город Москва |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А41-12124/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
от истца: Чистова И.Е., доверенность от 09.11.2016;
от ответчика: Богомолов С.В., доверенность от 15.08.2016;
от третьих лиц: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А., доверенность от 22.12.2016; от ГКУ МО "Мособллес", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрации Чеховского муниципального района Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 06 июля 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы
ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 06 декабря 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 20 марта 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Бархатовым В.Ю.,
по делу N А41-12124/16
по иску ООО "Газпромнефть-Центр"
об установлении границ земельного участка, внесении изменений в сведения ГКН
к ТУ Росимущества в Московской области,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, ГКУ МО "Мособллес", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация Чеховского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпромнефть-Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) к ТУ Росимущества в Московской области (далее - Управление), с требованиями - установить границы земельного участка площадью 6.512 кв.м с кадастровым номером 50:31:0060127:5, находящегося по адресу: Московская область, Чеховский район, в районе д. Курниково, МКАД-Серпухов, 70 км, в соответствии с нижеуказанными координатами границ земельного участка: Н1 (X 401805,61 Y 2190556,09); Н2 (X 401622,29 Y 2190629,57); Н3 (X 401671,87 Y 2190548,90); Н4 (X 401767,24 Y 2190538,46); Н5 (X 401770,64 Y 2190544,32); Н6 (X 401775,56 Y 2190546,88); Н7 (X 401786.83 Y 2190550,52); Н1 (X 401805,61 Y 2190556,09);
- исключить из земель лесного фонда (выделы 19, 34 и 25 квартала 87 Молодинского лесничества Чеховского района Московской области, кадастровый номер 50:31:0060127:9) земельный участок, площадью 6.512 кв.м, по координатам: Н1 (Х 401805,61 Y 2190556,09); Н2 (X 401622,29 Y 2190629,57); Н3 (X 401671,87 Y 2190548,90); Н4 (X 401767,24 Y 2190538,46); Н5 (X 401770,64 Y 2190544,32); Н6 (X 401775,56 Y 2190546,88); Н7 (X 401786.83 Y 2190550,52); Н1 (X 401805,61 Y 2190556,09);
- внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:9 путем исключения из его границ части земельного участка в границах пересечения с земельным участком с кадастровым номером 50:31:0060127:5 площадью 6.512 кв.м, находящегося по адресу: Московская область, Чеховский район, в районе д. Курниково, МКАД-Серпухов, 70 км, со следующими координатами: Н1 (X 401805,61 Y 2190556,09); Н2 (X 401622,29 Y 2190629,57); Н3 (X 401671,87 Y 2190548,90); Н4 (X 401767,24 Y 2190538,46); Н5 (X 401770,64 Y 2190544,32); Н6 (X 401775,56 Y 2190546,88); Н7 (X 401786.83 Y 2190550,52); Н1 (X 401805,61 Y 2190556,09).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет), ГКУ МО "Мособллес", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация Чеховского муниципального района Московской области (далее - Администрация), Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ Росимущества в Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых ТУ Росимущества в Московской области просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, Комитет лесного хозяйства Московской области просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица - ГКУ МО "Мособллес", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчика и третьего лица - Комитета поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании распоряжения Государственного комитета по управлению государственным имуществом от 04.10.1994 N 2461-р "О преобразовании государственного предприятия - Московское объединение по обеспечению нефтепродуктами "Моснефтепродукт" в ОАО "Моснефтепродукт" и распоряжения Мингосимущества России от 05.03.1998 N 197-р "О дополнении акта оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия - Московское объединение по обеспечению нефтепродуктами "Моснефтепродукт" проведена приватизация государственного предприятия "Моснефтепродукт" путем преобразования его в ОАО "Моснефтепродукт".
Согласно плану приватизации в состав имущества ОАО "Моснефтепродукт" вошло имущество, принадлежащее Серпуховскому межрегиональному предприятию по обеспечению нефтепродуктами, в том числе здание АЗС N 350 площадью 66,4 кв.м инвентаризационный N 7387 лит. А, объект N 1, по адресу: Московская область, Чеховский район, 70 км МКАД - Серпухов, АЗС N 350. Право собственности на данный объект недвижимого имущества подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.09.1999, регистрационная запись N 50-01.00-1.1999-235.2.
Постановлением Главы Администрации от 26.07.1993 N 1244 земельный участок площадью 3,46 га в районе 69 км автодороги Москва - Харьков под АЗС N 350 предоставлен Серпуховскому межрегиональному предприятию по обеспечению нефтепродуктов (подразделение государственного предприятия "Моснефтепродукт") в постоянное (бессрочное) пользование.
На момент предоставления земельного участка данный объект недвижимости имел кадастровый номер 50:31:601002:0004/4, оформлено право муниципальной собственности.
На основании постановления Главы Администрации от 10.03.1999 N 304 земельный участок площадью 1,02 га под АЗС N 350, МКАД - Серпухов, 70 км предоставлен в аренду ОАО "Моснефтепродукт".
Пунктом 4 данного постановления утверждены границы отвода земельного участка ОАО "Моснефтепродукт".
Между ОАО "Моснефтепродукт" и Комитетом по управлению имуществом города Чехова заключен договор аренды от 28.01.2000 N 448 земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5 (ранее - 50:31:601002:0004/4).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.02.2014 ООО "Газпромнефть-Центр" приобрело право собственности на здание АЗС N 350 площадью 66,4 кв.м инвентаризационный N 7387 лит. А, объект N 1, по адресу: Московская область, Чеховский район, 70 км МКАД - Серпухов, АЗС N 350.
Согласно кадастровой выписке данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0060127:5 площадью 10.200 кв.м категория земель - не установлена, вид разрешенного использования - АЗС N 350, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Между ООО "Газпромнефть-Центр" и Администрацией подписано дополнительное соглашение от 09.07.2014 N 3713 к договору аренды земельного участка от 28.01.2000 N 448, в силу которого арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5 до 10.03.2048 является ООО "Газпромнефть-Центр".
При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5 в ходе кадастровых работ установлено, что земельный участок имеет фактическую, площадь 6.512 кв.м, граница земельного участка накладывается на лесной участок с кадастровым номером 50:31:0060127:9 с местоположением: Московская область, Чеховский муниципальный район, Подольское лесничество, Молодинское участковое лесничество, квартал 87, части выделов 19, 24, 25, 33, выделов 34 - 37, ч. 46.
Поскольку уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5 и наложение его границ на земли лесного фонда препятствуют осуществлению кадастрового учета по уточнению границ данного объекта, ООО "Газпромнефть-Центр" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление 10/22), в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 Постановления N 10/22).
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является спором о праве.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции), статьей 39.15 (в новой редакции), местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В части 9 статьи 38 Закона о кадастре установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании статей 37, 38 Закона о кадастре, в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу части 1 статьи 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Таким образом, земельный участок становится объектом гражданских прав с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении характерных точек координат границ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ), государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 28-ФЗ, кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 28-ФЗ, на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 28-ФЗ, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве устанавливает перечень видов землеустроительной документации, который включает, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 Закона о землеустройстве, межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве).
В силу статей 22 - 24 Закона о землеустройстве, землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Состав документов государственного земельного кадастра определен статьей 13 Федерального закона N 28-ФЗ, указанный закон признан утратившим силу Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости") и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 28-ФЗ, допускалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 28-ФЗ, для проведения кадастрового учета земельных участков правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Из статьи 1 Федерального закона N 28-ФЗ следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Федерального закона N 28-ФЗ).
В целях реализации положений Федерального закона N 28-ФЗ и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет", утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков").
В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1 - 5 к ним, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках, оформляются в виде описания земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 28-ФЗ, при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.
При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Федерального закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества").
Таким образом, Закон о землеустройстве и Федеральный закон N 28-ФЗ предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат.
Федеральный закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ. Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 376 (далее - Административный регламент), информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии ее в государственном фонде данных правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.
Как установлено решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2013 N ВАС-1294/13, в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН.
В этом случае границы земельных участков являются установленными. В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано также, что в случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) на основании свидетельств и государственных актов 1992 - 1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Федерального закона N 28-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060127:5 площадью 10.200 кв.м категория земель - не установлена, вид разрешенного использования - АЗС N 350 является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН 10.03.1999.
При этом доказательств внесения в ГКН сведений о границах данного земельного участка в соответствии с Федеральным законом N 28-ФЗ, Законом о землеустройстве в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В части 9 статьи 38 Закона о кадастре установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.03.2015), статьей 39.15 (в новой редакции) закреплено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 Закона о кадастре установлено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре).
Земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060127:5 (ранее - 50:31:601002:0004/4) сформирован и используется для размещения и эксплуатации АЗС N 350, собственником которой является ООО "Газпромнефть-Центр" в порядке приватизации имущества государственного предприятия. Сведения о данном объекте внесены в ГКН 10.03.1999.
Следовательно, фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5 существуют на местности более 15 лет.
Между тем, границы отвода земельного участка под строительство АЗС N 350 утверждены постановлением Главы Чеховского района Московской области от 10.03.1999 N 304.
Приложением к указанному постановлению является План отвода, в котором границы земельного участка с кадастровым номером 50:31:601002:0004/4 (кадастровый номера по сведениям ГКН - 50:31:0060127:5) площадью 1,02 га описаны путем указания на наличие смежных границ с землями лесного фонда и земли автодороги, указаны измеренные углы и меры линий. Характерные точки координат местоположения границы земельного участка данным правоустанавливающим документом не установлены.
Суды установили, что в материалы дела представлен межевой план от 02.12.2014, согласно которому уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5 с 10.200 кв.м до 6.512 кв.м, произошло в результате установления границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:0060127:9 и 50:31:0000000:118. Земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060127:9, категория земель - земли лесного фонда, с местоположением: Московская область, Чеховский муниципальный район, Подольское лесничество, Молодинское участковое лесничество, квартал 87, части выдела 19,24, 25, 33, выдела 34 - 37, ч. 46, поставлен на кадастровый учет позже участка истца - 06.12.2013, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Частью 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре, согласование местоположения границ земельного участка проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками.
При данных обстоятельствах установление местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:9 произведено без учета фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5.
Суды установили, что Управление как представитель собственника участка с кадастровым номером 50:31:0060127:9 о необходимости согласования границ извещен надлежащим образом.
При этом суды установили, что из дела правоустанавливающих документов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060127:5 в категорию земель лесного фонда не переводился, из данной категории земель образован не был.
Согласно кадастровой выписке, земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060127:118 является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН 25.05.2000. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями федерального законодательства. Данный участок подлежит использованию для размещения федеральной автодороги М-2 "Крым". Следовательно, установление границ участка с кадастровым номером 50:31:0000000:118 произведено без учета фактического использования земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5, в связи с чем часть спорного участка, исходя из заключения кадастрового инженера, вошла в полосу отвода федеральной автотрассы.
С целью выяснения обстоятельств, связанных с определением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5 и участка лесного фонда с кадастровым номером 50:31:0060127:9, наличием либо отсутствием факта пересечения фактических границ данного земельного участка, определением Арбитражного суда Московской области от 16.05.2016 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Проектно-изыскательское предприятие "Висхаги-Центр-Геоинформ" экспертам Никулиной Т.А., Пельмегову А.С., Яковлевой Ю.Н., Кудряшову М.В.
Перед экспертами суд поставил следующие вопросы: 1) Возможно ли на основании сведений, содержащихся в Плане на участок земли (т. 1, л.д. 35) установить границы земельного участка, предоставленного в 1999 году ОАО "Моснефтепродукт" для строительства АЗС N 350 в Чеховском районе? Если да, то отобразить графически с указанием координат точек границ участка. 2) Соответствуют ли фактические границы земельного участка КН 50:31:0060127:5 местоположению границ земельного участка, предоставленного согласно Плану на участок земли (т. 1, л.д. 35) ОАО "Моснефтепродукт" для строительства АЗС N 350 в Чеховском районе Московской области. 3) Соответствуют ли фактические границы земельного участка КН 50:31:0060127:5 границам в межевом плане от 14.05.2014? В случае несоответствия, указать его на схеме. 4) Соответствует ли часть границы земельного участка лесного фонда КН 50:31:0060127:9, смежная с земельным участком под федеральной автодорогой М-2 "Крым" КН 50:31:0000000:118, границе земель лесного фонда согласно материалам лесоустройства, представленным в дело? В случае несоответствия, указать его на схеме. 5) Имеется ли пересечение границ земельного участка с КН 50:31:0060127:5 с земельным участком лесного фонда с КН 50:31:0060127:9? В случае пересечения границ составить план наложения, указать границы, площадь, причины наложения (пересечения).
По итогам судебной экспертизы в материалы дела поступило заключение экспертов от 30.09.2016, в котором эксперты пришли к выводам: По первому вопросу: на основании сведений, содержащихся в Плане на участок земли установить границы земельного участка, предоставленного в 1999 году ОАО "Моснефтепродукт" для строительства АЗС N 350 в Чеховском районе не представляется возможным по следующим причинам: 1. По мерам линий и углам, указанным на плане на участок земли возможно восстановить только форму участка без привязки к местности, 2. На плане на участок земли отсутствуют описание границ земельного участка координатами характерных точек и графическое отображение координатной сетки, позволившие бы однозначно установить границы исследуемого земельного участка. 3. На плане на участок земли отсутствует отображение долговременных элементов и контуров местности, позволивших бы установить относительно них местоположение границ исследуемого земельного участка, 4. Описание смежных землепользовании на плане на участок земли (земли автодороги и земли гослесфонда) не позволяют установить их местоположение и местоположение исследуемого земельного участка, так как на плане отсутствует указание на наименование дороги, на конкретный участок дороги, на наименование лесничеств, номера кварталов и выделов.
По второму вопросу: при ответе на вопрос N 1 суда, установлено, что по Плану на участок земли установить границы земельного участка, предоставленного в 1999 году ОАО "Моснефтепродукт" для строительства АЗС N 350, не представляется возможным.
В связи с чем, не представляется возможным провести исследование на соответствие фактических границ земельного участка КН 50:31:0060127:5 местоположению границ земельного участка, предоставленного согласно Плану на участок земли ОАО "Моснефтепродукт" для строительства АЗС N 350 в Чеховском районе Московской области. Площадь земельного участка КН 50:31:0060127:5 по фактическому пользованию (6.497 кв.м) меньше площади земельного участка, предоставленного согласно Плану на участок земли ОАО "Моснефтепродукт" для строительства АЗС N 350 в Чеховском районе Московской области (10.200 кв.м) на 3.703 кв.м.
По третьему вопросу: установлено частичное соответствие местоположения фактических границ земельного участка КН 50:31:0060127:5 с границами земельного участка из межевого плана от 02.12.2014, что графически отображено в Приложении 2 заключения с указанием участков несоответствия. Причины выявленного несоответствия фактических границ земельного участка КН 50:31:0060127:5 и границы, установленной по межевому плану от 02.12.2014, заключаются в том, что: - часть фактической границы участка установлена по откосу, местоположение которого может изменяться в зависимости от характеристик почвы или грунта, гидрологического режима, высоты и крутизны откоса, а также от его местоположения и уровня нагрузки - северо-восточная часть фактической границы участка не имеет точного выражения на местности, и сформирована с учетом включения элементов инфраструктуры автозаправочной станции (столбы освещения, пешеходные дорожки) в границы участка, а в межевом плане от 02.12.2014 северо-восточная граница сформирована по кадастровой границе смежного земельного участка КН 50:31:0000000:118 под автодорогой М-2 "Крым".
Площадь земельного участка КН 50:31:0060127:5 по фактическому пользованию (6.497 кв.м) меньше площади земельного участка КН 50:31:0060127:5 согласно межевому плану от 02.12.2014 (6.512 кв.м) на 15 кв.м.
По четвертому вопросу: по результатам сравнения границ земельного участка лесного фонда с КН 50:31:0060127:9 по сведениям государственного кадастра недвижимости и лесных земель квартала 87 Молодинского лесничества Чеховского лесхоза, границы которых восстановлены по планшету N 11 масштаба 1:10.000 с точностью 8,26 м, установлено их частичное соответствие, что графически отображено в Приложении 3 с указанием участков несоответствия. Площадь земельного участка с КН 50:31:0060127:9 по сведениям ГКН (78.400 кв.м) меньше суммы площадей образующих его выделов 19, 24, 25, 33, 34, 35, 36, 37 квартала 87 Молодинского лесничества Чеховского лесхоза, границы которых восстановлены по планшету N 11 масштаба 1:10.000 (79.724 кв.м) на 1.324 кв.м.
По пятому вопросу: установлено пересечение границ земельного участка лесного фонда с КН 50:31:0060127:9 по сведениям государственного кадастра недвижимости и границ земельного участка с КН 50:31:0060127:5, установленных по межевому плану от 02.12.2014.
Земельный участок с КН 50:31:0060127:5 полностью расположен в границах земельного участка лесного фонда с КН 50:31:0060127:9. Координаты границ и площадь пересечения земельных участков с КН 50:31:0060127:9 и с КН 50:31:0060127:5 соответствуют границам и площади земельного участка КН 50:31:0060127:5, указанным в межевом плане от 02.12.2014.
В Приложении 4 заключения графически отображено пересечение границ земельного участка с КН 50:31:0060127:9 по сведениям государственного кадастра недвижимости и границ земельного участка с КН 50:31:0060127:5, установленных по межевому плану от 02.12.2014.
Установлено также пересечение границ квартала 87 Молодинского лесничества Чеховского района Московской области, восстановленных по планшету N 11 лесоустройства 1999 года, и границ земельного участка с КН 50:31:0060127:5, установленных по межевому плану от 02.12.2014 земельный участок с КН 50:31:0060127:5 согласно границам из межевого плана от 02.12.2014 полностью расположен в границах выделов 19, 34 и 25 квартала 87 Молодинского лесничества Чеховского района Московской области.
В Приложении 4 заключения графически отображено пересечение границ земельного участка с КН 50:31:0060127:5, установленных по межевому плану от 02.12.2014, и выделов 19, 34 и 25 квартала 87 Молодинского лесничества Чеховского района по планшету N 11 лесоустройства 1999 года.
Однозначно установить причину пересечения границ земельного участка с кадастровым номером КН 50:31:0060127:5, установленных по межевому плану от 02.12.2014, и земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:31:0060127:9 по сведениям государственного кадастра недвижимости не представляется возможным.
Вероятными причинами пересечения границ земельного участка с кадастровым номером КН 50:31:0060127:5 и земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:31:0060127:9 могут являться: Первая вероятная причина: при предоставлении в 1999 году в аренду ОАО "Моснефтепродукт" земельного участка под АЗС N 350 из муниципальных земель участок согласно планшету N 11 лесоустройства использовался под стоянку транспорта, не был покрыт древесной растительностью, в связи с чем по фактическому пользованию мог быть отнесен к землям, находящимся в ведении муниципальной собственности, а не к землям лесного фонда. Вторая вероятная причина: отвод в 1999 году земельного участка под АЗС N 350 в аренду ОАО "Моснефтепродукт" произведен без учета материалов лесоустройства, отображающих данную территорию как земли лесного фонда.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признано судами первой и апелляционной инстанций надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Таким образом, учитывая выводы, содержащиеся в заключении экспертов, принимая во внимание использование земельного участка в течение 15 лет по целевому назначению с учетом границ вновь образованных участков, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060127:5 ошибочно включен в состав земель лесного фонда, суды пришли к обоснованному выводу о том, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5 подлежит определению в соответствии с каталогом координат, указанным в заключении экспертов ООО "ПИП "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ" от 30.09.2016.
Кроме того, в целях установления смежной границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:0060127:5 и 50:31:0060127:9, в ГКН подлежат внесению сведения о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:9 в части исключения из земель лесного фонда (выделы 19, 34 и 25 квартала 87 Молодинского лесничества Чеховского района Московской области) участка площадью 6.512 кв.м в границах пересечения с земельным участком с кадастровым номером 50:31:0060127:5 по координатам, установленным в заключении экспертов ООО "ПИП "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ" от 30.09.2016.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2017 года по делу N А41-12124/16 оставить без изменения, кассационные жалобы ТУ Росимущества в Московской области и Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре).
...
Частью 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
...
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре, согласование местоположения границ земельного участка проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2017 г. N Ф05-8392/17 по делу N А41-12124/2016