г. Москва |
|
28 июля 2017 г. |
Дело N А40-154872/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Дзюбы Д.И., Егоровой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - Ткачева Н.Е. доверенность от 12 января 2017 года N 3,
от заинтересованного лица: ФАС России - Савостина Е.В. доверенность от 16 января 2017 года N ИП/1387/17, Готовцева Н.А. доверенность от 25 января 2017 года N ИА/3875/17,
от третьих ли: АО "Барнаульская генерация" - Сопина Т.Н. доверенность от 01 сентября 2016 года N 25,
АО "Барнаульская ТЭЦ-3" - извещено, представитель не явился,
ОАО "Алтай-Кокс" - извещено, представитель не явился,
АО "Бийскэнерго" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 25 июля 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы АО "Барнаульская генерация" и АО "Барнаульская ТЭЦ-3", Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 31 января 2017 года,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 26 апреля 2017 года,
принятое судьями Поповым В.И., Кочешковой М.В., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-154872/2016,
по заявлению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
о признании недействительным приказа ФАС России
третьи лица: АО "Барнаульская генерация", АО "Барнаульская ТЭЦ-3", ОАО "Алтай-Кокс", АО "Бийскэнерго"
УСТАНОВИЛ:
Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа ФАС России (далее - антимонопольный орган) от 29 июня 2016 года N 863/16.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2017 года, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление, АО "Барнаульская генерация" и АО "Барнаульская ТЭЦ-3" обратились с кассационными жалобы.
В кассационной жалобе АО "Барнаульская генерация" и АО "Барнаульская ТЭЦ-3" приводит доводы о незаконности оспариваемого приказа.
В кассационной жалобе управление приводит доводы о том, что оспариваемый приказ антимонопольного органа противоречит законодательству в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию и нарушает права управления по тарифам как органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), возлагая на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, а также лишает возможности исполнять (осуществлять) полномочия.
В судебном заседании представители управления и АО "Барнаульская генерация" доводы и требования своих кассационных жалоб поддерживали.
Представители антимонопольного органа в судебном заседании и представленном отзыве возражали по доводам жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
АО "Барнаульская ТЭЦ-3", ОАО "Алтай-Кокс", АО "Бийскэнерго", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, приказом ФАС России от 29 июня 2016 года N 863/16 Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов предписано в срок до 10 июля 2016 года включительно, отменить решения от 24 марта 2016 года N 33, от 24 ноября 2015 года N 508, от 24 ноября 2015 год N 476, от 26 ноября 2015 года N 556, в части установления тарифов на 2 полугодие 2016 года. Установить тарифы на тепловую энергию, производимые комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, для регулируемых организаций Алтайского края на 2 полугодие 2016 года, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). Не позднее 12 июля 2016 года письменно сообщить в ФАС России об исполнении настоящего приказа.
Полагая, что данный приказ издан незаконно и без достаточных на то оснований, управление обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства от 03 марта 2004 года N 123 "Об утверждении правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения) пришли к выводу о соответствии оспариваемого приказа, вынесенного в пределах предоставленных полномочий.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о теплоснабжении, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
При установлении указанных предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для теплоснабжающих организаций, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 6 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года или в течение периода их действия органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок не позднее чем в течение одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми изменяются указанные предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), приводят свои решения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней тарифов.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее - Правила), на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также, предложений и документов, указанных в пунктах 13 - 20 Правил, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливает в течение 20 календарных дней со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность).
Как установлено судами, на основании поручения Правительства Российской Федерации (пункты 2.1, 2.2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 12 ноября 2015 года N ДК-П9-194пр) и в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э, и в строгом соответствии с пунктами 2.1, 2.2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба приказом от 12 ноября 2015 года N 1086/15 установила предельные уровни тарифов на 2016 год (далее Приказ N 1086/15).
Минимальный предельный уровень тарифа на I и II полугодие 2016 года равен минимальному предельному уровню тарифа на II полугодие 2015 года во исполнение вышеуказанного Поручения, как действующий на 31 декабря 2015 года. Максимальный предельный уровень тарифа на I полугодие 2016 года согласно Приказу N 1086/15 в среднем по Российской Федерации составил 734,08, во II полугодии - 759,40, соответственно. Приказ N 1086/15 зарегистрирован в Минюсте России 10 декабря 2015 года за N 40048 и, соответственно, является общеобязательным для исполнения.
Базой для расчета предельных уровней тарифов на 2016 год послужили соответствующие предложения об установлении предельных уровней тарифов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, сформированные с учетом предложений об установлении цен (тарифов) регулируемых организаций, а также основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
В период с 26 октября по 06 ноября 2015 года был проведен ряд дополнительных совещаний с органами регулирования и регулирующими организациями. Правлением ФАС России, действующим в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2015 года N 941, 12 ноября 2015 года были установлены предельные уровни тарифов на 2016 год.
Для Алтайского края Приказом N 1086/15 предельные минимальный и максимальный уровни тарифов на первое полугодие 2016 года были установлены в размере 482,33 и 558,55, соответственно. На второе полугодие - 482,33 и 581,37, соответственно.
Антимонопольным органом был проведен мониторинг тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, установленных органами регулирования на 2016 год, а также осуществлен сбор информации по принятым на 2016 год тарифным решениям (в формате шаблонов ЕИАС-TEPLO.PREDEL.2016.M) в соответствии с календарной разбивкой).
По итогам проведенного анализа, средний сложившийся тариф по Алтайскому краю составил 557,73 в первом полугодии 2016 г. и 602,35 - во втором полугодии.
Таким образом, во втором полугодии тариф был установлен выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Приказом N 1086/15.
Решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов: от 24 марта 2016 года N 33 "О внесении изменений в решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 ноября 2015 года N 558", от 24 ноября 2015 года N 508 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии акционерного общества "Бийскэнерго", на 2016 - 2018 годы", от 24 ноября 2015 года N 476 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии открытого акционерного общества "Алтай-Кокс", на 2016 - 2018 годы", от 26 ноября 2015 года N 556 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии акционерного общества "Барнаульская ТЭЦ-3" - ФАС России согласованы не были.
Вопреки доводам заявителей кассационных жалоб, антимонопольным органом, с которым согласились суды, выявлен факт установления во втором полугодии тарифа выше предельного максимального уровня тарифов установленных Приказом ФАС России N 1086/15.
На основании изложенного, вывод судов о соответствии оспариваемого приказа ФАС России закону, является обоснованным.
Доводы кассационных жалоб, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационных жалоб, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2017 года по делу N А40-154872/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р.Латыпова |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.