г. Москва |
|
3 августа 2017 г. |
Дело N А40-158773/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Латыповой Р.Р., Окуловой Н.О.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Борунов О.Е. по дов. от 28.10.2016
от ответчика (заинтересованного лица): Калмыков А.С. по дов. N 23/д от 26.06.2017,
рассмотрев 27 июля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СертЭксперт"
на решение от 29.09.2016
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 01.03.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Свиридовым В.А.,
в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СертЭксперт"
к Федеральной службе по аккредитации
о признании незаконным результата проверки, предписания, решения, действий,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "СертЭксперт" (далее - ООО "СертЭксперт", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральной службе по аккредитации (далее - Росаккредитация) о признании недействительными акта проверки от 31.05.2016 N 305-АВП, предписания об устранении выявленных нарушений от 31.05.2016, решения Росаккредитации от 02.06.2016 N 5781 о частичном приостановлении действия аттестата аккредитации ООО "СертЭксперт", в части проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования"; выводов, изложенных в акте проверки Росаккредитации от 31.05.2016 N 305-АВП, о нарушении ООО "СертЭксперт" требований Технического регламента Таможенного Союза N 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.09.2016 производство по делу прекращено в части признания незаконным и отмене результатов проверки, в том числе, акта проверки N 305-АВП от 31.05.2016. В удовлетворении остальной части заявленных требований ООО "СертЭксперт" отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "СертЭксперт" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций не исследованы все фактические обстоятельства дела и предоставленные доказательства, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "СертЭксперт" поддержал доводы и требования кассационной жалобы; представитель Росаккредитации возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
При рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций установлено, что приказом Федеральной службы по аккредитации N 72-П-ВВ от 04.05.2016 и приказом N 4777 от 12.05.2016 назначена внеплановая выездная проверка органа по сертификации продукции ООО "СертЭксперт".
По результатам проверки составлен акт от 31.05.2016 N 305-АВП и выдано предписание от 31.05.2016 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с результатами проверки, ООО "СертЭксперт" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Полномочия Федеральной службы по аккредитации установлены Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 (далее - Положение).
Согласно Положению Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, и в соответствии с пунктом 5 Положения осуществляет ведение единого реестра деклараций о соответствии и единого реестра сертификатов соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 N 201 утверждено Положение о формировании и ведении единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений. Согласно пункту 4 вышеуказанного Положения, формирование и ведение единого реестра включают в себя сбор Федеральной службой по аккредитации переданных ему органами по сертификации сведений о сертификатах соответствия, приостановлении, возобновлении продлении или прекращении их действия, внесение в единый реестр сведений о сертификатах соответствия, их хранение, систематизацию, актуализацию и изменение, а также защиту содержащейся в едином реестре информации.
Согласно статье 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) орган по сертификации выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти - Федеральную службу по аккредитации.
В рамках установленной компетенции Росаккредитация вправе осуществлять контроль за аккредитованными лицами. При осуществлении такого контроля согласно статье 34 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации.
Суды пришли к обоснованному выводу, что Росаккредитация правомерно и в соответствии с определенными нормативными правовыми актами полномочиями на основании Приказа N 72-П-ВВ проверяла соблюдение органом по сертификации ООО "СертЭксперт" требований ТР ТС 004/2011 в части исполнения установленных данным техническим регламентом Таможенного союза обязанностей органа по сертификации при проведении работ по сертификации продукции.
Общество указывает, что предписание было исполнено в полном объеме в законной его части, незаконная и неисполнимая, по мнению заявителя, часть предписания не подлежала исполнению и являлась недействительной (ничтожной) в силу закона. Указывает, что неисполнение предписания выразилось в том, что орган по сертификации не отменил 67 сертификатов соответствия, в данной части предписание является незаконным и неисполнимым, поскольку действующее законодательство Российской Федерации и таможенного союза не наделяет орган по сертификации правомочием отменять сертификаты соответствия.
Вместе с тем, несмотря на то, что полномочия по отмене сертификата в действующем законодательстве не прописаны, заявитель вправе обратиться в Федеральную службу по аккредитации за разъяснением порядка исполнения предписания.
Пунктом 4 статьи 7 ТР ТС 004/2011 определено, что испытания в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр), включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Таким образом, ТР ТС 004/2011 содержит дополнительное требование к аккредитованным испытательным лабораториям, которые вправе проводить испытания для целей подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС 004/2011 в форме сертификации, - включенность на момент проведения испытаний в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 принято, в том числе, Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения (далее - Положение о порядке включения в Единый реестр). В силу пункта 1 Положения о порядке включения в Единый реестр им определяются критерии включения органов по сертификации и испытательных лабораторий в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза (далее - Единый реестр), а также правила формирования и ведения Единого реестра с включением сведений об аккредитованных в национальных системах государств - членов таможенного союза (далее - Стороны) органах по сертификации и лабораториях.
С целью обеспечения реализации Федеральной службой по аккредитации полномочий по формированию и ведению национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза Приказом Минэкономразвития России от 26.08.2015 N 595 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по рассмотрению заявлений о включении сведений, предоставлении сведений из национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. В силу пункта 40 указанного административного регламента основанием для начала осуществления административной процедуры по включению сведений в национальную часть Единого реестра является поступление в Росаккредитацию заявления и комплекта документов в соответствии с пунктами 18 и 19 данного административного регламента.
Приказом Федеральной службы по аккредитации от 26.05.2015 N А-2610 ООО "Поток" было аккредитовано в качестве испытательной лаборатории.
С заявлением о включении в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза ООО "Поток" обратилось письмом от 28.01.2016.
Приказом Росаккредитации от 09.02.2016 N 1450 испытательный центр ООО "Поток" включен в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Письмом от 09.02.2016 N 4389/02-МЯ Росаккредитация направила в Евразийскую экономическую комиссию для утверждения сведения о включении, в том числе испытательного центра ООО "Поток" в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Принимая во внимание, что в силу взаимосвязанных пунктов 7 и 8 Положения о порядке включения в Единый реестр аккредитованное лицо считается включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза после утверждения соответствующего решения национального органа по аккредитации Евразийской экономической комиссией, а также электронный формат реестра, датой включения аккредитованного лица в данный реестр является дата размещения в нем сведений об аккредитованном лице.
Согласно данным с официального сайта Евразийской экономической комиссии дата публикации в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза сведений об испытательном центре ООО "Поток" - 20.02.2016.
Следовательно, только с 20.02.2016 испытательный центр ООО "Поток" считается включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Таким образом, с момента аккредитации - 26.05.2015 и до 20.02.2016 испытательный центр ООО "Поток" не был включен в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза ООО "Поток", и значит, в этот период ООО "Поток" не отвечало установленному пунктом 4 статьи 7 ТР ТС 004/2011 дополнительному критерию для аккредитованных испытательных лабораторий (центров), которые вправе проводить испытания в рамках осуществления работ по сертификации продукции согласно требованиям ТР ТС 004/2011.
Учитывая открытость сведений, содержащихся в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, публичную достоверность данного реестра, ООО "СертЭксперт", организуя до 20.02.2016 испытания продукции на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 в испытательном центре ООО "Поток", не могло не знать, что испытательный центр ООО "Поток" не включен в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Между тем, всего один из 67 запрошенных у ООО "СертЭксперт" сертификатов соответствия выдан после включения испытательного центра ООО "Поток" в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (сертификат соответствия от 26.04.2016 N ТС RUC-LVTA07.A.00272), в то время как 66 сертификатов соответствия выданы ООО "СертЭксперт" до 20.02.2016 на основании результатов испытаний, проведенных в испытательном центре ООО "Поток", не включенном в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (даты выдачи сертификатов соответствия указаны в подпункте 8 пункта 11 Приказа N 72-П-ВВ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что при выдаче 66 сертификатов соответствия, запрошенных при проведении в отношении ООО "СертЭксперт" внеплановой выездной проверки на основании Приказа N 72-П-ВВ, заявитель допустил нарушения пунктов 4, 5.3.3 статьи 7 ТР ТС 004/2011.
Таким образом, в акте проверки от 31.05.2016 N 305-АВП правомерно установлен факт нарушения ООО "СертЭксперт" требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к деятельности аккредитованных лиц.
При таких обстоятельствах, Росаккредитация правомерно и на законных основаниях выдала ООО "СертЭксперт" предписание об устранении нарушений по итогам проведенной внеплановой проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 31.05.2016 N 305-АВП.
В рассматриваемом случае судами не выявлено оснований, предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Таким образом, судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают мотивированные выводы судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств по делу, что с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба ООО "СертЭксперт" не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.09.2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А40-158773/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.