г. Москва |
|
7 апреля 2017 г. |
Дело N А41-25394/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Дзюбы Д.И., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Русский ландшафт" - Никитина М.А. доверенность от 09 января 2017 года,
от заинтересованного лица: Правительство Московской области - Горячева Ю.И. доверенность от 4 августа 2016 года,
от третьих лиц: Министерство имущественных отношений МО - Беляева А.Р. доверенность от 09 января 2017 года N 6,
Администрация мун. образов. сельское поселение Павло-Слободское Истринского мун. р-на МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 04 апреля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Русский ландшафт"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 03 ноября 2016 года,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 25 января 2017 года,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-25394/2016,
по заявлению ООО "Русский ландшафт"
об оспаривании действий (бездействия) Правительства Московской области,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация муниципального образования сельское поселение Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Русский ландшафт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ и принятых судом уточнений о признании незаконным бездействие Правительства Московской области, выразившегося в непринятии решения о включении земельного участка площадью 2500 кв. м с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта деревня Исаково сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки"; обязании Правительства Московской области принять решение о включении данного земельного участка в границы населенного пункта д. Исаково с.п. Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования земельного участка на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки", и предоставить ООО "Русский ландшафт" копию такого решения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2017 года, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что на Правительство МО может быть возложена обязанность по принятию решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида разрешенного использования.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представители Правительство МО, Минимуществв МО возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Администрация мун. образов. сельское поселение Павло-Слободское Истринского мун. р-на МО, извещенная о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направила. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ООО "Русский ландшафт" к Губернатору Московской области с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта д. Исаково с.п. Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменением вида разрешенного использования земельного участка на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки", Минимущество МО направило письмо о том, что обществом не соблюден порядок обращения за включением земельного участка в границы населенного пункта и изменением вида разрешенного использования, поскольку такое заявление подлежит подаче в уполномоченный орган местного самоуправления, который, в свою очередь, обращается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением, кроме того для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения необходимо заключение органа местного самоуправления о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Полагая, что ответ на заявление дан неуполномоченным органом, а Правительством Московской области допущено бездействие, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", пришли к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно пункту 3 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
В силу пункта 4 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе представить вместе с документами, указанными в настоящей части, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае, если заявителем самостоятельно не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, орган местного самоуправления, получивший указанное в настоящей части заявление, запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 5 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления: 1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; 2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
В порядке пункта 13 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 5 и пунктом 7.1 статьи 3 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" предусмотрено, что решение о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую принимается Правительством Московской области или соответствующим органом местного самоуправления на основании ходатайства гражданина или юридического лица и документов, предусмотренных частями 5, 6 настоящей статьи. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство на имя Губернатора Московской области или главы соответствующего муниципального образования Московской области.
Пунктом 6.1 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель иных категорий или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется в порядке, установленном статьей 4.1 Закона N 191-ФЗ и настоящим Законом.
В силу пункта 6.2 статьи 5 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков принимается с учетом мнения органов местного самоуправления муниципальных районов.
До принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков уполномоченный орган Московской области в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления направляет информацию о поступившем заявлении в органы местного самоуправления муниципального района. В случае непоступления в течение пятнадцати дней с даты направления указанной информации мнения (в письменной форме) органов местного самоуправления муниципальных районов о целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, заявление считается согласованным.
Как установлено судами, заявление от 18 декабря 2015 года о включении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта д. Исаково с.п. Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменением вида разрешенного использования земельного участка на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки" общество направило непосредственно Губернатору Московской области.
По итогам рассмотрения данного заявления в адрес ООО "Русский ландшафт" Министерство имущественных отношений Московской области направило письмо от 15 февраля 2016 года N 13исх-3023, в котором указало на несоблюдение порядка обращения за включением земельного участка в границы населенного пункта и изменением вида разрешенного использования, поскольку такое заявление подлежит подаче в уполномоченный орган местного самоуправления, который, в свою очередь, обращается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением, кроме того для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения необходимо заключение органа местного самоуправления о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Доказательств рассмотрения данного заявления Администрацией сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области, равно как и обращения данного органа местного самоуправления в Правительство Московской области с соответствующим заявлением и заключением обществом не представлено.
Поскольку заявление от 18 декабря 2015 года в нарушение требований статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ не подавалось в Администрацию сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области, заключение о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования участка по данному заявлению в установленном порядке не подготовлено, а также в связи с подачей заявления от 18 декабря 2015 года на имя Губернатора Московской области у Правительства Московской области не возникло обязанности по рассмотрению данного заявления по существу и, как следствие, по принятию решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования.
Доводы о подписании ответа на данное заявление неуполномоченным лицом отклоняются судом, поскольку в силу Закона Московской области от 02 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" и Постановления Правительства МО от 29 октября 2007 года N 842/27 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области" Министерство имущественных отношений Московской области является исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции по подготовке предложений по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключению земельных участков из границ населенных пунктов и по изменению (установлению) вида разрешенного использования земельных участков, по поручению Губернатора Московской области министр имущественных отношений Московской области обладает полномочием по совершению необходимых действий по рассмотрению документов, адресованных Губернатору, в том числе по направлению уведомлений о несоблюдении установленной процедуры обращения.
На основании изложенного, выводы судов об отсутствии незаконного бездействия и соответственно необходимой совокупности оснований, которые которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", являются основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным в судебном порядке, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2016 года и постановление Деcятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2017 года по делу N А41-25394/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы о подписании ответа на данное заявление неуполномоченным лицом отклоняются судом, поскольку в силу Закона Московской области от 02 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" и Постановления Правительства МО от 29 октября 2007 года N 842/27 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области" Министерство имущественных отношений Московской области является исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции по подготовке предложений по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключению земельных участков из границ населенных пунктов и по изменению (установлению) вида разрешенного использования земельных участков, по поручению Губернатора Московской области министр имущественных отношений Московской области обладает полномочием по совершению необходимых действий по рассмотрению документов, адресованных Губернатору, в том числе по направлению уведомлений о несоблюдении установленной процедуры обращения.
На основании изложенного, выводы судов об отсутствии незаконного бездействия и соответственно необходимой совокупности оснований, которые которые в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", являются основанием для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным в судебном порядке, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2017 г. N Ф05-3116/17 по делу N А41-25394/2016