г. Москва |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А41-25394/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии:
от заявителя по делу - ООО "Русский ландшафт": Никитина М.А. по доверенности от 09.01.17 б/н;
от заинтересованного лица по делу - Правительства Московской области: Горячева Ю.И. по доверенности от 04.08.16 N Исх-98854/03-05;
от 3-его лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области: Снеткова Д.Н. по доверенности от 09.01.17 N 5;
от 3-его лица по делу - Администрации муниципального образования сельское поселение Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Русский ландшафт" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2016 по делу N А41-25394/16 по заявлению ООО "Русский ландшафт" к Правительству Московской области об оспаривании действий (бездействия), третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация муниципального образования сельское поселение Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Русский ландшафт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Правительству Московской области с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- признать незаконным бездействие Правительства Московской области, выражающееся в непринятии решения по заявлению ООО "Русский ландшафт" от 18.12.2015 N 13 о включении земельного участка площадью 2500 кв. м с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта деревня Исаково сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки";
- обязать Правительство Московской области принять решение о включении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта д. Исаково с.п. Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования земельного участка на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки", и предоставить ООО "Русский ландшафт" копию такого решения.
Решением арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Русский ландшафт" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал
Правительство Московской области отзыв либо возражения на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представило.
Представители Правительства Московской области и третьего лица (министерства) возражали против доводов жалобы, просили решение суде первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица (администрации), в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Русский ландшафт" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 площадью 2500 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного использования, вид разрешенного использования - под дачное строительство, с местоположением: Московская область, Истринский район, с.п. Павло-Слободское, уч. N 10, находится примерно в 215 м по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московской области, Истринский район, с.п. Павло-Слободское, д. Исаково, д. 41, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.08.2014 и выпиской из ЕГРП от 20.06.2016.
Материалами дела подтверждается, что к заявлению от 18.12.2015 ООО "Русский ландшафт" приложило выписку из ЕГРЮЛ, выписку из ЕГРП, кадастровую выписку на земельный участок, свидетельство о государственной регистрации права, копию договора купли-продажи, копию ответа Министерства имущественных отношений Московской области от 02.03.2015, копию заявления от 30.04.2015.
Заявлением от 18.12.2015 ООО "Русский ландшафт" обратилось к Губернатору Московской области за принятием решения о включении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта д. Исаково с.п. Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменением вида разрешенного использования земельного участка на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки".
По итогам рассмотрения данного заявления в адрес ООО "Русский ландшафт" Министерство имущественных отношений Московской области направило письмо от 15.02.2016 N 13исх-3023, в котором указало на несоблюдение порядка обращения за включением земельного участка в границы населенного пункта и изменением вида разрешенного использования, поскольку такое заявление подлежит подаче в уполномоченный орган местного самоуправления, который, в свою очередь, обращается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением, кроме того для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения необходимо заключение органа местного самоуправления о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Полагая, что ответ на заявление от 18.12.2015 дан неуполномоченным органом, а Правительством Московской области допущено бездействие, ООО "Русский ландшафт" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 4 статьи 5 и пунктом 7.1 статьи 3 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" предусмотрено, что решение о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую принимается Правительством Московской области или соответствующим органом местного самоуправления на основании ходатайства гражданина или юридического лица и документов, предусмотренных частями 5, 6 настоящей статьи. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство на имя Губернатора Московской области или главы соответствующего муниципального образования Московской области.
Согласно пункту 5 указанной статьи к ходатайству прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц, или выписка из государственного реестра муниципальных образований;
2) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на испрашиваемый земельный участок;
3) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
4) кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке.
В силу пункта 6.2 статьи 5 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков принимается с учетом мнения органов местного самоуправления муниципальных районов.
До принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков уполномоченный орган Московской области в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления направляет информацию о поступившем заявлении в органы местного самоуправления муниципального района. В случае непоступления в течение пятнадцати дней с даты направления указанной информации мнения (в письменной форме) органов местного самоуправления муниципальных районов о целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, заявление считается согласованным.
Согласно пункту 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015) законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 6.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель иных категорий или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется в порядке, установленном статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и настоящим Законом.
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015) предусмотрено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, которые расположены на территории Московской области или в которых по состоянию на 1 января 2015 года указанные документы территориального планирования не утверждены, но не позднее 1 июля 2016 года, для обеспечения использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, не позднее 31 декабря 2016 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Между тем, в силу пункта 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015) орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вправе представить вместе с документами, указанными в настоящей части, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае, если заявителем самостоятельно не представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, орган местного самоуправления, получивший указанное в настоящей части заявление, запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Затем в порядке пункта 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015) орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что градостроительным законодательством предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение органом местного самоуправления прав и законных интересов всех заинтересованных лиц и населения при рассмотрении заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта и переводе участка из одной категории в другую, изменении вида разрешенного использования. При положительном результате указанных процедур орган местного самоуправления направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении.
Также обоснованным является вывод суд первой инстанции, что ООО "Русский ландшафт" направило заявление от 18.12.2015 о включении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта д. Исаково с.п. Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменением вида разрешенного использования земельного участка на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки" непосредственно Губернатору Московской области.
Доказательств рассмотрения данного заявления Администрацией сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области, равно как и обращения данного органа местного самоуправления в Правительство Московской области с соответствующим заявлением и заключением в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что на момент обращения к Губернатору Московской области с заявлением от 18.12.2015 в Правительстве Московской области находилось положительное заключение Администрации сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области, подготовленное по заявлению общества от 08.12.2014, в связи со следующим.
Заявление ООО "Русский ландшафт" от 08.12.2014 о включении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта д. Исаково с.п. Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования земельного участка на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки" адресовано Администрации сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области. В удовлетворении данного заявления обществу было отказано, поскольку учредителем данного общества являлось иностранное юридическое лицо. При этом действующим земельным и градостроительным законодательством не предусмотрена возможность приостановления процесса рассмотрения заявления об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в связи с несоблюдением процедуры представления заявителем документов, равно как и возможность объединения ранее представленный документов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявления ООО "Русский ландшафт" от 08.12.2014 и от 18.12.2015 носят самостоятельный характер, представляют собой отдельные юридически значимые документы инициирования процедур по переводу земельного участка в другую категория и изменении вида разрешенного использования.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку заявление от 18.12.2015 в нарушение требований статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015) не подавалось в Администрацию сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области, заключение о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования участка по данному заявлению в установленном порядке не подготовлено, суд приходит к выводу, что в связи с подачей ООО "Русский ландшафт" заявления от 18.12.2015 на имя Губернатора Московской области у Правительства Московской области не возникло обязанности по рассмотрению данного заявления по существу и, как следствие, по принятию решения о включении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта деревня Исаково сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки".
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что поскольку заинтересованное лицо не представило суду достаточных правовых оснований для признания наличия бездействия на Правительство Московской области не может быть возложена обязанность по принятию решения о включении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отклонении довода о том, что ответ от 15.02.2016 N 13исх-3023 подписан неуполномоченным лицом - министром имущественных отношений Московской области, поскольку в силу Закона Московской области от 02.11.2005 N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" и Постановления Правительства МО от 29.10.2007 N 842/27 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области" Министерство имущественных отношений Московской области является исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции по подготовке предложений по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключению земельных участков из границ населенных пунктов и по изменению (установлению) вида разрешенного использования земельных участков, по поручению Губернатора Московской области министр имущественных отношений Московской области обладает полномочием по совершению необходимых действий по рассмотрению документов, адресованных Губернатору, в том числе по направлению уведомлений о несоблюдении установленной процедуры обращения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов с учетом требований настоящего Федерального закона.
Данная норма не предоставляет субъектам Российской Федерации право изменять установленный федеральным законом порядок направления заявления о включении земельных участков в границы населенных пунктов, право субъектов РФ ограничено только возможностью установить порядок подготовки и принятия решений, а не порядок обращения с заявлением.
Таким образом, независимо от положений, установленных законодательством Московской области, общество при направлении заявления обязано было руководствоваться положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и должно было направить заявление в орган местного самоуправления, а не в исполнительный орган Московской области.
Заявление от 18.12.2015 направлено обществом Губернатору Московской области (т. 1 л. д. 14) Из данного заявления не следует, что оно направлено в дополнение к предыдущему заявлению от 18.12.2014. Поэтому заявление от 18.12.2015 следует рассматривать как самостоятельное заявление, не связанное с ранее поданным в орган местного самоуправления заявлением.
Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба ООО "Русский ландшафт" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2016 по делу N А41-25394/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25394/2016
Истец: ООО "Русский ландшафт"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ПАВЛО-СЛОБОДСКОЕ ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ПАВЛО-СЛОБОДСКОЕ ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Московской области