город Москва |
|
10 марта 2017 г. |
Дело N А41-1236/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.
судей Буяновой Н.В., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Жилой комплекс "Молоково" - Глухов Е.А., доверенность от 04.04.2016 б/н;
от ответчика - Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области - Швыдко А.О., доверенность от 01.04.2016 N 030-16; Манукян Т.А., доверенность от 09.01.2017 N 015-17; Кудина Д.Н., доверенность от 09.01.2017 N 024-17,
рассмотрев 02 марта 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы ООО "Жилой комплекс "Молоково", Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2016 года,
принятое судьей Кудрявцевой Е.И.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2016 года,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Боровиковой С.В., Коноваловым С.А.,
по заявлению ООО "Жилой комплекс "Молоково"
к Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области
о признании недействительным решения от 26.06.2015 г. N 09-04/13.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Молоково" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области о признании недействительным решения от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2016 года требования ООО "Жилой комплекс "Молоково" удовлетворены в части. Суд решил: признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 259 885,6 руб. земельного налога, начисления соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2016 года решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2016 отменено в части удовлетворения требования о признании недействительным решения МИФНС России N 14 по Московской области от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 259 885,6 руб. земельного налога, начисления соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Признано недействительным решение МИФНС России N 14 по Московской области от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 1 038 669 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 207 733 руб. 80 коп., а также соответствующих сумм пени. В остальной части решение Арбитражного суда Московской области оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Жилой комплекс "Молоково" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области Московской области от 22 июля 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного Московской области от 21 ноября 2016 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Также не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - Межрайонная ИФНС России N 14 по Московской области обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Десятого арбитражного апелляционного Московской области от 21 ноября 2016 года и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представители подателей жалоб в судебном заседании поддержали доводы своих кассационных жалоб, возражали против удовлетворения жалоб друг друга, ООО "Жилой комплекс "Молоково" представлен отзыв на кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Жилой комплекс "Молоково" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 16.04.2015 N 09-040/8.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, руководителем налогового органа вынесено решение от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислено 2 766 999 руб. земельного налога, соответствующие пени, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 553 340 руб.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 17.09.2015 N 07-12/50146@, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая указанное решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично заявленные требования, исходил из того, что доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости 519 729 628,56 руб. в декабре 2011 года неправомерно.
Отказывая в остальной части требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель был обязан самостоятельно исчислить подлежащий уплате земельный налог, в том числе самостоятельно запросить необходимые сведения у органа кадастрового учета.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части исходил из того, что начисление земельного налога, исходя из кадастровой стоимости, при определении которой допущена ошибка, незаконно и нарушает права налогоплательщика, неправомерно увеличивая его налоговые обязательства.
Кассационная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судом дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суд апелляционной инстанции правильно применил нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в 2011 году обществу на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0000000:190, 50:21:0000000:191 и 50:21:0000000:461.
Основанием для доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:190 и 50:21:0000000:191 послужили следующие обстоятельства.
Налоговым органом установлено, что при расчете подлежащего уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков обществом была применена нормативная цена данных объектов недвижимого имущества.
При этом применение нормативной цены земельных участков при определении налоговой базы налогоплательщик мотивирует тем, что сведения о кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости не были внесены в ГКН на момент определения налоговой базы по земельному налогу.
В целях определения действительной налоговой обязанности общества Инспекцией были направлены соответствующие запросы в орган кадастрового учета.
В ответ на указанные запросы органом кадастрового учета были получены соответствующие справки о кадастровой стоимости земельных участков.
Обращаясь с рассматриваемыми требованиями, заявитель указывает, что поскольку орган кадастрового учета не внес соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков в ГКН, доначисление земельного налога, исходя из сведений полученных Инспекцией, неправомерно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части суд апелляционной инстанции правомерно указал, что заявитель был обязан самостоятельно исчислить подлежащий уплате земельный налог, в том числе самостоятельно запросить необходимые сведения у органа кадастрового учета.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Частью 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения из ГКН предоставляются в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как установлено судом апелляционной инстанции, обществом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общество обращалось в орган кадастрового учета за предоставлением соответствующих сведений.
При этом, как правильно указано судом апелляционной инстанции, с учетом вышеприведенных норм, представленная в материалы дела выписка из ЕГРП не может быть признана надлежащим доказательством отсутствия сведений о кадастровой стоимости земельных участков, так как орган кадастрового учета вправе предоставлять такие сведения только в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом установлено, что основанием для спорных доначислений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:461 послужили следующие обстоятельства.
Земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:461 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:191.
При расчете земельного налога в отношении земельного участка заявитель применял кадастровую стоимость равную 104 295 397,2 руб.
Инспекция при определении налоговой обязанности общества применяла кадастровую стоимость земельного участка равную 519 729 628,56 руб.
Из кадастровой выписки в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:461 усматривается, что указанный земельный участок был образован 11.07.2011.
На момент внесения сведений в отношении указанного земельного участка его кадастровая стоимость была указана в сумме 519 729 628,56 руб.
Вместе с тем письмом от 26.06.2015 N 01-46/3661 Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области сообщил, что 21.11.2011 филиалом Кадастровой палаты был осуществлен пересчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:461 в размере 104 295 397,2 руб.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
По смыслу вышеуказанной нормы, налоговая база по земельному налогу, то есть кадастровая стоимость земельного участка, не может быть различной в течение одного налогового периода.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 21.11.2011 филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области был осуществлен перерасчет кадастровой стоимости исходя из разъяснений Администрации Ленинского муниципального района. Внесены соответствующие сведения в ГКН (письмо органа кадастрового учета от 26.06.2015 N 01-46/3661исх).
При этом, орган кадастрового учета по запросам суда не смог пояснить в рамках какой процедуры была скорректирована кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исходя из смысла вышеприведенной нормы, изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся в следующих случаях:
- по решению соответствующей комиссии;
- по решению суда;
- в результате исправления технической ошибки.
Сторонами в материалы дела не представлено сведений об оспаривании кадастровой стоимости в спорный период в суде либо в комиссии.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции, исправление технической ошибки в рамках предусмотренной законом процедуры также не проводилось.
Между тем суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае имела место ошибка органа кадастрового учета.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и ставке, земельный налог должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и не может зависеть от ошибок при определении его элементов.
Таким образом, начисление земельного налога, исходя из кадастровой стоимости, при определении которой допущена ошибка, незаконно и нарушает права налогоплательщика, неправомерно увеличивая его налоговые обязательства.
Исходя из изложенного, судом апелляционной инстанции правомерно при расчете земельного налога в отношении земельного участка с КН:50:21:0000000:461 применена кадастровая стоимость такого участка в размере 104 295 397,2 руб. (с учетом исправления ошибки органом кадастрового учета) за весь период владения обществом этим земельным участком, то есть с августа по декабрь 2011 года включительно.
Исходя из изложенного, судом апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы заявителей кассационных жалоб о несогласии с оценкой судом имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, не допущено.
Иные доводы о нарушении судом апелляционной инстанции норм права, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, а также как направленные на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2016 года по делу N А41-1236/2016,- оставить без изменения, а кассационные жалобы ООО "Жилой комплекс "Молоково", Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Дербенев |
Судьи |
Н.В. Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.