г. Москва |
|
17 июля 2017 г. |
Дело N А40-243202/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Денисовой Н.Д., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца: Пантелеев Е.А., дов. от 31.10.2016
от ответчика: Правительство Москвы - Садовская Ю.С., дов. от 15.12.2016 N 4-14-1596/6, Корчемагина Е.Н., дов. от 28.07.2016 N 4-14-727/16, Госинспекция по недвижимости - Садовская Ю.С., дов. от 21.10.2014 N 6-06-26391
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРЭС-С"
на решение от 09 февраля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
и постановление от 15 мая 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
вынесенное судьями Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,
по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИРЭС-С" (Москва, ОГРН 1027700349742)
к Правительству Москвы (Москва, ОГРН 1027739813507); Префектура Западного административного округа (Москва, ОГРН 1027700594206); Госинспекция по недвижимости (Москва, ОГРН 5067746661351); Государственное бюджетное учреждение города Москвы Автомобильные дороги ЗАО (Москва, ОГРН 1117746772406)
о признании незаконными действий, выраженных в организации и осуществлении сноса здания
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИРЭС-С" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Правительства Москвы, Префектуры ЗАО г. Москвы (далее - Префектура), Госинспекции по недвижимости, ГБУ города Москвы Автомобильные дороги ЗАО, выраженные в организации и осуществлении 05.12.2016 сноса здания площадью 101,1 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. 26 Бакинских комиссаров, д. 3А.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2017 в удовлетворении заявленных ООО "ИРЭС-С" требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "ИРЭС-С" подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Правительства Москвы, Префектуры ЗАО г. Москвы, Госинспекции по недвижимости г. Москвы против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Западного административного округа", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, представителя не направило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.12.2016 было снесено здание площадью 101,1 кв. м. по адресу: г. Москва, ул. 26 Бакинских комиссаров, д. 3А, принадлежащее ООО "ИРЭС-С".
Не согласившись с действиями Правительства Москвы, Префектуры, Госинспекции по недвижимости, ГБУ города Москвы Автомобильные дороги ЗАО по сносу здания, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об обжаловании действий по сносу здания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно сослались на положения ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указав, что обжалуемые заявителем действия ответчиков соответствуют закону и не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 части первой ГК РФ и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" статья 222 ГК РФ дополнена частью 4, которая предусматривает право органов местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с п. 2, 13 ст. 11, п. 1 ст. 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, осуществляет управление в области земельных отношений, а также разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
В целях реализации положений статьи 222 ГК РФ и обеспечения реализации мероприятий по сносу зданий, сооружений и других строений, являющихся самовольными постройками, Правительством Москвы 08.12.2015 было принято постановление N 829-ПП "О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы" (далее - Постановление).
Данным постановлением Правительства Москвы утверждено Положение об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (приложение 1 к Постановлению).
В соответствии с пунктом 2.3.5 Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденным постановлением Правительства города Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" префектура обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также размещение сообщений о планируемом сносе самовольных построек на информационных щитах в границах земельных участков, на которых созданы (возведены) самовольные постройки.
Действия префектуры административного округа Москвы также регламентированы пунктом 6 Постановления Правительства Москвы N 829-ПП. Пункт 4 Положения об организации работы по сносу самовольных построек предусматривает, что решение о сносе самовольной постройки принимается Правительством Москвы путем принятия правового акта, предусматривающего включение самовольной постройки в перечень.
Приложением 2 к Постановлению N 829-ПП утвержден Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу.
Согласно пункту 243 Положения 2 к Постановлению N 829-ПП объект недвижимости, расположенный по адресу: город Москва, ул. 26 Бакинских комиссаров, д.3А включен в указанный Перечень.
При этом из материалов дела следует, что Госинспекция по недвижимости проинформировала общество о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 222 ГК РФ и Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП Правительством Москвы принято решение о сносе самовольной постройки, расположенной по адресу: Москва, ул. 26 Бакинских комиссаров, д.3А; предложено осуществить снос самовольной постройки в срок до 03.11.2016; в случае неисполнения решения о сносе самовольной постройки в установленный срок, снос указанной самовольной постройки будет осуществлен префектурой административного округа.
Таким образом, суды правомерно установили, что действия по сносу здания, оспариваемые в настоящем деле, совершены во исполнение требований постановления Правительства Москвы от 08 декабря 2015 года N 829-ПП в рамках предоставленных Госинспекции по недвижимости, Префектуре ЗАО г. Москвы и Правительству Москвы полномочий и соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
Приведенные заявителем обстоятельства в обоснование заявленных требований подлежали оценке судами в совокупности с другими доказательствами при разрешении спора о признании постройки самовольной и ее сносе или о признании права собственности на самовольную постройку в соответствии со ст. 222 ГК РФ.
Судами верно указано, что вопрос о признании объекта самовольной постройкой в рамках настоящего спора не может рассматриваться с учетом предмета заявленных требований.
Выводы судов основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 февраля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2017 года по делу N А40-243202/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Н.Д. Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 243 Положения 2 к Постановлению N 829-ПП объект недвижимости, расположенный по адресу: город Москва, ул. 26 Бакинских комиссаров, д.3А включен в указанный Перечень.
При этом из материалов дела следует, что Госинспекция по недвижимости проинформировала общество о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 222 ГК РФ и Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП Правительством Москвы принято решение о сносе самовольной постройки, расположенной по адресу: Москва, ул. 26 Бакинских комиссаров, д.3А; предложено осуществить снос самовольной постройки в срок до 03.11.2016; в случае неисполнения решения о сносе самовольной постройки в установленный срок, снос указанной самовольной постройки будет осуществлен префектурой административного округа.
Таким образом, суды правомерно установили, что действия по сносу здания, оспариваемые в настоящем деле, совершены во исполнение требований постановления Правительства Москвы от 08 декабря 2015 года N 829-ПП в рамках предоставленных Госинспекции по недвижимости, Префектуре ЗАО г. Москвы и Правительству Москвы полномочий и соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
Приведенные заявителем обстоятельства в обоснование заявленных требований подлежали оценке судами в совокупности с другими доказательствами при разрешении спора о признании постройки самовольной и ее сносе или о признании права собственности на самовольную постройку в соответствии со ст. 222 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2017 г. N Ф05-9616/17 по делу N А40-243202/2016