город Москва |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А41-34235/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
от истцов: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А., доверенность от 22.12.2016; от ТУ Росимущества в Московской области: Переплетова К.Ю., доверенность от 12.05.2017;
от ответчика: Шкурихин В.В., доверенность от 15.06.2017;
от третьих лиц: от ООО "Студия ремесел Серебряный павлин": Кутейников Д.П., доверенность от 10.07.2017; от ООО "НБА-Северо-Запад": Шкурихин В.В., доверенность от 15.06.2017; от Федерального агентства лесного хозяйства, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ООО "Петрол Ресурс", Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области, ЗАО "Трансмаркет": представители не явились, извещены;
рассмотрев 11 июля 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы
истцов - Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 18 ноября 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление от 27 марта 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-34235/15
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области
об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения
к ООО "ТД "Геин Ойл",
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ООО "Петрол Ресурс", ООО "Студия ремесел Серебряный павлин", Администрация Красногорского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области, ЗАО "Трансмаркет", ООО "НБА-Северо-Запад",
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) и ТУ Росимущества в Московской области (далее - управление) обратились с иском к ООО "ТД "Геин Ойл" (далее - общество):
- об истребовании из чужого незаконного владения ООО "ТД "Геин Ойл" части земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4, площадью 527 кв.м, расположенной в квартале 22 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества в координатах, указанных в исковом заявлении;
- об истребовании из незаконного владения ООО "ТД "Геин Ойл" части земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4, площадью 3 кв.м, имеющего пересечение с границами земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 50:11:0000000:155764, расположенного в квартале 22 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества в координатах, указанных в исковом заявлении;
- об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4, площадью 727 кв.м, в результате исключения земель лесного фонда в координатах, указанных в исковом заявлении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ООО "Петрол Ресурс", ООО "Студия ремесел Серебряный павлин", Администрация Красногорского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области, ЗАО "Трансмаркет", ООО "НБА-Северо-Запад".
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица - Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ООО "Петрол Ресурс", Администрация Красногорского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области, ЗАО "Трансмаркет", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истцов поддержали доводы кассационных жалоб.
Представители ответчика и третьих лиц - ООО "Студия ремесел Серебряный павлин", ООО "НБА-Северо-Запад" возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 23.08.1996 между Администрацией Красногорского района Московской области (арендодатель) и ЗАО "Трансмаркет" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, площадью 0,06 га, в районе развязки "Ильинское шоссе - автомагистраль Балтия" (согласно плана) для строительства и эксплуатации заправочной станции.
26.05.1999 зарегистрировано право собственности ЗАО "Трансмаркет" на сооружение: навес АЗС, общей площадью 330,8 кв.м, инвентаризационный N дома 4554, лит. Г1, объект 2, расположенное на арендованном участке.
30.10.2002 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Красногорского района Московской области утвержден акт установления и согласования границ ЗАО "Трансмаркет".
Постановлением Главы Красногорского района Московской области от 15.12.2002 N 1636/12 утверждены границы земельного участка ЗАО "Трансмаркет", площадью 0,125 га, по фактическому пользованию под АЗС N 2 по ул. Ильинский тупик в г. Красногорске Московской области в соответствии с чертежом границ.
30.01.2003 участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0010401:0004.
Постановлением Главы Красногорского района Московской области от 28.04.2003 N 620/4 ЗАО "Трансмаркет" предоставлен в собственность за плату земельный участок под сооружениями и зданиями, ранее находящийся в аренде, площадью 1.250 кв.м, расположенный в г. Красногорске, Ильинский тупик, под АЗС N 2, категория земель - земли поселений.
07.07.2003 по договору купли-продажи земельного участка ЗАО "Трансмаркет" приобрело у Муниципального образования "Красногорский район" земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:0004 в границах плана (чертежа), прилагаемого к договору, площадью 1.250 кв.м.
14.07.2003 зарегистрировано право собственности ЗАО "Трансмаркет" на земельный участок под АЗС N 2, общей площадью 1.250 кв.м, с кадастровым номером 50:11:0010401:0004.
23.07.2003 ЗАО "Трансмаркет" на основании договора N 2307/03 купли-продажи и на основании договора купли-продажи земельного участка продало ООО "ЮРАЛС петролеум" комплекс АЗС и земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:0004, на котором расположен комплекс.
Суды установили, что на момент обращения с иском земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:4, площадью 1.250 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Красногорск, Ильинский тупик, категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: под АЗС N 2 и расположенная на нем АЗС (в составе основного строения, навеса, резервуара) принадлежат на праве собственности ООО "Торговый дом "Гейн Ойл" на основании договора продажи комплекса автозаправочной станции (недвижимого имущества) от 19.09.2006 N ТДГО-1809/07 и дополнительного соглашения N 1 к данному договору.
Указанный земельный участок предоставлен в аренду ООО "Петрол Ресурс" на основании договора аренды от 22.10.2012 N 22/10-12.
Посчитав, что спорный земельный участок частично располагается на землях лесного фонда (квартал 22 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества), истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
В качестве документов, подтверждающих месторасположение границ лесного фонда, комитетом представлены: выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах N 113-08-2015-07, планшет лесоустройства 1999 - 2000 гг., таксационное описание Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза по состоянию на 01.01.2001.
Судами также установлено, что смежным земельным участком по отношению к участку 50:11:0010401:4 является участок с кадастровым номером 50:11:0000000:155764, площадью 83.324 +/- 5.052 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, местоположение: Московская область, Красногорский муниципальный район, Истринское лесничество, Опалиховское участковое лесничество, квартал 22, выделы 1, ч. 2 - ч. 6, разрешенное использование: заготовка древесины (включая СОМ), заготовка и сбор недревесных лесных продуктов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научно-исследовательской деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:155764 предоставлен в аренду ООО "Студия ремесел Серебряный павлин".
Определением Арбитражного суда Московской области от 23.06.2016 по настоящему делу назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Проектно-Изыскательное Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ".
Арбитражным судом перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1) Определить, налагаются ли границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4 на земли лесного фонда;
2) В случае положительного ответа на вопрос N 1, указать площадь и границы наложения (в том числе графически);
3) Определить, налагаются ли границы земельного участка под объектами недвижимости:
- основное строение АЗС, общей площадью 112,3 кв.м, инвентаризационный N 090:029-4554/АЗС, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, Ильинский тупик;
- сооружение, резервуар АЗС, общей площадью 66,6 кв.м, инвентаризационный N 090:029-4554/резервуар, лит. Г, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, Ильинский тупик;
- сооружение, навес АЗС, общей площадью 330,8 кв.м, инвентаризационный N 090:029-4554/навес, лит. Г1, адрес объекта: Московская область, г. Красногорск, Ильинский тупик, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010401:4, на земли лесного фонда. В случае положительного ответа указать площадь и границы наложения (в том числе графически);
4) В случае положительного ответа на вопрос N 1, определить площадь и границы земельного участка 50:11:0010401:4 после исключения из его границ территории земельного участка, определенной при ответе на вопрос N 2;
5) Определить границы земельного участка (в том числе графически), который фактически используется для эксплуатации АЗС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010401:4;
6) Определить, используется ли земельный участок (часть земельного участка) с кадастровым номером 50:11:0000000:155764 для въезда и (или) выезда транспортных средств на территорию земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4 и (или) территорию земельного участка, фактически используемого для эксплуатации АЗС, границы которого определены при ответе на вопрос N 5.
Согласно экспертному заключению эксперты пришли к следующим выводам.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:4 по сведениям ГКН частично входит в состав земель лесного фонд, а именно в состав 22 квартала Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза, границы которого восстановлены по планшету N 4 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами масштаба 1:10.000 (лесоустройство 1999 - 2000 гг.).
Площадь наложения составляет 527 кв.м, координаты наложения приведены на странице 35 экспертного заключения.
По сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:4 не входит в состав земель лесного фонда, а именно, в границы земельного участка категории лесного фонда 50:11:0000000:155764.
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4 по фактическому пользованию (в границах ограждения) частично входят в состав земель лесного фонда, а именно в границы участка 50:11:0000000:155764, установленные по сведениям ГКН (площадь наложения составляет 3 кв.м).
Границы земельного участка под объектами недвижимости: основное строение АЗС, общая площадь 112,3 кв.м, инвентаризационный N 090:029-4554/АЗС, лит. А, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, Ильинский тупик; сооружение, резервуар АЗС, общая площадь 66,6 кв.м, инвентаризационный N 090:029-4554/резервуар, лит. Г, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Красногорск, Ильинский тупик; сооружение, навес АЗС, общая площадь 330,8 кв.м, инвентаризационный N 090:029-4554/навес, лит. Г1, адрес объекта: Московская область, г. Красногорск, Ильинский тупик, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010401:4, на земли лесного фонда.
При сопоставлении границ земельного участка лесного фонда Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза, которые восстановлены по планшету N 4 масштаба 1:10.000 (лесоустройство 1999 - 2000 гг.), и границ земельных участков под объектами недвижимости по фактическому пользованию экспертами установлено наложение границ участков (наложение составляет 5,9 кв.м, 66,6 кв.м, 248,3 кв.м).
Площадь части земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4, границы которого установлены по сведениям ГКН и не накладываются на границы лесного фонда квартала 22 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза, границы которого восстановлены по планшету N 4 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами масштаба 1:10.000 (лесоустройство 1999 - 2000 гг.) составляет 727 кв.м.
Координаты участка 50:11:0010401:4 после исключения из его границ территории земельного участка лесного квартала 22 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза, границы которого восстановлены по планшету N 4 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами масштаба 1:10.000 (лесоустройство 1999 - 2000 гг.), приведены на странице 40 экспертного заключения.
Площадь земельного участка 50:11:0010401:4 по фактическому пользованию составляет 1.209 кв.м.
Часть асфальтированной дороги, по которой осуществляется въезд и/или выезд транспортных средств на территорию участка 50:11:0010401:4 или на территорию, фактически занимаемую для эксплуатации АЗС, осуществляется по асфальтированной дороге, расположенной в границах участка 50:11:0000000:155764.
Также в исследовательской части заключения указано, что согласно материалам экспертизы, координаты характерных точек границ кварталов и выделов Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза на планшете N 4 не указаны.
Установить местоположение фактической границы земель лесного фонда в границах исследования не представляется возможным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьями 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не лишением владения.
Согласно пункту 36 Постановления N 10/22, в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В соответствии с положениями статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Для имущественных отношений в силу требований статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации сохраняется приоритет: за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр, основаны на материалах лесоустройства.
В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 2 - 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 "О правилах проведения лесоустройства", лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков: проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.2 Вводного закона установлено, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела и установлено судами, лесной участок, являющийся смежным по отношению к участку 50:11:0010401:4, поставлен на кадастровый учет, и имеет кадастровый номер 50:11:0000000:155764.
С учетом постановки на кадастровый учет лесного участка следует руководствоваться уточненными границами участка, внесенными в государственный кадастр недвижимости, а не границами, восстановленными по планшету N 4 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами масштаба 1:10.000 (лесоустройство 1999 - 2000 гг.).
Как следует из экспертного заключения, наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010401:4 и 50:11:0000000:155764 по сведениям ГКН не имеется.
Таким образом, спор о границах земельного участка 50:11:0010401:4 и участка лесного фонда, поставленного на кадастровый учет под номером 50:11:0000000:155764, отсутствует, поскольку факт наложения границ указанных участков материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах вывод судов об отказе в удовлетворении исковых требований об истребовании частей земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4 из чужого незаконного владения ООО "Торговый дом "Геин Ойл" является правомерным.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судами установлено, что граница земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4 утверждена постановлением Главы Красногорского района Московской области от 15.12.2002 N 1636/12.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:4 поставлен на кадастровый учет 30.01.2003.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
С учетом изложенного, у истцов как органов, уполномоченных управлять и распоряжаться участками лесного фонда, имелась фактическая и юридическая возможность установить, в случае его наличия, факт формирования участка на землях лесного фонда.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что истцами пропущен срок исковой давности для обращения с настоящим иском.
Согласно экспертному заключению, границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4 по фактическому пользованию (в границах ограждения) частично входят в состав земель лесного фонда, а именно в границы участка 50:11:0000000:155764, установленные по сведениям ГКН, площадь наложения составляет 3 кв.м.
Поскольку границы земельных участков с номерами 50:11:0010401:4 и 50:11:0000000:155764 определены, спор по границам разрешен, комитет и управление не лишены права обратиться к ООО "Торговый дом "Геин Ойл" с заявлением об освобождении самовольно занятого участка, площадью 3 кв.м, с целью восстановления своих прав.
Доводы истцов о том, что ими доказан факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4 с границами земель лесного фонда квартала 22 Опалиховского участкового лесничества обоснованно отклонены судами, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела, в частности результатам проведенной по делу землеустроительной экспертизы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, граница земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:4 утверждена постановлением Главы Красногорского района Московской области от 15.12.2002 N 1636/12.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:4 поставлен на кадастровый учет 30.01.2003.
В силу части 8 статьи 4 Закона о кадастре, кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
Суды правомерно сослались на то, что у истцов как органов, уполномоченных управлять и распоряжаться участками лесного фонда, имелась фактическая и юридическая возможность установить, в случае его наличия, факт формирования участка на землях лесного фонда.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 ноября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2017 года по делу N А41-34235/15 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
...
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
...
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
...
В силу части 8 статьи 4 Закона о кадастре, кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. N Ф05-9095/17 по делу N А41-34235/2015
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9095/17
27.03.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18777/16
18.11.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-34235/15
16.03.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-919/16