г. Москва |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А40-122650/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Филиной Е.Ю.,
судей Стрельникова А.И., Хвостовой Н.О.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчиков:
от ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации: Орлова М.Д., доверенность N 10 от 09.01.2017,
от Министерства обороны Российской Федерации: Кривошеина М.А., доверенность N 212/2/488 от 23.03.2017,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев 11 июля 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы
ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 14 февраля 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Анциферовой О.В.,
на постановление от 14 апреля 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповой Г.Н., Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
по иску ООО "Управляющая компания "Лидер"
к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
третье лицо: АО "Славянка",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и в порядке субсидиарной ответственности к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчики) о взыскании задолженности в размере 743 560 руб. 96 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Славянка".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2017 года исковые требования ООО "Управляющая компания "Лидер" удовлетворены, с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", а при недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО "Управляющая компания "Лидер" взыскана задолженность в размере 743 560 руб. 96 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2017 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации области поданы кассационные жалобы на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года. ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Министерство обороны Российской Федерации просит отменить судебные акты суда первой и апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В обоснование кассационных жалоб ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации ссылаются на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывают, что выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил оспариваемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил оспариваемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте: http://kad.arbitr.ru.
Истец и третье лицо своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. От истца поступил отзыв на кассационные жалобы, который приобщен судом в отсутствие возражений со стороны ответчиков.
Обсудив заявленные доводы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Судами установлено, что в соответствии с решениями собственников помещений многоквартирных домов, ООО "УК "Лидер" избрано управляющей организацией в отношении следующих многоквартирных домов: дома N 2 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, на основании решения собрания от 24.06.2010 года N 1; дома N 4 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, на основании решения собрания от 22.06.2010 года N 1; дома N 6 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, на основании протокола собрания от 25.04.2010 года N 1; дома N 7 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, на основании решения собрания от 22.06.2010 года N 1; дома N 9 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, на основании решения собрания от 22.06.2010 года N 1; дома N 11 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, на основании решения собрания от 22.06.2010 года N 1; дома N 12 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, на основании решения собрания от 29.12.2009 года N 1; дома N 5а по ул. Литейная, город Приозерск, Ленинградской области, на основании протокола собрания от 28.12.2009 года N 1; дома N 7 по ул. Литейная, город Приозерск, Ленинградской области, на основании протокола собрания от 03.01.2010 года; N 1 дома N 9 по ул. Литейная, г. Приозерск, Ленинградской области, на основании решения собрания от 24.06.2010 года N 1.
Согласно государственному контракту N 190210/15 от 19.02.2010 года, заключенному между ООО "Тепло-Сервис" (продавцом) и Минобороны России (покупателем), покупателю переданы в собственность следующие квартиры в упомянутых многоквартирных домах: в доме N 2 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, квартиры NN 1, 3 (с учетом уточнения номера квартиры), 4, 5, 6, 8, 9; в доме N 4 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, квартиры NN 1, 2, 3, 5, 9; в доме N 6 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, квартиры NN 3, 4, 5, 6, 7, 9; в доме N 7 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, квартиры NN 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10; в доме N 9 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, квартиры NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; в доме N 11 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, квартиры NN 3, 5, 7; в доме N 12 по ул. Героя Богданова, г. Приозерск, Ленинградской области, квартира N 9; в доме N 5а по ул. Литейная, г. Приозерск, Ленинградской области, квартиры NN 3, 4, 6, 7; в доме N 7 по ул. Литейная, г. Приозерск, Ленинградской области, квартиры NN 1, 2, 4, 13; в доме N 9 по ул. Литейная, г. Приозерск, Ленинградской области, квартиры NN 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2011 года N 1057 вышеуказанные квартиры были переданы в оперативное управление ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России.
Как установлено судами, согласно представленным выпискам из ЕГРП, в реестр были внесены записи о праве собственности Российской Федерации на вышеупомянутые квартиры (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также о регистрации права оперативного управления на квартиры в отношении ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, во исполнение принятых на себя обязательств, ООО "УК "Лидер" заключены договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, в том числе, договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 106 от 11.01.2010 года с ОАО "Водоканал", договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде с ОАО "Тепловые сети" N 11 от 11.01.2010 года, а также договор на оказание охранных услуг N 21 от 01.03.2010 года с ООО "Пленемир".
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из норм статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с нормами статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (статья 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суды пришли к выводу о том, что исходя из договоров на оказание коммунальных и охранных услуг, истец фактически приступил к управлению многоквартирным домом, и осуществлял управление на протяжении спорного периода, в связи с чем у ответчиков возникли обязательства по внесению управляющей организация ООО "УК "Лидер" платы за содержание помещений, а также за коммунальные услуги.
Как установлено судами, факт поставки коммунальных ресурсов, а также оказания услуг и их приемки управляющей организацией от поставщиков, подтверждается представленными актами, счетами; размер платы за указанные услуги произведен на основании согласованных в договоре величин, а в части коммунальных услуг и содержания и ремонта фонда, на основании соответствующих правовых актов органов муниципального образования "Приозерский муниципальный район", устанавливающих тарифы.
Судами установлено, что за период с 01.01.2015 года по 30.04.2015 года, ни собственником имущества - Министерством обороны Российской Федерации, ни лицом, которому имущество передано на праве оперативного управления - ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, обязательства по внесению платы за содержание и ремонт помещений, оплате коммунальных и охранных услуг, исполнены не были, в результате чего образовалась задолженность в размере 743 560 руб. 96 коп.; при этом, расчетные (первичные) документы для оплаты услуг, были направлены в адрес Минобороны России, в том числе, в адрес департаментов имущественных отношений, эксплуатационного содержания воинских частей, сопроводительными письмами.
Суды пришли к выводам о том, что ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, как фактический владелец имущества (квартир), обязан нести расходы по содержанию общего имущества и оплате коммунальных услуг, в соответствии с занимаемой площадью помещений; иной расчет суммы задолженности не представлен ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России.
Доказательства о передаче спорных квартир по договорам социального найма в спорный период по заявленному перечню квартир, ответчиками не представлены.
Судами принято во внимание наличие у ФГКУ "Специальное ТУИО" задолженности, возникшей в связи с неоплатой оказанных жилищно-коммунальных услуг, отсутствие доказательств погашения долга, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявленные требования в части взыскания задолженности являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно части 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно подпункту 71 пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
В соответствии с подпунктом 9.10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Таким образом, при взыскании с должника ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации задолженности при недостаточности у него денежных средств на погашение этой задолженности, субсидиарную ответственность по его долгам будет нести собственник имущества - Российская Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы ответчиков об отсутствии у них обязанности по оплате услуг по охране, обоснованно отклонены судами, поскольку, как установлено судами, услуги оказаны, доказательства несения расходов представлены, основаны на решении собственников от 24.06.2010 года N 1.
Доводы кассационных жалоб в отношении представленных договоров с ресурсоснабжающими организациями, срок действия которых истек и которые, по мнению заявителей, не подтверждают факт оказания услуг, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационных жалоб по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года по делу N А40-122650/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 3 000 рублей.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.