Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в целях повышения рациональности и эффективности расходования средств федерального бюджета в рамках контроля за реализацией органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), переданных субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", а также в целях определения возможности и объемов возможной экономии финансовых средств, проведен анализ закупок лекарственных средств, осуществляемых субъектами Российской Федерации в рамках вышеуказанных полномочий в 2008 году и 1 полугодии 2009 года.
Анализ производился на основании данных, предоставленных органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также информации о фактических объемах выпущенных в обращение на территории Российской Федерации лекарственных средств отечественного производства (оценка возможности отечественной фармацевтической промышленности).
Общий объем закупок импортных лекарственных препаратов, которые также выпускаются отечественными предприятиями, составил по Российской Федерации 5 279 145 356 руб. По 198 международным непатентованным наименованиям, лекарственная форма и дозировка которых аналогична импортным, потребность может быть полностью закрыта за счет отечественных производителей. Сравнение структуры общего объема закупок во всех субъектах Российской Федерации по международному непатентованному наименованию, лекарственной форме, дозировке и упаковке показали, что замена импортных препаратов на отечественные целесообразна в 5351 случае (импортные препараты стоили дороже отечественных). Размер возможной экономии составляет 1 326 809 375 руб. (около 24%).
В 2008 году более 370 закупаемых лекарственных препаратов потенциально могли быть заменены отечественными аналогами. Размер потенциальной экономии при осуществлении импортозамещения в рамках программы ОНЛС мог бы составить до 2,3 млрд. рублей, что составляет около 6,8% от всего финансирования программы ОНЛС.
Результаты анализа показали, что в субъектах Российской Федерации отсутствует должный контроль и анализ за результатами закупок необходимых лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан. Декларируемая система преференций в отношении отечественных препаратов при осуществлении государственных закупок на практике в настоящее время не реализуется.
Максимальная экономия может быть получена в регионах, осуществляющих наиболее масштабные закупки лекарственных препаратов. Несовершенство механизма формирования закупочных лотов оборачивается в этих регионах наибольшими финансовыми потерями. При этом объем возможной экономии далеко не всегда связан с общим объемом финансирования, т.е. с численностью льготополучателей, участвующих в программе ОНЛС.
В связи с изложенным, предлагаем учесть возможность замещения импортных лекарственных средств более доступными по цене отечественными аналогами при проведении государственных закупок лекарственных средств на 2010 год и последующие периоды, что позволит наряду с поддержкой отечественной фармацевтической промышленности повысить эффективность расходовании средств федерального бюджета и направить дополнительные, высвободившиеся в результате экономии средства на закупку лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения.
Руководитель |
Н.В. Юргель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росздравнадзор проанализировал закупки, осуществленные регионами в 2008 г. и I полугодии 2009 г. для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами.
Общая сумма закупок импортных лекарств, которые также выпускаются российскими предприятиями, составила 5 279 145 356 руб. При этом по 198 международным непатентованным наименованиям потребность может быть полностью закрыта за счет отечественных производителей. Сравнение структуры общего объема закупок во всех регионах показало, что замена импортных препаратов на российские экономически целесообразна в 5 351 случае. Размер возможной экономии составил 1 326 809 375 руб. (около 24%).
Также отмечается, что при осуществлении госзакупок система преференций в отношении отечественных препаратов на практике не реализуется.
В связи с изложенным при проведении госзакупок лекарств на 2010 г. и последующие периоды предлагается учитывать возможность замещения импортных препаратов более доступными по цене отечественными аналогами. Это позволит поддержать российскую фармацевтическую промышленность и повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 21 октября 2009 г. N 01И-696/09 "Об импортозамещении в рамках государственных закупок лекарственных средств"
Текст письма опубликован в Бюллетене нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, 2009 г. N 8