город Москва |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А40-153187/17-21-862 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Восток Эко Транс": Морозовой С.В. (дов. N 3 от 03.04.2017 г.), Чумичевой Р.И. (дов. от 02.08.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Бондаренко Г.Е. (дов. N 33-Д-1301/17 от 27.12.2017 г.);
от третьего лица ГБУ "Автомобильные дороги": Чумичевой Р.И. (дов. N 18 от 09.01.2018 г.);
рассмотрев 08 августа 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Суминой О.С., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-153187/17-21-862
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток Эко Транс" (107553, г. Москва, ул. 1-я Пугачевская, д. 31 А)
к Департаменту городского имущества города Москвы (125993, г. Москва, 1-ый Красногвардейский проезд, д. 21, стр. 1)
об оспаривании распоряжения,
третье лицо: государственное бюджетное учреждение города Москвы "Автомобильные дороги",
УСТАНОВИЛ: 19 августа 2008 г. между Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) и открытым акционерным обществом "Восток Эко Транс" (далее - ОАО "Восток Эко Транс", общество, заявитель) был заключен договор аренды земельного участка N М-03-08563 с адресным ориентиром: Москва, 1-я Пугачевская улица, вл. 31А, предметом договора является земельный участок (кадастровый номер 77:03:0003020:38), площадью 11 248 кв.м из состава земель населенных пунктов, целевое использование земельного участка - аренда для эксплуатации административно-складских строений и стоянки уборочной техники.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 21 июля 2014 г. N 10854 "О закреплении за государственными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления акций хозяйственных обществ с участием г. Москвы в уставном капитале" 100% пакет акций ОАО "Восток Эко Транс", принадлежащий на праве собственности г. Москве, закреплен на праве оперативного управления за ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги", которое принято в целях сохранения и использования имущественного комплекса.
Между ОАО "Восток Эко Транс" и государственным бюджетным учреждением города Москвы "Автомобильные дороги" (далее - ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги") с 2014 года по настоящее время заключаются договоры на аренду недвижимого имущества.
По договору аренды недвижимого имущества N 10/16 от 13 сентября 2016 г., заключенного между заявителем и ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги", арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (аренду) нежилые помещения, находящиеся по адресу: Москва, ул. 1-я Пугачевская, владение 31 А, общей площадью 1 956, 6 кв.м. Целевое использование земельного участка - для эксплуатации административно-складских строений и стоянки уборочной техники ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги".
ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" является единственным арендатором.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 13 марта 2015 г. N 3260 установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003020:38 - деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7; склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); обслуживание автомобильного транспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5).
В адрес заявителя от Департамента городского имущества города Москвы поступило претензионное письмо от 15 ноября 2016 г. N 33-6-72691/16-(0)-1 о задолженности по арендной плате, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с распоряжением от 13 марта 2015 г. N 3260 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003020:38".
Считая свои права нарушенными, ОАО "Восток Эко Транс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании недействительным распоряжения от 13 марта 2015 г. N 3260 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0002010:45".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 г. решение суда первой инстанции отменено, заявленные требований удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, также указано на пропуск процессуального срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на подачу заявления в арбитражный суд.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Восток Эко Транс" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву на кассационную жалобу приложены дополнительные доказательства, которые подлежат возврату заявителю, поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда кассационной инстанции собирать и исследовать доказательства.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ОАО "Восток Эко Транс" и ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка, прежде всего определяется назначением (разрешенным использованием) объектов, расположенных на данном участке.
Положениями пунктов 3, 3.1, 5.1 Постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в г. Москве" предусмотрено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка должно соответствовать фактическому использованию такого земельного участка, определенного на основании сведений о функциональном назначении зданий, расположенных на таком земельном участке.
Согласно пунктам 2, 2.1 статьи 8 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду, безвозмездное пользование устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом.
Фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка, договоре безвозмездного пользования.
В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка (пункт 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку у Департамента отсутствовали правовые основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003020:38 предоставлен в аренду для эксплуатации административно-складских строений и стоянки уборочной техники ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги".
Из акта проверки, проведенной Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, от 20 марта 2017 г. N 9030545 следует, что на земельном участке размещена уборочная и дорожная техника ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги", 2 металлических навеса, 2 некапитальных строения, используемых под контрольно-пропускной пункт и склад. Сторонних пользователей на земельном участке не выявлено. Строительные работы на участке не велись.
Оценив представленные Департаментом фотоматериалы, суд апелляционной инстанции указал, что они не являются доказательством факта ненадлежащего использования спорного земельного участка, поскольку не представляется возможным определить фактическое использование земельного участка огороженного забором.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что измененный Департаментом вид разрешенного использования земельного участка не соответствует основным видам разрешенного использования, целевому назначению участка для эксплуатации административно-складских строений и стоянки уборочной техники ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" и виду деятельности землепользователя.
Отклоняя довод Департамента городского имущества города Москвы о пропуске срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на обращение в арбитражный суд, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия доказательств в подтверждение факта направления оспариваемого распоряжения в адрес заявителя, а также опубликования данного распоряжения в официальном порядке.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2018 г. по делу N А40-153187/17-21-862 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.