г. Москва |
|
7 апреля 2017 г. |
Дело N А40-118483/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Дзюбы Д.И., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Спейсстайл" - Саломатин Е.С. доверенность от 25 января 2017 года N 25-01,
от заинтересованного лица: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы - Лаврова Е.А. доверенность от 01 февраля 2017 года N 17-17-61/7,
от третьих лиц: ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" - Абрамов Д.С. доверенность от 14 марта 2017 года N 23-14-44/17,
рассмотрев 04 апреля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Спейсстайл"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 12 декабря 2016 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-118483/2016,
по заявлению ООО "Спейсстайл"
о признании недействительным приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
третье лицо: ГКУ города Москвы "Организатор перевозок"
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спейсстайл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее - департамент) от 15ф февраля 2016 года N 61-02-29/6 "О внесении изменений в Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным транспортом в городском сообщении (муниципальных маршрутов регулярных перевозок)" о закрытии и исключении из Реестра маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городском сообщении (муниципальных маршрутов регулярных перевозок) в части маршрутов N 118-м, 139-м, 153-м, 165-м, 633-м, 636-м, 640-м, 644-м, 646-м, 648-м, 649-м и 710-м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2016 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование приводит доводы о том, что оспариваемый приказ нарушает статью 17 Федерального закона от 13 июля 2017 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представители департамента и ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" в судебном заседании и представленных отзывах возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 15 февраля 2016 года N 61-02-29/6, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2014 года N 643-ПП "Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве" закрыты (отменены) маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городском сообщении (муниципальные маршруты регулярных перевозок), включая маршруты N 118-м, 139-м, 153-м, 165-м, 633-м, 636-м, 640-м, 644-м, 646-м, 648-м, 649-м и 710-м.
Полагая приказ в указанной части недействительным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришел к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
На основании части 3 статьи 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах городов федерального значения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными актами с учетом положений закона.
Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов (в том числе основания для отмены данных маршрутов) регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городе Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 31.10.2014 N 643-ПП "Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве".
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р "О транспортной стратегии в Российской Федерации" при формировании региональных программ развития органам исполнительной власти субъектов в пределах своей компетенции рекомендовано предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.
Согласно данному распоряжению одним из основных направлений развития на первом этапе реализации транспортной стратегии в области автомобильного транспорта является, в том числе, обновление парка автотранспортных средств и совершенствование его структуры, массовое внедрение новых перевозочных, информационных и телекоммуникационных технологий, значительное повышение качества предоставляемых услуг пассажирским и грузовым транспортом во всех видах сообщения.
В силу постановления Правительства Москвы от 02 сентября 2011 года N 408-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года" целью Государственной программы является обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения города Москвы путем развития устойчиво функционирующей, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения транспортной системы как части Московского транспортного узла.
Для достижения цели Государственной программы и реализации задач, направленных на ее достижение, разработаны основные мероприятия, в том числе оптимизация маршрутной сети, организация легальных таксомоторных перевозок.
В силу раздела 7.2 постановления Правительства Москвы N 408-ПП цель подпрограммы "Общественный транспорт "Наземный городской транспорт" - увеличение провозной способности наземного городского пассажирского транспорта, улучшение качества и комфортности перевозок. Задачей подпрограммы является, в том числе, оптимизация маршрутной сети, конкурсное распределение маршрутов, сокращение интервалов движения, приобретение подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, приспособленного для перевозки маломобильных групп населения.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении.
Как установлено судами, вопрос о целесообразности закрытия маршрутов обсуждался на заседании рабочей группы по формированию маршрутной сети в городе Москве, в которую вошли представители префектур, Департамента природопользования и охраны окружающей среды, ГКУ "Организатор перевозок" и ГКУ ЦОДД. Результаты заседания рабочей группы отражены в протоколе от 16 сентября 2015 года N 61-07-599/5.
Протокол заседания рабочей группы свидетельствует о том, что, по сути, решение о целесообразности отмены маршрутов принято не только Департаментом транспорта, но и иными органами исполнительной власти города Москвы, а также организациями, непосредственно связанными с организацией дорожного движения и с контролем за осуществлением перевозок.
Внедрение новой транспортной модели направлено на обновление парка транспортных средств автомобильного общественного транспорта, увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов транспортной инфраструктуры, что, в том числе, предусматривает отмену маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, обслуживание которых осуществляется транспортными средствами, не приспособленными для обслуживания маломобильных групп населения.
Оспариваемый приказ департамента соответствует требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановления Правительства Москвы от 31 октября 2014 года N 643-ПП "Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве".
Обществом не доказан факт наличия противоречий между вышеуказанными нормативными актами и оспариваемым приказом департамента.
На основании изложенного, вывод суда о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным государственным органом в рамках его компетенции, соответствует законам и иным нормативным актам, регулирующим правоотношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, является обоснованным.
Доводы жалобы о несоблюдении департаментом срока, установленного частью 5 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обоснованно отклонены судом. Данные сроки не являются пресекательными, законом не предусмотрено последствие нарушения указанных сроков в виде недействительности ненормативных актов принятых органом государственной власти, при этом общество, указывая на уведомление за 171 день до отмены маршрута, вместо 180, не приводит доказательств, что данное обстоятельство каким-либо образом повлияло на спорные правоотношения либо нарушило права и законные интересы общества.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2016 года по делу N А40-118483/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.