город Москва |
|
31 марта 2017 г. |
Дело N А40-114931/16-21-990 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дзюбы Д.И., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Севернефть-Уренгой": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Федеральной службы по аккредитации: Приставкина А.А. (дов. N 60 от 28.09.2016 г.);
рассмотрев 28 марта 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Севернефть-Уренгой"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2016 г.,
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2016 г.,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кочешковой М.В., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-114931/16-21-990
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севернефть-Уренгой" (ОГРН 1116234004127; 629850, Автономный округ Ямало-Ненецкий, район Пуровский, станция Фарафонтьевская, территория производственная база ООО НК Севернефть Административно-Бытовой корпус)
к Федеральной службе по аккредитации (ОГРН 5117746026756, 117312, город Москва, улица Вавилова, дом 7)
о признании недействительным приказа от 05 февраля 2016 г. N 1290 в части,
УСТАНОВИЛ: приказом Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация, ответчик) от 01 октября 2015 г. N 13124 "О проведении процедуры подтверждения компетентности и расширения области аккредитации общества с ограниченной ответственностью "Севернефть-Уренгой" (далее - ООО "Севернефть-Уренгой", общество, заявитель) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации), постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации", на основании представленного заявления ООО "Севернефть-Уренгой" от 21 мая 2015 г. N 1048 инициирована процедура подтверждения компетентности указанного аккредитованного лица.
По результатам проведения процедуры подтверждения компетентности, экспертной группой составлен акт экспертизы от 28 октября 2015 г. о несоответствии ООО "Севернефть-Уренгой" критериям аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие Критериям аккредитации.
На основании результатов документарной оценки и выездной оценки соответствия ООО "Севернефть-Уренгой" критериям аккредитации по месту осуществления деятельности, в соответствии с пунктом 2 части 19 статьи 24 Закона об аккредитации приказом Росаккредитации от 10 ноября 2015 г. N А-9312 действие аккредитации ООО "Севернефть-Уренгой" приостановлено в отношении всей области аккредитации сроком до 10 февраля 2016 г. Также приказом Росаккредитации от 09 ноября 2015 г. N 15944 была приостановлена процедура осуществления аккредитации ООО "Севернефть-Уренгой" в дополнительной области аккредитации.
Уведомлением от 16 ноября 2015 г. N 44330/02-СН в адрес ООО "Севернефть-Уренгой" направлен перечень несоответствий критериям аккредитации, в соответствии с которым срок представления отчета об устранении выявленных несоответствий установлен до 12 января 2016 г. Согласно приложению к указанному письму, оформленному в соответствии с результатами выездной оценки, изложенными в акте экспертизы от 28 октября 2015 г., установлено нарушение ООО "Севернефть-Уренгой" требований пункта 17 (наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 настоящих критериев аккредитации) и пункта 21 (наличие по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц) Критериев аккредитации. При этом требования, изложенные в пункте 17 и пункте 23 Критериев аккредитации, нарушение которых было выявлено в рамках процедуры подтверждения компетентности, распространяются на всю область деятельности испытательной лаборатории в заявленной области аккредитации, в связи с чем Росаккредитацией было принято решение о приостановлении действия аккредитации во всей области.
Данным уведомлением заявителю указано на неустранение аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено, несоответствий, выявленных в ходе оказания государственной услуг по подтверждению компетентности, что влечет прекращение действий аккредитации последнего в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 22 Закона об аккредитации, исключает какую-либо неопределенность касательно правовых оснований приостановления действия аккредитации заявителя.
В связи с тем, что ООО "Севернефть-Уренгой" осуществляло свою деятельность по адресу: 629303, Тюменская обл., ЯНАО, Пуровский р-н, ст.
Фарафонтьевская, руководствуясь пунктом 4 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 N 845, письмом Росаккредитации от 20 ноября 2015 г. N 45437/03-НС, Управлению Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу (далее - Управление Росаккредитации по УФО) дано поручение о проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Севернефть-Уренгой".
На основании приказа от 12 января 2016 г. N 5 Управлением Росаккредитации по УФО была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Севернефть-Уренгой", осуществляющего свою деятельность в области аккредитации по адресу, указанному в Реестре аккредитованных лиц.
Нарушения, выявленные в ходе проведения внеплановой выездной проверки, отражены в акте проверки от 02 февраля 2016 г. N 9-АВП, направленном в адрес Росаккредитации письмом от 09 февраля 2016 г. N 0303/99-АС.
По результатам рассмотрения документов, представленных ООО "СевернефтьУренгой", было установлено, что несоответствия Критериям аккредитации, указанные в уведомлении о направлении перечня несоответствий критериям аккредитации по результатам оказания государственной услуги по подтверждению компетентности ООО "Севернефть-Уренгой" от 16 ноября 2015 N 44330/03-СН, не устранены в части отсутствия по месту осуществления деятельности исправного анализатора серы SLFA 2100 (инв. 5500000427) либо иного оборудования для выполнения определения содержания массовой доли серы в конденсате газовом стабильном по ГОСТ 51947-2002.
Таким образом, несоответствия, указанные в уведомлении от 16 ноября 2015 г. N 44330/03-СН, устранены не в полном объеме, а именно - не устранено нарушение пункта 21 Критериев аккредитации.
В связи с неустранением аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено, выявленных нарушений, приказом Росаккредитации от 05 февраля 2016 N 1290 действие аккредитации ООО "Севернефть-Уренгой" было прекращено, о чем в адрес заявителя письмом от 09 февраля 2016 г. N 4194/03-СН было направлено соответствующее уведомление.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Севернефть-Уренгой" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росаккредитации о признании недействительными приказа N 1290 от 05 февраля 2016 г. о прекращении действия аккредитации ООО "Севернефть-Уренгой", аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.518974.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Севернефть-Уренгой" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Росаккредитация просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Росаккредитаци против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель ООО "Севернефть-Уренгой" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Росаккредитации, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 5 статьи 24 Закона об аккредитации решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 данной статьи.
Исходя из положений части 6 статьи 24 Закона об аккредитации в решении о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица указывается период прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и состав экспертной группы.
Частью 8 статьи 24 вышеназванного закона предусмотрено, что в ходе документарной оценки соответствия аккредитованного лица Критериям аккредитации проводится экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений. Экспертиза представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездная экспертиза соответствия аккредитованного лица Критериям аккредитации проводятся экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации и при необходимости технические эксперты и которая формируется в соответствии с частями 6 - 10 статьи 17 данного Федерального закона.
Согласно части 10 статьи 24 Закона об аккредитации выездная оценка соответствия аккредитованного лица Критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, утвержденной национальным органом по аккредитации. Программа выездной оценки и уведомление о сроках проведения выездной оценки направляются национальным органом по аккредитации аккредитованному лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.
Частью 14 статьи 24 Закона об аккредитации предусмотрено, что по результатам выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица Критериям аккредитации (при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 данной статьи) или экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица Критериям аккредитации (при подтверждении компетентности аккредитованного лица в соответствии с пунктом 3 части 1 данной статьи) составляется акт экспертизы в двух экземплярах. Форма и перечень сведений, содержащихся в акте экспертизы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.
В силу части 19 статьи 24 Закон об аккредитации национальный орган по аккредитации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, проводит проверку акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, по результатам которой принимает решение:
1) о подтверждении компетентности аккредитованного лица и внесении соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц в случае установления соответствия аккредитованного лица Критериям аккредитации;
2) о приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или определенной части области аккредитации и направлении перечня несоответствий Критериям аккредитации с указанием срока их устранения аккредитованному лицу в случае, если факт устранения выявленных несоответствий аккредитованного лица Критериям аккредитации может быть установлен только при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью) аккредитованных лиц в форме выездной проверки;
3) о направлении перечня несоответствий аккредитованного лица Критериям аккредитации с указанием срока их устранения аккредитованному лицу в случае, если факт устранения выявленных несоответствий аккредитованного лица Критериям аккредитации может быть установлен при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц в форме документарной проверки.
Пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона об аккредитации установлено, что действие аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации в отношении всей области аккредитации или ее части в случае несоответствия аккредитованного лица Критериям аккредитации, которое выявлено по результатам процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и факт устранения которого может быть установлен национальным органом по аккредитации только при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованного лица в форме выездной проверки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона об аккредитации национальный орган по аккредитации в течение двадцати рабочих дней со дня получения от аккредитованного лица уведомления об устранении выявленного несоответствия его деятельности требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц проводит внеплановую проверку устранения аккредитованным лицом выявленного несоответствия.
В силу пункта 5 части 1 статьи 22 названного закона действие аккредитации прекращается в случае неустранения аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 Закона об аккредитации, выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку принят в пределах представленных Росаккредитации полномочий, в связи с неисполнения обществом в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений, выданного по результатам проведенной проверки; порядок проведенных в отношении ООО "Севернефть-Уренгой" проверок соответствует требования законодательства.
При этом судами установлено, что несоответствия, указанные в уведомлении от 16 ноября 2015 г. N 44330/03-СН, устранены заявителем не в полном объеме, а именно - не устранено нарушение пункта 21 Критериев аккредитации (отсутствие по месту осуществления деятельности исправного анализатора серы SLFA 2100 (инв. 5500000427) либо иного оборудования для выполнения определения содержания массовой доли серы в конденсате газовом стабильном по ГОСТ 51947-2002).
Грубых нарушений действующего законодательства при проведении проверок судами не установлено.
Выводы судов соответствуют положениям действующего законодательства и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы ООО "Севернефть-Уренгой", изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2016 г. по делу N А40-114931/16-21-990 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Севернефть-Уренгой" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Д.И.Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.