г. Москва |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А41-63933/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2017.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Денисовой Н.Д., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от Федерального агентства научных организаций - Полевец А.Г. доверен. от 21.10.2016
от Федерального государственного унитарного предприятия им. К.А. Мерецкова - Мелякин А.И. доверен. от 11.01.2017
рассмотрев кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций на постановление от 30.03.2017 Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е., по делу N А41-63933/16 по иску Федерального агентства научных организаций к Федеральному государственному унитарному предприятию им. К.А. Мерецкова о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство научных организаций обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию им. К.А. Мерецкова о взыскании задолженности по перечислению части прибыли в сумме 2 997 529,91 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2016 по делу N А41-63933/16 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2016 по делу N А41-63933/16 изменено. Взыскана с федерального государственного унитарного предприятия им. К.А. Мерецкова в доход федерального бюджета задолженность по перечислению части прибыли в сумме 1 479 660 рублей 65 копеек. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым апелляционной инстанцией судебным актом, истец обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 по делу N А41-63933/16 отменить, решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2016 по делу N А41-63933/16 оставить без изменения.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не учел не оспаривание предприятием суммы прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, выраженное в письме (ответе на претензию) от 20.07.2016 N 87, размер задолженности подтвержден актом сверки взаимных расчетов, ответчиком не оспаривался, поэтому постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 по делу N А41-63933/16 отменить, решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2016 по делу N А41-63933/16 оставить без изменения.
Ответчик доводы кассационной жалобы отклонил, просил постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, а именно:
Из материалов дела следует и установлено судом, ФГУП им.К.А. Мерецкова является предприятием, подведомственным ФАНО России.
Согласно приказу ФАНО России от 29.04.2016 N 211 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году" ФГУП им. К.А. Мерецкова было обязано в срок до 15.06.2016 перечислить в федеральный бюджет не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия.
Из представленного в материалы дела отчета о финансовых результатах ФГУП им. К.А. Мерецкова за 12 месяцев 2015 года и справки о величине чистой прибыли, полученной предприятием в 2015 году, подписанной директором и главным бухгалтером ответчика, следует, что чистая прибыль предприятия составила 11 990 119 рублей 62 копейки.
Поскольку 25% прибыли не было перечислено в федеральный бюджет, истец 07.07.2016 направил в адрес ответчика претензию N 007-18.1.2-11/СК-4 с требованием об уплате задолженности в размере 2 997 529 рублей 91 копейка.
20.07.2016 ответчик направил в адрес истца письмо N 87, в котором сообщил об отсутствии финансовой возможности оплаты задолженности.
Вместе с тем, требование по перечислению прибыли было исполнено ответчиком частично в размере 165 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 22.09.2016 N 217.
Поскольку прибыль была перечислена не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как установлено статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) предусмотрено право собственника имущества государственного или муниципального предприятия на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 6, 8 Правил Часть прибыли предприятий, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, за исключением предприятий, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 1060-р, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, предприятий, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 1060-р, определяется федеральным органом исполнительной власти не позднее 10 июня на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. При этом часть прибыли таких предприятий, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятий, утвержденных в составе программы деятельности предприятий на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий финансовый год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом предприятия, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8 Правил).
При этом, аналогичные нормы закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", согласно подпункту "н" пункта 1 которого федеральные органы исполнительной власти осуществляют в отношении подведомственных предприятий принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за календарный год, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Согласно приказу ФАНО от 29.04.2016 N 211 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году" ФГУП им. К.А. Мерецкова было обязано в срок до 15 июня 2016 года перечислить в федеральный бюджет не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия.
Согласно отчету о финансовых результатах ФГУП им.К.А. Мерецкова за 12 месяцев 2015 года и справки о величине чистой прибыли, полученной предприятием в 2015 году, подписанной директором и главным бухгалтером ответчика, представленным в материалы дела, чистая прибыль предприятия составила 11 990 119 рублей 62 копейки.
Из отчета о финансовых результатах ФГУП им.К.А. Мерецкова за 12 месяцев 2015 года следует, что предприятием были получены прочие доходы в размере 5 411 тысяч рублей.
При этом, согласно отчету о движении денежных средств за 12 месяцев 2015 года предприятием получены прочие поступления - 5 411 тысяч рублей, из которых бюджетные субсидии - 5 411 тысяч рублей.
Согласно пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (тыс. рублей) за 2015 год следует, что за 2015 год всего получено бюджетных средств - 5 411 тысяч рублей, из них из федерального бюджета - 1 374 тысяч рублей, из бюджета субъекта Российской Федерации - 4 038 тысяч рублей.
Факт получения бюджетных средств подтверждается представленными ответчиком в материалы дела платежными поручениями (л.д. 98 - 108).
Предоставление субсидий (бюджетных средств) сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации - это поддержка государства в области развития сельского хозяйства, что предусмотрено в качестве одного из основных принципов государственной аграрной политики в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также исходя из положения статей 41, пункта 1 статьи 248, статей 250 и 251 НК РФ, статьи 38 БК РФ, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что предоставленные предприятию из федерального и регионального бюджетов субсидии для целей поддержки сельскохозяйственных производителей могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества предприятия, представителем которого в настоящее время является истец.
Таким образом, поскольку денежные средства в виде субсидий получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение, то направление части полученных субсидий на уплату собственнику в виде соответствующих процентов приведет к недостижению цели изначального их выделения, что противоречит установленному статьей 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетного финансирования.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что для определения суммы денежных средств, с которых 25% подлежат уплате в бюджет, необходимо от чистой прибыли, полученной предприятием в 2015 году (11 990 119, 62 рублей), вычесть все полученные предприятием субсидии в 2015 году (5 411 477 рублей).
Таким образом, сумма подлежащая перечислению в бюджет за вычетом произведенной предприятием оплаты составила согласно расчету суда апелляционной инстанции 1 479 660,66 рублей.
На необходимость расходования средств субсидии в соответствии с целями их предоставления и недопустимость их перераспределения в пользу собственника имущества предприятия, а также исключение субсидий при определении размера прибыли федеральных государственных унитарных предприятий с целью перечисления в доход федерального бюджета, указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 304-ЭС16-12172.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемым судебным актом, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 по делу N А41-63933/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.