Руководствуясь Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. N 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ" и от 25 ноября 1995 г. N 1153 "О назначении органа по выполнению в Российской Федерации функций, предусмотренных Лондонскими руководящими принципами обмена информацией о химических веществах в международной торговле", решениями коллегии Минздрава России от 04 ноября 1997 г, а также резолюцией 1-го съезда токсикологов России, органами учреждениями здравоохранения и Госсанэпиднадзора осуществлен ряд мероприятий, направленных на профилактику и лечение интоксикаций.
Подготовлен проект национального плана действий по гигиене окружающей среды. Создан Межведомственный научный совет по токсикологии РАМН и Минздрава России и осуществлен ряд научных программ.
Организовано десять межрегиональных токсикологических центров Госсанэпиднадзора. Создано 38 центров (отделений) лечения острых отравлений в городах с населением свыше 500 тыс. человек. Работает информационно-консультативный токсикологический центр Минздрава России и три региональных центра. С 1997 г в Институте токсикологии работает консультативно-диагностическая поликлиника - единственное на сегодняшний день амбулаторное токсикологическое учреждение в России.
Центрами Госсанэпиднадзора проводится систематический контроль за загрязнением химическими веществами атмосферного воздуха населенных мест, воды водоемов, воздуха рабочей зоны. В большинстве субъектов Российской Федерации ведется систематический контроль за остаточным содержанием пестицидов в продуктах питания. Разработаны новые методические указания по определению полихлорированных бифенилов в пищевых продуктах.
Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ проводится государственная регистрация этих веществ. создана автоматизированная распределенная информационно-поисковая система (АРИПС) "Опасные вещества". Внедряется оценка риска и регламентирование химических веществ. Изучены патогенез и механизм ряда экзогенных интоксикаций. Разработаны средства и методы диагностики и лечения отравлений, осуществляется поиск альтернативных тест-систем.
Созданы отечественные высокоэффективные антидоты ФОВ-П-10М и пеликсим, существенно превосходящие все зарубежные препараты подобного назначения.
Вместе с тем, в деятельности органов и учреждений здравоохранения и госсанэпиднадзора по медицинскому обеспечению химической безопасности имеются недостатки и нерешенные вопросы.
В ряде городов России остается сложной обстановка, связанная с промышленными выбросами химических веществ в окружающую среду.
Ежегодно в атмосферный воздух поступает более 20 млн.т. химических веществ, 84 млн.т. токсических отходов накоплено на территории России. Стойкие органические вещества, отнесенные ВОЗ к особо опасным (ПАУ, ПХБ, диоксины, фураны, ДДТ, ГХЦГ и др.) определяются в окружающей среде практически повсеместно. Ежегодно возрастает загрязнение атмосферного воздуха автомобильным транспортом, использующим в качестве топлива этилированный бензин, а также продуктами горения топлива электро- и теплостанций. Высок уровень загрязнения промышленно развитых регионов тяжелыми металлами. В 1998 году во многих крупных промышленных городах России имело место стабильное высокое загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами, значительно превышающее установленные нормативы. Возросла опасность химических аварий, становится реальной угроза химического терроризма.
Не обеспечивается в полной мере строгий контроль ввоза из-за рубежа химических веществ. Это в значительной степени связано с отсутствием нормативной документации Минздрава России, а также межведомственной координации действий по вопросам химической безопасности.
До сих пор отсутствуют узаконенные перечни приоритетных веществ, представляющих наибольшую опасность, а также единая классификация токсичности и опасности химических веществ, гармонизированная с международными классификациями.
Существенно осложняет работу отсутствие закона об опасных химических веществах, а также неучастие России в ряде важных международных конвенций по химической безопасности. Медленно осваивается отечественный и международный опыт по оценке и управлению риском при воздействии химических веществ.
Отсутствие официально утвержденных национальных правил хорошей лабораторной практики не позволяет регламентировать проведение исследовательских и экспериментальных работ, обеспечивать их высокое качество и сопоставлять полученные результаты.
Во многих крупных городах, в зависимости от структуры загрязнений, наблюдается рост числа случаев сердечно-сосудистой и эндокринной патологии, аллергических заболеваний. Особую тревогу вызывает рост заболеваний и врожденных пороков развития у детей, снижение неспецифической сопротивляемости организма. Отмечены вспышки заболеваний у детей неизвестной, предположительно химической этиологии.
Сложившаяся ситуация характеризуется значительным числом случаев острых химических отравлений. За 1998 г общее число лиц, госпитализированных с данной патологией, составило 258438 человек, из них детей 27532, летальность - соответственно 4,21% и 0,52% Общее число умерших от отравлений (по данным Республиканского центра судебной медицины) за 1997 составило 56000, из них 82,7% умерло на догоспитальном этапе.
В 1998 г зарегистрировано 234 случая острых отравлений и 296 хронических заболеваний профессиональной этиологии.
Токсикологические центры (отделения) лечебной сети и центры санэпиднадзора, консультативно-диагностическая поликлиника НИИ токсикологии недостаточно оснащены современным аналитическим оборудованием, необходимым для диагностики отравлений и мониторинга состояния окружающей и производственной среды, а также аппаратурой для лечения интоксикации.
Серьезной проблемой является неудовлетворительное обеспечение средствами антидотной терапии лечебно-профилактических учреждений, а также средствами для оказания помощи населению при чрезвычайных ситуациях.
В силу недостаточного финансирования научно-исследовательских работ ряд важных фундаментальных исследований по токсикологии в России практически не ведется. В практику научных и экспертных исследований недостаточно внедряются альтернативные модели, что ведет к большим затратам финансовых средств.
Коллегия решает:
1. Считать основными направлениями в деятельности органов управления здравоохранения и госсанэпидслужбы по медицинским проблемам химической безопасности:
Организацию научных исследований механизмов взаимодействия химических веществ и живого организма и разработку на этой основе критериев их опасности для человека, а также средств и способов профилактики, диагностики и лечения химической патологии;
Организацию комплексной системы мероприятий по профилактике химических воздействий на основе изучения состояния здоровья населения в зависимости от действия химических факторов окружающей и производственной среды с использованием результатов социально-гигиенического мониторинга, методов оценки и управления риском;
Координацию и взаимодействие всех звеньев системы лечебной помощи при острых отравлениях и других видах химической патологии на основе внедрения современных методов диагностики и лечения;
Совершенствование законодательной и нормативной базы по медицинским проблемам химической безопасности;
Участие в деятельности международных организаций по медико-экологическим проблемам химической безопасности, а также в выполнении международных конвенций и программ.
2. Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Монисов А.А.):
2.1. Внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект Национального плана действий по гигиене окружающей среды.
Срок -1 квартал 2000 г
2.2. Подготовить и внести в установленном порядке в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти предложение о создании межведомственной комиссии по проблемам химической безопасности.
Срок - IV квартал 1999 г.
2.3. Завершить разработку и утвердить в установленном порядке санитарные правила и нормы "Гигиенические требования по безопасности при производстве и применении химических веществ" и "Гигиенические требования к средствам индивидуальной защиты при работе с химическими веществами"
Срок - II квартал 2000 г
3. Департаменту Госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений (Сергиенко В.И.), Межведомственному научному совету по токсикологии РАМН и Минздрава России (Петров А.Н.) осуществить разработку и внедрение в практику следующих базовых документов, необходимых для организации деятельности в области химический безопасности:
3.1. Перечень химических веществ, используемых в народном хозяйстве Российской Федерации, приоритетных с точки зрения их вредного влияния на здоровье человека.
3.2. Национальные перечни веществ, запрещенных и ограниченных в производстве и применении по медицинским показателям.
3.3. Единую государственную классификацию токсичности и опасности химических веществ, гармонизированную с аналогичными международными классификациями.
3.4. Методические рекомендации по использованию альтернативных моделей при исследовании, оценке и регламентировании химических веществ.
3.5. Методический документ по токсиколого-гигиенической оценке и нормированию химических веществ.
3.6. Единые для учреждений здравоохранения и других заинтересованных организаций, работающих по изучению, оценке и регламентированию химических веществ "Правила надлежащей лабораторной практики".
3.7. "Методические указания по оценке риска здоровья населения при загрязнении окружающей среды".
Срок - 1999-2000 гг.
4. Департаменту Научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений (Сергиенко В.И.)
4.1. Подготовить проект отраслевой программы научных исследований по токсикологии, включающей приоритетные направления НИР, связанные с медицинским обеспечением химической безопасности.
Срок - III квартал 2000 г
4.2. Подготовить и провести рабочее совещание с участием всех заинтересованных сторон по вопросу обеспечения учреждений здравоохранения средствами антидотной терапии. Определить номенклатуру и объемы накопления средства антидотной терапии нового поколения. Подготовить конкретный план по разработке и производству отечественных антидотов.
Срок IV квартал 1999 г
4.3. Обеспечить получение информации о проводимых в стране научно-исследовательских работах по проблеме токсикологии, провести их анализ и обеспечить координацию.
Срок - IV квартал 1999 г
4.4. Рассмотреть вопрос о создании в медицинских вузах страны кафедр токсикологии, внесении дополнений и изменений в существующие программы по токсикологии лечебных санитарно-гигиенических и педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и введении в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей профессии "профилактическая токсикология", осуществляя сертификацию специалистов в этой области на факультетах последипломного образования.
Срок - I квартал 2000 г
4.5. Разработать единые программы и организовать на кафедрах последипломной подготовки санитарных врачей учебных циклов по оценке риска здоровья населения, ведению социально-гигиенического мониторинга, эпидемиологии неинфекционных заболеваний.
Срок - 1999-2000 г.г.
4.6. Подготовить предложения о придании Информационно-консультативному токсикологическому центру функции республиканского научно-организационного центра по проблемам острых химических отравлений и представить на утверждение в установленном порядке положение об этом центре.
Срок - IV квартал 1999 г.
4.7. Подготовить предложения о включении в план НИР на 2000-2001 гг. Работ по токсикологии природных токсинов, мерам профилактики и лечению отравлений.
Срок IV квартал 1999 г.
5. Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.) Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений (Сергиенко В.И.), главному токсикологу Минздрава России (Лужников Е.А.) подготовить проект приказа по совершенствованию медицинской помощи при острых отравлениях химической этиологии.
Срок - декабрь 1999 г.
6. Второму управлению (Журавлев В.М.), Управлению организации обеспечения лекарствами и медицинской техникой (Катлинский А.В.), Всероссийскому центру медицины катастроф "Защита" (Гончаров С.Ф.) провести анализ наличия в резервах и обеспечения ЛПУ антидотами и медикаментозными средствами лечения отравлений высокотоксичными химическими веществами.
Срок - I квартал 2000 г.
7. Департаменту Госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.), Управлением охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.), отделу медицинской статистики и информатики (Тищук Е.А.) разработать в 1999 г положение и внедрить в 2000-2001 г систему совместного ведения социально-гигиенического мониторинга по проблеме "здоровье населения - окружающая среда".
8. Отделу медицинской статистики и информатики (Тищук Е.А.) внести в Госкомстат России предложение о введении графы "острые отравления" в качестве самостоятельного раздела государственной статистики заболеваний с соответствующим учетом и отчетностью.
Срок - IV квартал 1999 г
9. Межведомственному научному совету по токсикологии РАМН и Минздрава России (Петров А.Н.)
9.1. Считать приоритетными научные и практические исследования по оценке риска химических веществ, изучению молекулярных механизмов действия и биотрансформации химических веществ, разработке средств и методов специфической профилактики и терапии острых химических отравлений.
9.2. Придать первостепенное значение изучению причин и последствий заболеваний детей, обусловленных химическими воздействиями, а также их влиянию на организм женщин, наследственность, эндокринную и иммунную системы.
9.3. Проводить научные исследования в области диагностики и профилактики донозологических состояний химической этиологии, а также критериев оценки уровня адаптации организма к действию химических веществ.
Срок - 1999-2001 г
9.4. Включить в приоритетные направления научных исследований разработку методов экспрессной химико-токсикологической диагноста случаев массовых отравлений химической этиологии.
Срок - 1999-2001 г
10. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации принять меры по организации специализированных токсикологических отделений преимущественно за счет создания региональных токсикологических информационно-консультативных центров.
Срок - IV квартал 2000 г
11. Главным врачам Центров санэпиднадзора субъектов Российской Федерации:
11.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за загрязнителями окружающей среды химическими веществами. Своевременно принимать меры по пресечению нарушений санитарного законодательства в этой области.
11.2. Усилить работу по пропаганде среди населения знаний по вопросам химической безопасности.
11.3. Главным врачам Центров санэпиднадзора субъектов Российской Федерации рекомендовать создать в центрах Госсанэпиднадзора на базе существующих токсикологических подразделений отделы профилактической токсикологии, придав им функции координации и информационного обеспечения органов Госсанэпиднадзора и других заинтересованных организаций и учреждений по вопросам химической безопасности и оценке риска.
Срок 1 квартал 2000 г.
Контроль за выполнение данного решения Коллегии возложить на Первого заместителя Министра Г.Г. Онищенко.
За Председателя коллегии - |
Г.Г. Онищенко |
Секретарь коллегии |
К.Н. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Коллегии Минздрава РФ от 14 сентября 1999 г. протокол N 16 "Медицинские проблемы химической безопасности России"
Текст решения официально опубликован не был