г. Москва |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А41-1236/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Сейфуллаевым С.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Жилой комплекс "Молоково": Глухов Е.А., по доверенности от 14.04.2016;
от Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области: Кудина Д.Н., по доверенности от 11.01.2016 N 017-16, Швыдко А.О., по доверенности от 01.04.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Жилой комплекс "Молоково" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2016 года по делу N А41-1236/16, принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по заявлению ООО "Жилой комплекс "Молоково" к Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Молоково" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области о признании недействительным решения от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2016 года по делу N А41-1236/16 требования ООО "Жилой комплекс "Молоково" удовлетворены в части. Суд решил: признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 259 885,6 руб. земельного налога, начисления соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Инспекция представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
В отсутствие возражений со стороны участвующих в деле лиц апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Жилой комплекс "Молоково" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 16.04.2015 N 09-040/8.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, руководителем налогового органа вынесено решение от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислено 2 766 999 руб. земельного налога, соответствующие пени, общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 553 340 руб.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 17.09.2015 N 07- 12/50146@, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая указанное решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела усматривается, что в 2011 году обществу на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0000000:190, 50:21:0000000:191 и 50:21:0000000:461.
Основанием для доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:190 и 50:21:0000000:191 послужили следующие обстоятельства.
Налоговым органом установлено, что при расчете подлежащего уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков обществом была применена нормативная цена данных объектов недвижимого имущества.
При этом, применение нормативной цены земельных участков при определении налоговой базы налогоплательщик мотивирует тем, что сведения о кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости не были внесены в ГКН на момент определения налоговой базы по земельному налогу.
В целях определения действительной налоговой обязанности общества Инспекцией были направлены соответствующие запросы в орган кадастрового учета.
В ответ на указанные запросы органом кадастрового учета были получены соответствующие справки о кадастровой стоимости земельных участков.
Обращаясь с рассматриваемыми требованиями, заявитель указывает, что поскольку орган кадастрового учета не внес соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков в ГКН, доначисление земельного налога, исходя из сведений полученных Инспекцией, неправомерно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части суд первой инстанции указал, что заявитель был обязан самостоятельно исчислить подлежащий уплате земельный налог, в том числе самостоятельно запросить необходимые сведения у органа кадастрового учета.
Апелляционный суд поддерживает указанный вывод суда первой инстанции, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Частью 1 ст. 387 НК РФ установлено, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктами 1,2 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения из ГКН предоставляются в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общество обращалось в орган кадастрового учета за предоставлением соответствующих сведений.
При этом, с учетом вышеприведенных норм, представленная в материалы дела выписка из ЕГРП не может быть признана надлежащим доказательством отсутствия сведений о кадастровой стоимости земельных участков, так как орган кадастрового учета вправе предоставлять такие сведения только в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Основанием для спорных доначислений в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:461 послужили следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:21:0000000:461 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:191.
При расчете земельного налога в отношении земельного участка заявитель применял кадастровую стоимость равную 104 295 397, 2 руб.
Инспекция при определении налоговой обязанности общества применяла кадастровую стоимость земельного участка равную 519 729 628,56 руб.
Из кадастровой выписки в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:461 усматривается, что указанный земельный участок был образован 11.07.2011.
На момент внесения сведений в отношении указанного земельного участка его кадастровая стоимость была указана в сумме 519 729 628,56 руб.
Вместе с тем письмом от 26.06.2015 N 01-46/3661 Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области сообщил, что 21.11.2011 филиалом Кадастровой палаты был осуществлен пересчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:461 в размере 104 295 397,2 руб.
Как усматривается из обжалуемого решения, суд первой инстанции посчитал, что доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости 519 729 628,56 руб. в декабре 2011 года неправомерно.
Апелляционный суд полагает указанный вывод ошибочным, ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1,2 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
По смыслу вышеуказанной нормы, налоговая база по земельному налогу, то есть кадастровая стоимость земельного участка, не может быть различной в течение одного налогового периода.
Между тем, судом первой инстанции для расчета налоговых обязательств общества была применена различная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:461 в течение налогового периода: с июля по ноябрь 2011 года судом применена кадастровая стоимость равная 519 729 628,56 руб., в декабре 2011 года - в размере 104 295 397,2 руб., что в силу вышеприведенных норм недопустимо.
Кроме того, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно части 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Как усматривается из письма органа кадастрового учета от 26.06.2015 N 01-46/3661исх (том 2 л.д. 11-113), 21.11.2011 филиалом ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области был осуществлен перерасчет кадастровой стоимости исходя из разъяснений Администрации Ленинского муниципального района. Внесены соответствующие сведения в ГКН.
При этом, орган кадастрового учета по запросам суда не смог пояснить в рамках какой процедуры была скорректирована кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исходя из смысла вышеприведенной нормы, изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся в следующих случаях:
- по решению соответствующей комиссии;
- по решению суда;
- в результате исправления технической ошибки.
Сторонами в материалы дела не представлено сведений об оспаривании кадастровой стоимости в спорный период в суде либо в комиссии.
При этом, исправление технической ошибки в рамках предусмотренной законом процедуры также не проводилось.
Между тем апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имела место ошибка органа кадастрового учета.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и ставке, земельный налог должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и не может зависеть от технических ошибок при определении его элементов.
Таким образом, начисление земельного налога, исходя из кадастровой стоимости, при определении которой допущена техническая ошибка, незаконно и нарушает права налогоплательщика, неправомерно увеличивая его налоговые обязательства.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает необходимым при расчете земельного налога в отношении земельного участка с КН:50:21:0000000:461 применить кадастровую стоимость такого участка в размере 104 295 397,2 руб. (с учетом исправления ошибки органом кадастрового учета) за весь период владения обществом этим земельным участком, то есть с августа по декабрь 2011 года включительно.
Таким образом, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в указанной части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2016 по делу N А41-1236/16 отменить в части удовлетворения требования о признании недействительным решения МИФНС России N14 по Московской области от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 259 885,6 руб. земельного налога, начисления соответствующих пеней и штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ.
Признать недействительным решение МИФНС России N 14 по Московской области от 26.06.2015 N 09-04/13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 1 038 669 руб., привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 207 733 руб. 80 коп., а также соответствующих сумм пени.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1236/2016
Истец: ООО "Жилой комплекс "Молоково"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Московской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Московской области