г. Москва |
|
7 июня 2017 г. |
Дело N А41-64590/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "РИАНС" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: администрация Сергиево-Посадского мун.р-на - Ермоленко С.В. доверенность от 16 сентября 2016 года N 46-д,
от третьих лиц: Минимущество МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 01 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу администрации Сергиево-Посадского муниципального района
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 09 марта 2017 года,
принятое судьями Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-64590/2016,
по заявлению ООО "РИАНС"
о признании незаконными действий администрации Сергиево-Посадского муниципального района
третье лицо: Министерство имущественных отношений МО
УСТАНОВИЛ:
ООО "РИАНС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация) от 28 июня 2016 года об отказе в предоставлении в собственность за плату ООО "РИАНС" земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070107:1947, площадью 6370 кв. м, предназначенного для размещения торгового центра из земель населенных пунктов, по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 7; обязании администрацию принять решение о предоставлении ООО "РИАНС" в собственность за плату данного земельного участка и осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого земельного участка с направлением в адрес ООО "РИАНС" в срок не позднее 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года решение отменено, заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит об его отмене. В обоснование приводит доводы об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении данного земельного участка в собственность.
ООО "РИАНС", Министерство имущественных отношений МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www. kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
Представитель администрации в судебном заседании доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ООО "РИАНС" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 6370 кв. м, с кадастровым номером 50:05:0070107:1947, по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 7, администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 28 июня 2016 принято решение об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, ссылаясь на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также у администрации отсутствует документальное подтверждение, что заявленные объекты капитального строительства расположены на испрашиваемом земельном участке.
Полагая отказ незаконным, общество обратилось в суд.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого отказа требованиям земельного законодательства.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В силу части 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
На основании статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Именно проект планировки и межевания территории определяет в каких границах расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; цель использования земельного участка; реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Как установлено судом, земельный участок площадью 6370 кв. м, с кадастровым номером 50:05:0070107:1947, категория земель: или населенных пунктов, разрешенное использование: торговые центры, по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. К. Маркса, д. 7, ранее входил в состав земельного участка общей площадью 1,34 га, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования прежнему собственнику объектов недвижимости - АО "Сергиево-Посадский трикотаж", на основании постановления Главы администрации Сергиево-Посадского района Московской области от 01 апреля 1993 года N 502 (свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования от 05 апреля 1993 годаN85-г).
На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24 апреля 2015 года N 50-50/005-50/005/003/2015-4461/2, от 25 июля 2006 года серии НА N 1104646, от 10 июля 2006 года серии НА N 1104642, от 25 июля 2006 года серии НА N 1104644, от 25 июля 2006 года серии НА N 1104643,. от 27 июля 2006 года серии НА N 1104654.
В результате предпринятых обществом действий, постановлением Главы города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 15 октября 2014 года N 799-п был утвержден проект планировки и проект межевания территории, согласно которому ООО "РИАНС" определен земельный участок площадью 6370 кв. м, с расположенными на нем объектами недвижимости, принадлежащими обществу на праве собственности, земельному участку присвоен кадастровый номер 50:05:0070107:1947.
Земельный участок, предоставленный прежнему собственнику объектов недвижимости и вновь сформированный из него земельный участок имеют одну и ту же категорию земли, а, следовательно, и одинаковое целевое назначение: земли населенных пунктов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 16 декабря 2015 года N MO-15/3B-2573183.
Объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, имеют одно и то же целевое назначение: нежилое, что подтверждается кадастровыми паспортами на здания от 02 декабря 2016 года и выписками из ЕГРП на недвижимое имущество от 28 ноября 2016 года.
Как установлено судами, обращаясь в администрацию с заявлением, обществом представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку документами, подтверждающими нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности, является утвержденный проект планировки и входящий в его состав проект межевания территории, которым обществу определен земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070107:1947 площадью 6370 кв. м, с расположенными на нем объектами недвижимости, принадлежащими обществу на праве собственности, у администрации отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
На основании изложенного, выводу суда о несоответствии оспариваемого решения об отказе нормам законодательства, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Деcятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года по делу N А41-64590/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.