г. Москва |
|
20 июля 2017 г. |
Дело N А41-81959/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - ТУ Росимущества в Московской области: Тимашова К.А. по дов. N 679-Д от 10.11.2016
от ответчика (заинтересованного лица) - Управления Росреестра по Московской области: не явка
от третьего лица - ПАО "Газпром": Казакова Н.П. по дов. N 857 от 05.12.2015
от третьего лица - ООО "Газпром Трансгаз Москва": Казакова Н.П. по дов. N 772 от 26.10.2016
от третьего лица - Администрации городского округа Шаховская Московской области: не явка,
рассмотрев 13 июля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на постановление от 25.04.2017
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Хомяковым Э.Г.,
в деле по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества в Московской области)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по Московской области),
третьи лица: публичное акционерное общество "Газпром", общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва", Администрация городского округа Шаховская Московской области,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок, об обязании произвести регистрацию,
УСТАНОВИЛ: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, Управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ Управления от 07.11.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-344 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0040310:32 площадью 321 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., Шаховский р-н, пгт. Шаховская;
- обязать Управление произвести регистрацию права федеральной собственности на данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва" (далее - ООО "Газпром Трансгаз Москва"), Администрация городского округа Шаховская Московской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены - суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области от 07.11.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-344 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0040310:32 площадью 321 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Шаховский р-н, пгт. Шаховская; обязал Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской федерации на указанный земельный участок.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление Росреестра по Московской области считает, что судом апелляционной инстанции не исследованы все фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ТУ Росимущества в Московской области, ПАО "Газпром" и ООО "Газпром Трансгаз Москва" возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить без изменения обжалуемый судебный акт, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представитель Управления Росреестра по Московской области (заявитель кассационной жалобы) и Администрации в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства указанные лица извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в собственности ООО "Газпром Трансгаз Москва" находятся объекты, принадлежащие ему как субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической связью.
Один из таких объектов - подъездная дорога к ГРС "Шаховская", протяженностью 163,8 м - расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:06:0040310:32 площадью 321 кв. м (свидетельство о регистрации от 13.04.2009), расположенном по адресу: Московская обл., Шаховский р-н, пгт. Шаховская, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: для иного использования - занимаемый подъездной площадкой к ГРС "Шаховская".
ТУ Росимущества в Московской области 22.09.2016 обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок с приложением необходимых документов.
Управление Росреестра по Московской области сообщением от 07.11.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-344 отказало ТУ Росимущества в Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0040310:32, сославшись на отсутствие оснований для отнесения этого земельного участка к землям федеральной собственности и на непредставление документов, подтверждающих возникновение данного права у Российской Федерации.
Полагая отказ в государственной регистрации права собственности незаконным, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущества в Московской области не были представлены в материалы дела и на регистрацию документы, подтверждающие право федеральной собственности на спорный земельный участок.
Между тем, суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Судом апелляционной инстанции, повторно рассматривающим дело, было установлено, что ООО "Газпром Трансгаз Москва" является собственником подъездной дороги ГРС "Шаховское" протяженностью 163,8 м, инвентарный номер 325:096-1004/2, лит. II, адрес: Московская область, Шаховский район, городское поселение Шаховская, пос. Шаховская, Рижское шоссе (свидетельство о государственной регистрации права от 13.04.2009 серии 50-НГ N 488593).
Согласно техническому паспорту на сооружение "Подъездная площадка ГРС", составленному по состоянию на 26.09.2008 данное сооружение имеет назначение "автотранспортное обслуживание", год ввода в эксплуатацию - 1984, материал - асфальтное покрытие по ПГС.
Из представленных в материалы дела кадастрового паспорта от 05.12.2005 на земельный участок с кадастровым номером 50:06:0040310:32, материалов землеустроительного дела следует, что данный земельный участок был сформирован и используется для размещения и эксплуатации подъездной дороги ГРС "Шаховская". Те же самые кадастровые сведения об указанном земельном участке, в том числе, вид его разрешенного использования (для иного использования - занимаемый подъездной дорогой к ГРС "Шаховская") подтверждается кадастровой выпиской от 15.03.3017 на этот участок.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 Закона о регистрации прав, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые, в свою очередь, должны соответствовать требованиям к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов", подъездная дорога к ГРС указана в разделе "Имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" под кодом ОКОФ 124526372 "дороги и подъезды к компрессорным станциям, газораспределительным станциям, газоизмерительным станциям, объектам телемеханики и технологической связи магистрального газопровода".
В Приказе Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" подъездная дорога к ГРС отнесена непосредственно к составу газораспределительной станции (п. 2 раздела III Газопроводы-отводы, газораспределительные станции (ГРС).
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участком относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что Управлению были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав и у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебного акта суда апелляционной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 по делу N А41-81959/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.