В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249, 2009 г. N 18 (часть I) ст. 2140 основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
По официальной информации, размещенной на сайте Генеральной прокуратуры, в 31 субъекте Российской Федерации в течение первого месяца со дня вступления в силу вышеуказанного федерального закона, органами прокуратуры на местах рассмотрено свыше 2,3 тыс. обращений контролирующих органов о согласовании проведения проверок. При этом более чем в 40% случаев прокурорами отказано в подобном согласовании.
Так, прокуратурой г. Москвы рассмотрено более 200 обращения# контролирующих органов. Из них отказано в согласовании проверок по 170 обращениям. Прокуратурой Республики Татарстан из 191 заявления в согласовании отказано по 94, прокуратурой Краснодарского края отказано в 117 случаях из 191.
Всего в мае - июне 2009 года в прокуратуру Владимирской области из контролирующих органов поступило 16 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок субъектов предпринимательства.
По результатам изучения материалов прокуратура согласовала только 8 проверочных мероприятий. В остальных заявлениях прокуроры не усмотрели убедительных доказательств того, что хозяйственная деятельность намеченных для проверки объектов представляет угрозу для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. В связи с этим по другим заявлениям прокуратура области приняла решение об отказе в проведении проверочных мероприятий.
Так, Управление Роспотребнадзора по Владимирской области обратилось в прокуратуру с заявлением о проведении проверки юридического лица по вопросу незаконной перепланировки подвальных помещений. В целях оценки законности проведения проверки прокуроры изучили поступившее заявление и прилагаемые к нему документы. Установлено, что проведение проверок по вопросу перепланировок не входит в компетенцию Роспотребнадзора. В связи с этим было принято решение об отказе в согласовании проведения внеплановой проверки.
В Республике Адыгея в мае 2009 г. в прокуратуру из контролирующих органов поступило 26 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок субъектов предпринимательства.
По результатам изучения материалов прокуратура согласовала только 18 проверочных мероприятий.
Так, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея обратилось в прокуратуру с заявлением о проведении выездной внеплановой проверки деятельности одного из индивидуальных предпринимателей. Однако в представленных материалах не были указаны цели, задачи и предмет проверки, отсутствовали данные о сроках ее проведения и других необходимых условиях.
Управление лесами Республики Адыгея представило в прокуратуру документы для согласования проверки в отношении коммерческой организации. Между тем, заявленные управлением сроки проведения проверочного мероприятия превышали 20 рабочих дней, максимально допустимых законодательством.
Аналогичным образом Управлению лесами Республики Адыгея было отказано в проведении выездной внеплановой проверки другой коммерческой фирмы. Приложенные к заявлению документы не содержали сведений о том, что деятельность организации может представлять угрозу для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и безопасности государства.
В прокуратуру Липецкой области из региональных контролирующих органов поступило 49 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок. По 20 заявлениям было принято решение об отказе в проведении проверок в связи с отсутствием достаточных данных, подтверждающих их обоснованность.
Так, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области было отказано в согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении малого предприятия ООО "Арон", поскольку в заявлении не содержалось ни одного предусмотренного законом основания для проведения контрольного мероприятия.
В отдельных случаях действия должностных лиц не только выходили за рамки предоставленных им полномочий, но и не соответствовали целям и задачам органов контроля.
Так, сотрудники Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Липецкой области в нарушении# закона потребовали от одного из индивидуальных предпринимателей (ООО "Магазин N 127 "Продукты" г. Липецк) оплатить лабораторные исследования изъятой у него же алкогольной продукции. При этом алкоголь изымался в ходе проверочных мероприятий с целью установления его соответствия государственным стандартам. В результате принятых прокуратурой мер незаконная попытка переложить материальные расходы по проверке на предпринимателя пресечена.
В связи с вышеизложенным, и в целях недопущения неправомерных действий со стороны территориальных органов ФМБА России в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов:
1.1. При подготовке обращений о согласовании выездных внеплановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в прокуратуру, строго придерживаться требований и положений Федерального закона Федерального закона# от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
1.2. Ежеквартально начиная с 1 июля 2009 г. (с отчета за май, июнь II квартала 2009 г.) направлять в ФМБА России информацию о количестве выездных проверок, согласовании их с органами прокуратуры и количестве отказов с приложением копий документов по которым органами прокуратуры были вынесены решения об отказе в проведении внеплановых выездных проверок (схема ежеквартальных донесений прилагается).
Для оперативности информацию необходимо направлять по адресу электронной почты: grigmix@mail.ru с последующей досылкой на бумажном носителе.
1.3. Управлению по надзору и контролю в сфере обеспечения санитарно-эпидемологического благополучия ФМБА России (Г.М. Колбутов) организовать учет, обобщение и анализ получаемой информации.
Заместитель руководителя |
В.В. Романов |
Схема
ежеквартальных донесений об организации выездных внеплановых проверок территориальными органами ФМБА России
Количество проведенных проверок за квартал |
Количество выездных внеплановых проверок за квартал, проведенных территориальным органом ФМБА России в отношении предприятий относящихся к малому и среднему бизнесу |
Количество заявлений территориального органа ФМБА России, направленных в органы прокуратуры для согласования проведения выездных внеплановых проверок |
Количество заявлений территориального органа ФМБА России, по которым органами прокуратуры принято решения# об отказе в согласовании проведения выездных внеплановых проверок* |
Количество проверок, проведенных по инициативе органов прокуратуры и в которых принимали участие специалисты территориальных органов ФМБА России |
Результаты проведенных выездных внеплановых проверок (штрафные санкции, передача дел в правоохранительные, надзорные и судебные органы, предупреждения, предписания об устранении нарушений) |
|
плановых |
внеплановых |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
______________________________
* Информация по пункту 4 подтверждается копиями всех документов, включая заявление территориального органа ФМБА России и решение об отказе в согласовании проверки от органа прокуратуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализирована ситуация по внеплановым выездным проверкам. Порядок их проведения закреплен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
По отдельным основаниям внеплановая выездная проверка проводится органами прокуратуры в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
С момента вступления в силу Федерального закона в прокуратуру поступило более 2 тыс. обращений контролирующих органов о согласовании проведения проверок. В 40% случаях прокурорами было отказано в таком согласовании.
Это обусловлено допущением некоторых нарушений при оформлении обращений и сопутствующих материалов. Так, не указывались основания, сроки и предмет проверки. Действия должностных лиц выходили за рамки их полномочий.
В целях недопущения неправомерных действий со стороны территориальных органов ФМБА России необходимо строго придерживаться требований Федерального закона.
Начиная с 1 июля 2009 г. (с отчета за май, июнь II квартала 2009 г.), следует направлять в Агентство информацию о выездных проверках, согласовании их с органами прокуратуры и количестве отказов. При этом необходимо прилагать копии документов, по которым были вынесены соответствующие решения.
Сведения рекомендуется направлять по электронной почте.
Письмо Федерального медико-биологического агентства от 18 июня 2009 г. N 32-024/481 "Об организации учета выездных внеплановых проверок"
Текст письма официально опубликован не был