г. Москва |
|
1 августа 2017 г. |
Дело N А41-80299/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Дзюбы Д.И., Котельникова Д.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: КУИ г. Лыткарино - Садиков С.Л. доверенность от 14 июля 2015 года,
от заинтересованного лица: Управление Росреестра по МО - Поздеева Ю.С. доверенность от 30 июня 2017 года,
рассмотрев 25 июля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 13.02.2017 по делу N А41-80299/16,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 26.04.2017,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
по заявлению Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино
к Управлению Росреестра по Московской области
о признании незаконным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом г. Лыткарино (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по МО (далее - управление) от 12 августа 2016 года N 50/053/008/2016-1848 в части отказа в государственной регистрации права собственности городского округа Лыткарино на земельный участок, кадастровый номер N 50:53:0020102:205, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения артскважины N 5 (ВЗУ N 3), общей площадью 564 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Колхозная; обязании управления зарегистрировать права собственности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене. В обоснование приводит доводы о законности оспариваемого отказа в государственной регистрации.
В судебном заседании представитель управления доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель общества возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:53:0020102:205 Управлением Росреестра издано уведомление от 11 июля 2016 года N 50/053/008/2016-1848 о приостановлении государственной регистрации. Основанием для принятия документа послужило то обстоятельство, что заявителем не были представлены документы, которые подтверждают предоставление спорного земельного участка муниципальному предприятию, и кадастровый паспорт, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном участке, находящимся в собственности городского округа Лыткарино.
В ответ на письмо комитета о том, что представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП. При этом комитет сослался на государственную регистрацию договора аренды от 12 сентября 1999 года испрашиваемого земельного участка, однако, управлением принято решение от 12 августа 2016 года об отказе в государственной регистрации права, поскольку комитетом не были устранены обстоятельства, указанные в уведомлении о приостановлении.
Полагая отказ (решение) незаконным, комитет обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа нормам законодательства.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В силу с абзаца первого части 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 1 статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Как установлено судами, Распоряжением Главы города Лыткарино Московской области 19 февраля 1999 года N 128-р на основании заявки Муниципального предприятия "Водоканал" от 25 ноября 1998 года N 740 в аренду данному предприятию был предоставлен земельный участок под артскважину N 5 (ВЗУ N 3).
Между Комитетом по управлению имуществом г. Лыткарино и МП "Водоканал" 12 июля 1999 года был заключен договор аренды на основании указанного распоряжения, предметом которого является земельный участок площадью 0,07 га, расположенный по адресу г. Лыткарино, ул. Колхозная - для размещения артезианской скважины N 5 (пункт 1.1 договора). Договор был зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 23 декабря 2016 года.
Земельный участок 12 сентября 2008 года был поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 50:53:0020102:205, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 26 декабря 2016 года, согласно которой сведения об участке имеют статус учтенные, площадь участка составляет 564 кв. м.
На объект недвижимости - артсважину N 5 (ВЗУ N 5), расположенный на испрашиваемом земельном участке, зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Лыткарино Московской области Российской Федерации".
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:53:0020102:205 был предоставлен для размещения артезианской скважины N 5 по договору от 12 июля 1999 года (с учетом допсоглашения N 1 от 30 июня 2009 года; объект недвижимости - артскважина N 5 (ВЗУ N 5) - находится в собственности муниципального образования "Город Лыткарино Московской области Российской Федерации", что свидетельствует о том, что на земельном участке с кадастровым номером 50:53:0020102:205 расположен указанный объект недвижимости, находящийся в собственности комитета. Доказательств нахождения на данном участке каких-либо иных зданий, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, вывод судов о несоответствии оспариваемого отказа нормам законодательства, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 по делу N А41-80299/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.