г. Москва |
|
9 августа 2017 г. |
Дело N А41-77480/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Латыповой Р.Р., Анциферовой О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - ООО УК "Джи Эйч Пи": не явка
от ответчика (заинтересованного лица) - Управления Росреестра по Московской области: Шляхтина А.К. по дов. N 341-Д от 30.06.2017
от третьего лица - ООО "ЦентрИнвест": Тимошин В.А. по дов. от 24.07.2017
от третьего лица - АО "Банк ТуранАлем": Стасюк И.В. по дов. N 11НН-256-4/8277 от 27.12.2016
от третьего лица - Центрального банка Российской Федерации: не явка,
рассмотрев 02 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО УК "Джи Эйч Пи"
на решение от 27.02.2017
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 05.05.2017
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Джи Эйч Пи" Д.У. Рентным ЗПИФ "Перспектива-фонд второй" (ООО УК "Джи Эйч Пи")
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по Московской области),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЦентрИнвест", акционерное общество "Банк ТуранАлем", Центральный банк Российской Федерации,
о признании незаконными действий, об обязании признать недействительными регистрационные записи и восстановить их,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Джи Эйч Пи" Д.У. Рентным ЗПИФ "Перспектива-фонд второй" (далее - ООО УК "Джи Эйч Пи") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, Управление) со следующими требованиями:
1. Признать незаконными действия Управления по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о государственной регистрации права собственности на земельные участки за обществом с ограниченной ответственностью "ЦентрИнвест" (далее - ООО "ЦентрИнвест"), а именно:
- запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-185 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 324 100 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050313:23, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Поливаново;
- запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-183 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 544 500 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050421:15, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Юсупово;
- запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-181 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 29 700 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050313:27, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Жуково;
- запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-180 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 1 238 400 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050421:13, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Жуково;
- запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-179 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 91 500 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050421:31, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Юсупово.
2. Обязать Управление:
2.1. Признать недействительной регистрационную запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-185 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 324 100 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050313:23, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Поливаново;
2.2. Признать недействительной регистрационную запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-183 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 544 500 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050421:15, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Юсупово;
2.3. Признать недействительной регистрационную запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-181 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 29 700 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050313:27, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Жуково;
2.4. Признать недействительной регистрационную запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-180 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 1 238 400 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050421:13, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Жуково;
2.5. Признать недействительной регистрационную запись от 29.08.2016 N 50-50-28/054/2006-179 о государственной регистрации права собственности за ООО "ЦентрИнвест" на земельный участок площадью 91 500 кв. м, кадастровый (или условный) номер объекта: 50:28:0050421:31, находящийся по адресу: Российская Федерация, Московская область, Домодедовский район, вблизи дер. Юсупово.
3. Восстановить регистрационные записи о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Рентного закрытого паевого инвестиционного фонда "Перспектива-фонд второй", доверительного управления в пользу ООО УК "Джи Эйч Пи" в отношении следующих земельных участков:
3.1. земельный участок площадью 324 100 кв. м, кадастровый номер 50:28:00503 13:0023, регистрационный номер записей 50-50-28/046/2010-220;
3.2. земельный участок площадью 544 500 кв. м, кадастровый номер 50:28:00504 21:0015, регистрационный номер записей 50-50-28/046/2010-219;
3.3. земельный участок площадью 91 500 кв. м, кадастровый номер 50:28:005 04 21:0031, регистрационный номер записей 50-50-28/046/2010-216;
3.4. земельный участок площадью 1 238 400 кв. м, кадастровый номер 50:28:00504 21:0013, регистрационный номер записей 50-50-28/046/2010-217;
3.5. земельный участок площадью 29 700 кв. м, кадастровый номер 50:28:0050313:0027, регистрационный номер записей 50-50-28/046/2010-218.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЦентрИнвест" (далее - ООО "ЦентрИнвест"), акционерное общество "Банк ТуранАлем" (далее - АО "БТА Банк"), Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.02.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО УК "Джи Эйч Пи" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области. Заявитель жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
От ООО УК "Джи Эйч Пи" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Представленный ООО "ЦентрИнвест" отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, как поданный с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Управления Росреестра по Московской области, ООО "ЦентрИнвест" и АО "БТА Банк" возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Представители заявителя и ЦБ РФ в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства указанные лица извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что на основании вступившего в законную силу постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу N А41-18373/2011 Управлением Росреестра по Московской области 29.08.2016 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи о погашении государственной регистрации права доверительного управления в пользу ООО УК "Джи Эйч Пи" и восстановлены сведения о государственной регистрации права собственности ООО "ЦентрИнвест" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0050 313:0023, 50:28:0050421:0015, 50:28:0050421:0031, 50:28:0050421:0013, 50:28:0050313:0027.
ООО УК "Джи Эйч Пи" в обоснование исковых требований указывало, что судебный акт суда апелляционной инстанции по вышеуказанному делу был отменен в части признания недействительными регистрационных записей о праве собственности ООО "ЦентрИнвест" на спорные земельные участки и их восстановления, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для совершения регистрационных действий.
Между тем, судами установлено, что постановление суда апелляционной инстанции от 14.10.2015 оставлено в силе в части признания недействительной сделки по передаче ООО "ЦентрИнвест" земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0050313:0023, 50:28:0050421:0015, 50:28:0050421:0031, 50:28:0050421:0013, 50:28:0050313:0027 в счет оплаты паев рентного закрытого паевого инвестиционного фонда "Перспектива-фонд второй", а также в части обязания ООО УК "Джи Эйч Пи" возвратить ООО "ЦентрИнвест" спорные земельные участки и признания отсутствующим право доверительного управления в пользу ООО УК "Джи Эйч Пи" в отношении данных земельных участков.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017, далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. При этом регистрационным округом согласно ст. 1 указанного Закона является территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в границах земель лесного фонда обращается орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.
В силу положений пункта 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее также в настоящей статье - посредством почтового отправления). При подаче заявления нотариусом в случаях, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть также представлены в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, работником нотариуса, имеющим письменное подтверждение его полномочий на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов, выданное нотариусом и скрепленное его подписью и печатью.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона N 122-ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 18 Закона N 122-ФЗ установлены требования, предъявляемые к документам, предоставленным на государственную регистрацию.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь, в том числе, пунктом 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к обоснованному выводу о том, что Управление Росреестра по Московской области правомерно на основании соответствующего заявления исключило из ЕГРП сведения о государственной регистрации права собственности владельцев инвестиционных паев - Рентный ЗПИФ "Перспектива-фонд второй" под доверительным управлением ООО УК "Джи Эйч Пи" (ранее - ООО "Управляющая компания "Каскад Фэмили энд Партнерс") и внесло записи о государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки за ООО "ЦентрИнвест", принимая во внимание вступление в законную силу постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу N А41-18373/2011.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном их толковании заявителем.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя жалобы с выводами судов и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.02.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 по делу N А41-77480/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь, в том числе, пунктом 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к обоснованному выводу о том, что Управление Росреестра по Московской области правомерно на основании соответствующего заявления исключило из ЕГРП сведения о государственной регистрации права собственности владельцев инвестиционных паев - Рентный ЗПИФ "Перспектива-фонд второй" под доверительным управлением ООО УК "Джи Эйч Пи" (ранее - ООО "Управляющая компания "Каскад Фэмили энд Партнерс") и внесло записи о государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки за ООО "ЦентрИнвест", принимая во внимание вступление в законную силу постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу N А41-18373/2011."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2017 г. N Ф05-11094/17 по делу N А41-77480/2016