город Москва |
|
03 мая 2017 г. |
Дело N А41-55100/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТУ Росимущества в Московской области: Ремизова В.М. (дов. N 81/Д-07 от 17.03.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ОАО "АК "Старониколаевский": Дорофеева О.Е. (дов. от 01.09.2016 г.);
от третьего лица ООО "Райзем": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "ФКР Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А. (дов. N 27ДОВ-388 от 22.12.2016 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Рузского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 25 апреля 2017 г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2016 г.,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 г.,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-551005/12
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН 7716642273; 107139, город Москва, переулок Орликов, дом 3, строение 1)
к обществу с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" (ОГРН 1035011650046; 143155, Московская область, деревня Старониколаево, Рузский район, дом 193)
о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:19:0000000:16 отсутствующим в части наложения на земли лесного фонда, а именно: кварталы 171, 173, 179, 180, 181, 186, 192, 193, 194, 198, 199, 201, 202, 203 Звенигородского сельского участкового лесничества,
третьи лица: ООО "Райзем"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; Комитет лесного хозяйства Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Правительство Московской области; Администрация Рузского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ: общим собранием колхоза "Путь Ленина" от 15 ноября 1991 г. было принято решение о преобразовании колхоза "Путь Ленина" в Товарищество с ограниченной ответственностью "Путь Ленина".
Постановлением Главы Администрации Рузского района Московской области от 27 мая 1993 г. N 707 "О реорганизации и перерегистрации колхоза "Путь Ленина" в Товарищество с ограниченной ответственностью "Путь Ленина" колхоз "Путь Ленина" реорганизован в ТОО "Путь Ленина".
На основании решения общего собрания членов ТОО "Путь Ленина" от 12 октября 1998 г. ТОО "Путь Ленина" реорганизовано в Производственный сельскохозяйственный кооператив "Ленинец".
Московской областной регистрационной палатой была осуществлена государственная регистрация ПСК "Ленинец" в качестве юридического лица и выдано свидетельство N 50:19:00207 от 10 мая 1999 г.
В соответствии с решением общего собрания членов ПСК "Ленинец" от 22 ноября 2002 г. кооператив был реорганизован в Открытое акционерное общество "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" (далее - ОАО "Старониколаевский", ответчик).
ОАО "АПК "Старониколаевский" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:16, для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 12 750 000 кв. м, адрес: Московская область, Русский район, с.о. Старониколаевский, ОАО "АПК "Старониколаевский", о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 24 февраля 2010 г. 50 НД N 898128.
Государственная регистрация права произведена на основании постановления Главы Администрации Рузского муниципального района Московской области от 25 августа 1994 г. N 1442 и свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 24 октября 1994 N 114, выданного Администрацией Рузского муниципального района Московской области.
Из выписки из ЕГРП от 14 февраля 2013 г. N 19/008/2013-39 на земельный участок следует, что право постоянно (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:19:0000000:16 зарегистрировано ОАО "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский", регистрационная запись N 50-01/19-01/2004-138 от 09 февраля 2004 г.
Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой выписке о земельном участке от 30 января 2013 г. N МО-13/ЗВ-75337 земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:16 имеет площадь 12750000 кв. м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет 24 октября 1994 г.
При постановке на учет границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Администрация Рузского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к открытому акционерному обществу "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:19:0000000:16 отсутствующим.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Райзем", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Администрация Рузского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2013 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Агропромышленный комплекс "Старониколаевский" на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:16 отсутствующим.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 г. решение суда первой инстанции от 13 ноября 2013 г. отменено и прият новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01 июля 2014 г. указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что судами не выяснены обстоятельства, связанные с фактическим владением земельным участком, от чего зависит вывод о надлежащем или ненадлежащем способе защиты нарушенного права.
В ходе нового рассмотрения дела судом произведена замена истца Администрации Рузского района на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, истец).
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил признать отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:19:0000000:16 в части наложения на земли лесного фонда, а именно: кварталы 171, 173, 179, 180, 181, 186, 192, 193, 194, 198, 199, 201, 202, 203 Звенигородского сельского участкового лесничества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационных жалобах ТУ Росимущества в Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представители ТУ Росимущества в Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга. Представитель ОАО "АК "Старониколаевский" возражал против их удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется перечисленными в статье 12 Кодекса способами.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 января 2013 г. N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения", следует, что такой способ защиты нарушенного права, как признание права отсутствующим, может быть реализован только в случае, если он заявлен владеющим лицом. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу части 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 вышеназванного закона предусмотрено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Закона о кадастре).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что надлежащим способом защиты права в данном случае является иск об установлении границ земельных участков, который рассмотрен в рамках дела N А41-84141/15.
При рассмотрении указанного спора судами было установлено, что ОАО "АПК "Старониколаевский" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:16 общей площадью 12 750 000 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, Старониколаевский с.о., ОАО "АПК "Старониколаевский".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17 февраля 2015 г. граница земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 состоит из 149 контуров и определена в установленном законом порядке.
В газете "Красное знамя" от 03 июля 2014 г. N 26 было сделано извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 со смежными землепользователями.
В материалы дела акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 не представлен.
Между тем, исходя из положений статей 16, 22, 38 Закона о кадастре границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 не могли быть установлены в отсутствие согласования всех смежных землепользователей.
При этом в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 с землями лесного фонда.
Из материалов дела также следует, что лесоустройство земельных участков в Звенигородском сельском участковом лесничестве Московской области, в том числе участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/009/2009-424 общей площадью 17 000 га, начатое еще в 2006 году, до настоящего времени не закончено.
Каких-либо доказательств наложения спорных земельных участков в материалы дела не представлено.
Таких доказательств не представлено и при рассмотрении настоящего спора.
Судами также установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:16 находится в фактическом владении и использовании ОАО "АПК "Старониколаевский".
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения как суда первой инстанции так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 г. по делу N А41-55100/12 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
...
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (пункт 5 статьи 40 Закона о кадастре).
...
В материалы дела акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 не представлен.
Между тем, исходя из положений статей 16, 22, 38 Закона о кадастре границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:16 не могли быть установлены в отсутствие согласования всех смежных землепользователей."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 мая 2017 г. N Ф05-5699/14 по делу N А41-55100/2012
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5699/14
06.02.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18798/16
14.11.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55100/12
08.12.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13903/15
08.12.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14504/15
01.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5699/14
11.03.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12080/13
13.11.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-55100/12