г. Москва |
|
1 июня 2017 г. |
Дело N А40-18902/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2017.
Полный текст постановления изготовлен 01.06.2017.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Нечаева С.В., Петровой Е.А.,
при участии в заседании:
от Центрального Банка Российской Федерации - Трусова Е.А. доверен. от 21.03.2017 N ДВР17-31/87
от НО НПФ "КОРАБЕЛ" - не явился, извещен
от ОАО Научно-производственная фирма "Меридиан" - не явился, извещен
от ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" - не явился, извещен
от ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт конструкторских материалов "Прометей" - не явился, извещен
от ФГУП "Адмиралтейские верфи" - не явился, извещен
от АО "Научно-производственное предприятие "Салют" - не явился, извещен
от ФГУП "Машиностроительное предприятие "Звездочка" - не явился, извещен
от ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей" - не явился, извещен
от ФГУП "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" - Ситникова А.С. доверен. от 28.12.2016 N 56
от ОАО "Таганрогский завод "Прибой" - не явился, извещен
от ФГУП "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" - не явился, извещен
от ОАО "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" - не явился, извещен
от ПАО "НПО Алмаз" - Иванова М.Г. доверен. от 09.01.2017 N 13
рассмотрев кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации
на постановление от 16 февраля 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Григорьевым А.Н., Валиевым В.Р., Левченко Н.И.,
по делу N А40-18902/15,
по иску Центрального Банка Российской Федерации
к некоммерческой организации негосударственный пенсионный фонд "Корабел", открытому акционерному обществу Научно-производственная фирма "Меридиан", открытому акционерному обществу "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", Федеральному государственному унитарному предприятию "Центральный научно-исследовательский институт конструкторских материалов "Прометей", Федеральному государственному унитарному предприятию "Адмиралтейские верфи", акционерному обществу "Научно-производственное предприятие "Салют", Федеральному государственному унитарному предприятию "Машиностроительное предприятие "Звездочка", открытому акционерному обществу "ГСКБ "Алмаз- Антей", Федеральному государственному унитарному предприятию "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", открытому акционерному обществу "Таганрогский завод "Прибой", Федеральному государственному унитарному предприятию "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", открытому акционерному обществу "Концерн "Центральный научно- исследовательский институт "Электроприбор"
о ликвидации некоммерческой организации НПФ "Корабел"
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к некоммерческой организации негосударственный пенсионный фонд "Корабел", ОАО Научно-производственная фирма "Меридиан", ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт конструкторских материалов "Прометей", ФГУП "Адмиралтейские верфи", АО "Научно-производственное предприятие "Салют", ФГУП "Машиностроительное предприятие "Звездочка", ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей", ФГУП "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", ОАО "Таганрогский завод "Прибой", ФГУП "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", ОАО "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" о принудительной ликвидации некоммерческой организации негосударственного пенсионного фонда "Корабел" и возложении обязанности по ликвидации некоммерческой организации негосударственный пенсионный фонд "Корабел" на его учредителей; обязании учредителей некоммерческой организации негосударственный пенсионный фонд "Корабел" осуществить мероприятия по ликвидации Фонда.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2015, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2016 вышеуказанные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанции указала, что суды не исследовали и не оценили заявленные ответчиками возражения о необоснованности возложения на учредителей обязанности по ликвидации НПФ "Корабел"; не установили, осуществлял ли фонд деятельность по обязательному пенсионному страхованию; имеются ли у фонда признаки банкротства (при том, что суд сделал вывод о недостаточности имущества Фонда для осуществления его целей, о нереальности получения необходимого имущества для осуществления его целей); не мотивировали применение в данном случае ликвидации в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2016 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2016 по делу N А40-18902/15 отменено. В удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым апелляционной инстанцией судебным актом, истец обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А40-18902/15, оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2016.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, неприменение закона, подлежащего применению, суд не учел, что наличие исполнительных производств в отношении фонда при условии отсутствия каких-либо материалов, касающихся деятельности фонда, с учетом под.4 п.11.1 ст. 7.2 Закона N 75-ФЗ не могли быть положены временной администрацией по управлению фондом в основу анализа финансового состояния фонда, по результатам которого установлены признаки банкротства, суд пришел к неверному выводу о неплатежеспособности фонда в период деятельности временной администрации, суд пришел к неверному выводу о невозможности возложения на временную администрацию обязанности по ликвидации фонда, поэтому постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 по делу N А40-18902/15, оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2016.
ФГУП "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" и ПАО "НПО Алмаз" доводы кассационной жалобы отклонили, представили отзыв.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства не явились. АО "Адмиралтейские верфи", представлен отзыв. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судом, негосударственный пенсионный фонд "Корабел" является некоммерческой организацией, зарегистрированной 14.09.2000 Государственным учреждением Московской регистрационной палатой. До 06.08.2014 Фонд обладал лицензией на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию от 20.10.2009 N 352/2.
Согласно пункту 1.3 Устава Фонда исключительным видом деятельности Фонда является негосударственное пенсионное обеспечение участников Фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками в пользу участников Фонда.
Приказом Банка России от 06.08.2014 N ОД-2010 аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданная Фонду.
Приказом Банка России от 06.08.2014 N ОД-2011 назначена временная администрация по правлению Фондом в связи с аннулированием лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданной Фонду.
В силу пункта 3.2 статьи 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" по итогам анализа финансового состояния фонда (либо подготовки заключения о невозможности проведения финансового анализа состояния фонда) временная администрация (Центральный банк РФ") обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации фонда и назначении ликвидатора при отсутствии у фонда признаков банкротства.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
При этом, Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом, а также цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1, пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо обязано обеспечивать в соответствии с требованиями указанного закона нахождение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица по адресу государственной регистрации для связи с юридическим лицом и получать корреспонденцию, в том числе и по договору с отделением связи.
Согласно пункту 12 Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда и Инструкции по их заполнению, утвержденного приказом ФСФР России от 30.08.2007 N 07-92/пз-н, годовой отчет и квартальная отчетность представляются в Федеральную службу по финансовым рынкам негосударственными пенсионными фондами в следующие сроки: годовой отчет - в течение 90 дней по окончании года; квартальная отчетность - в течение 30 дней по окончании квартала.
Из материалов дела следует и установлено судами, что по состоянию на 30.01.2015 Фондом не представлена отчетность за III, IV квартал 2014 года ; размер пенсионных накоплений Фонда на указанную дату составлял 0,00 руб., а также фактическое отсутствие фонда по известным временной администрации адресам : 119501, г. Москва, ул. Староволынская, д. 15, корп. 1 (адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ), а также по адресу: г. Москва, ул. Минская, д. 1, корп. 1.
Поскольку Фондом не осуществлялась деятельность по обязательному пенсионному страхованию, истцом было предложено возложить функции по ликвидации Фонда при создании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) на учредителей Фонда в соответствии с пунктом 5 статьи 61 ГК.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие Фонда по известным адресам исключает возможность получения информации о размере активов и обязательств Фонда, а также установить признаки наличия банкротства.
Поскольку фонд фактически прекратил деятельность по обязательному пенсионному страхованию, суд первой инстанции пришел к выводу, что на "Агентство по страхованию вкладов" не должны быть возложены обязанности ликвидатора.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции указал на неверный вывод суда первой инстанции об отсутствии у Временной администрации возможности установить признаки банкротства Фонда, а также возложения на учредителей обязанности по его ликвидации.
Кассационная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 180 Закона о банкротстве для целей настоящего Закона под финансовыми организациями понимаются, в том числе, негосударственные пенсионные фонды.
В силу пп. 2, 4 п. 1 ст. 183.16 Закона о банкротстве финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии не исполненного в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов. Финансовая организация также считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.
Судом установлено и следует из информации интернет-сервиса "Банк данных исполнительных производств" официального сайта Федеральной службы судебных приставов (http://fssprus.ru/iss/ip) в отношении Некоммерческой организацией Негосударственный пенсионный фонд "Корабел" (Москва, Староволынская ул., д. 15, корп. 1) возбуждены и не окончены исполнительные производства, в том числе: исполнительное производство N 4451/14/27/77 от 18.04.2014, возбуждено на основании исполнительного листа N АС 006182309 от 27.12.2013 на сумму 5 048 000 руб., выданного Арбитражным судом города Москвы; исполнительное производство N 68971/14/77026-ИП от 22.12.2014, возбуждено на основании исполнительного листа N АС 006856010 от 01.10.2014 на сумму 29 000 860, 39 руб., выданного Арбитражным судом города Москвы; исполнительное производство N 6628/15/77 027-ИП от 22.03.2015, возбуждено на основании исполнительного листа N АС 007142066 от 31.12.2014 на сумму 439 301, 23 руб., выданного Арбитражным судом города Москвы; 13 исполнительных производств, возбуждены на основании исполнительных листов, выданных судебным участком N 184 Никулинского судебного района города Москвы.
При этом, доказательства исполнения вступивших в законную силу решений судов в материалы дела не представлено.
Судом установлено и следует из информации интернет-сервиса "Банк данных исполнительных производств" официального сайта Федеральной службы судебных приставов (http://fssprus.ru/iss/ip) в отношении Некоммерческой организацией Негосударственный пенсионный фонд "Корабел" (Москва, Староволынская ул., д. 15, корп. 1) два возбужденных в 2015 году исполнительных производства прекращены в 2016 году по п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) - отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что платежеспособность НПФ "Корабел" в период деятельности временной администрации восстановлена не была, поэтому у НПФ "Корабел" имеются признаки банкротства, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 183.16 Закона о банкротстве.
Закон о негосударственных пенсионных фондах (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N 218-ФЗ) предусматривал в качестве последствий принятия Банком России решения об аннулировании лицензии у негосударственного пенсионного фонда как обращение в арбитражный суд с заявлением о признании фонда банкротом.
При этом, процедура принудительной ликвидации Фонда, на которую ссылается п. 3.2, п. 3.3 ст. 7.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах (ред. от 03.07.2016), в настоящее время регламентирована ст. 33.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах (ред. от 03.07.2016).
В силу п. 2 ст. 33.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда наступают последствия, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для случая признания фонда несостоятельным (банкротом).
При этом, принудительная ликвидация фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Законом о банкротстве для конкурсного производства, с учетом особенностей, установленных Законом о негосударственных пенсионных фондах.
Согласно пункту 3 статьи 33.2 Федерального закона N 75-ФЗ государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" является ликвидатором фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
В случае принятия решения о ликвидации финансовой организации в период деятельности временной администрации или в случае назначения временной администрации ликвидируемой финансовой организации временная администрация исполняет обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) (п. 3 ст. 183.11 Закона о банкротстве).
В случае, если временная администрация исполняет обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора), временная администрация исполняет свои обязанности до завершения ликвидации финансовой организации или даты утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего (ст. 183.12 Закона о банкротстве).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ликвидация НПФ "Корабел" должна была быть осуществлена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2017 года по делу N А40-18902/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.