуральное кофе.
6.13. Все продукты питания, поступающие в санаторий, должны соответствовать требованиям государственных стандартов.
Запас сыпучих продуктов должен быть не более чем на 30 дней, овощей - на 20 дней.
Сыпучие продукты необходимо хранить в сухом, хорошо проветриваемом помещении в чистых ларях с плотно закрывающимися крышками или в мешочной таре, на стеллажах на расстоянии не менее 15 см от пола, расстояние между стеной и продуктами должно быть 20 см.
Овощи и фрукты должны храниться в сухом, хорошо проветриваемом помещении в ларях или на стеллажах при температуре воздуха +2 - +6°С.
Хлеб должен храниться раздельно: черный и белый на полках или в шкафах; расстояние нижней полки от пола должно быть не менее 35 см. Двери в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции.
При уборке мест хранения хлеба крошки необходимо сметать с полок специальными щетками и тщательно протирать их белой тканью, смоченной 1% раствором столового уксуса.
Продукты (особенно молочные, рыбные и др.) должны храниться в закрытой таре; остропахнущие продукты - в герметичной упаковке; яйцо - в таре или выложенным на лотки.
Масло сливочное должно храниться на полках в таре или брусками, завернутыми в пергамент. Сыры хранятся в охлаждаемых камерах; крупнобрусковые сыры на чистых деревянных стеллажах без тары; при укладывании кругов один на другой между ними должны быть прокладки из картона или фанеры; мелкобрусковые сыры - на полках в таре или на чистых деревянных настилах. Образовавшаяся на поверхности сыра плесень (слизь) должна удаляться чистой салфеткой, смоченной 3% раствором поваренной соли. Сметана, творог хранятся в металлических флягах (бочках) или мелкой расфасовке. Молоко до кипячения хранится в холодильной камере в той таре, в которой оно поступило.
6.14. Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения. Транспортирование особо скоропортящихся продуктов должно производиться в закрытой маркированной таре; в теплое время года транспортирование должно производиться в изотермическом транспорте при наличии льда - не более 3-х часов, без льда - не более 1 часа.
Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов не должны использоваться для перевозки других товаров и должны содержаться в чистоте. Машина для перевозки продуктов должна быть специализированная или
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определяются санитарно-гигиенические правила и нормы к устройству, содержанию и организации режима детских санаториев.
В рамках данных правил устанавливаются требования к обустройству и использованию земельных участков, на которых расположены санатории, зданиям и сооружениям, в том числе и для персонала. Так, санатории должны быть оборудованы отоплением, вентиляцией, электроснабжением, слаботочными устройствами, системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Все основные помещения должны быть радиофицированы. Определены требования организации надлежащего питания и оздоровления детей.
Санитарно-гигиенические правила и нормы СанПиН N 42-125-4437-87 "Устройство, содержание и организация режима детских санаториев" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 ноября 1987 г.)
Срок действия: с момента издания
Текст правил опубликован в Сборнике важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам: В 7-ми тт. / Под общ. ред. к.м.н. В.М. Подольского. Т.3: Санитарные правила и нормы (СанПин), гигиенические нормативы и перечень методических указаний и рекомендаций по гигиене детей и подростков. - М.: МП "Рарог", 1992 Сборник важнейших официальных материалов по санитарным и пртивоэпидемическим вопросам. Том 3
Вводятся впервые на всей территории СССР
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2011 г. N 26 настоящие СанПиН признаны утратившими силу с момента введения в действие СанПиН 2.4.2.2843-11