город Москва |
|
18 августа 2017 г. |
Дело N А40-197007/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мокшин Ю.А., доверенность от 18.01.2017; Никитина О.В., доверенность от 26.09.2016;
от заинтересованного лица: Абакумова Ю.И., доверенность от 05.10.2016; Кукушкин И.П., доверенность от 14.04.2017; Савостина Е.В., доверенность от 16.01.2017;
от третьего лица: Ермакова О.В., доверенность от 21.03.2017; Неткачева М.А., доверенность от 26.05.2017; Сенотрусова А.К., доверенность от 27.03.2017; Солодовников А.А., доверенность от 21.03.2017; Станкевич А.В., доверенность от 10.03.2017;
рассмотрев 14 августа 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - ФАС России и третьего лица - ООО "Самарские коммунальные системы"
на решение от 29 декабря 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление от 05 апреля 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
по делу N А40-197007/16
по заявлению Минэнерго и ЖКХ Самарской области
об оспаривании приказов
к ФАС России,
третье лицо: ООО "Самарские коммунальные системы",
УСТАНОВИЛ:
Минэнерго и ЖКХ Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании приказов ФАС России (далее - антимонопольный орган) от 29.06.2016 N 825/16 "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, ООО "Самарские коммунальные системы" и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" (далее - Приказ N 825/16) и от 29.06.2016 N 826/16 "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО "Самарские коммунальные системы" и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области" (далее - Приказ N 826/16).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФАС России и ООО "СКС" обратились с кассационными жалобами, в которых ФАС России просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ООО "СКС" просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы кассационных жалоб.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, основным потребителем услуг ООО "СКС" является население, проживающее в жилых помещениях, что подтверждается Производственной программой, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 N 385.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 N 385 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО "Самарские коммунальные системы" (далее - Приказ N 385), ООО "СКС" установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на долгосрочный период регулирования 2015 - 2021 гг.
При этом во исполнение требований статьи 36 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) между Министерством, Администрацией городского округа Самара и ООО "СКС" в конце 2014 года заключено трехстороннее соглашение об осуществлении ООО "СКС" регулируемой деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Соглашение), существенным условием которого являются долгосрочные параметры регулирования тарифов, определенные органом регулирования тарифов в порядке и на сроки, которые предусмотрены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 36 Федерального закона N 416-ФЗ).
Пунктами 3.5.3, 3.6 Соглашения предусмотрены указанные долгосрочные параметры регулирования и расчет тарифов с учетом их роста с 1 июля каждого годового периода регулирования.
ООО "СКС" на момент подписания Соглашения было ознакомлено с расчетом тарифов и не оспаривало их.
Тарифы, установленные для ООО "СКС" с 01.07.2016 Приказом N 385, соответствовали тарифам, отраженным в трехстороннем Соглашении.
30.04.2015 от ООО "СКС" в Министерство поступили заявления на корректировку необходимой валовой выручки и тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2016 год.
Министерством по результатам рассмотрения заявления и обосновывающих материалов ООО "СКС" открыто дело по корректировке тарифов ООО "СКС" (извещение от 07.05.2015 N 15/3494), сформировано экспертное заключение и проведена корректировка тарифов ООО "СКС" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016 год.
На заседании коллегии Министерства для ООО "СКС" утверждены скорректированные тарифы (протокол заседания коллегии от 19.11.2015 N 34-к) и принято решение оставить в силе тарифы, установленные на 2016 год Приказом N 385.
При этом рост тарифов для населения на 2016 год по водоснабжению составил 108,3%, рост тарифов по водоотведению составил 111%.
В связи с несогласием с принятым решением ООО "СКС" обратилось в ФАС России с заявлениями о разногласиях (от 23.12.2015 исх. N 5928, N 5929).
В соответствии с пунктом 31 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Министерство в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов направляет копии решений и протоколов в федеральный орган регулирования тарифов в электронном виде для проведения анализа указанных решений на соответствие требованиям действующего законодательства.
По результатам проведенного анализа федеральный орган регулирования уполномочен отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением их полномочий в области государственного регулирования и нарушением действующего законодательства (пункт 5.3.32 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).
По результатам проведенного ФАС России анализа Приказа N 385 в отношении регулирования ООО "СКС" нарушений действующего законодательства не установлено, замечаний в адрес Министерства не направлено.
Однако, по результатам рассмотрения разногласий по заявлениям ООО "СКС" от 23.12.2015 Приказами ФАС России от 29.06.2016 N N 825/16, 826/16 Министерству предписано в срок до 01.09.2016 произвести корректировку необходимой валовой выручки и тарифов ООО "СКС" на питьевую воду и водоотведение на 2016 год, установленных Приказом N 385.
Не согласившись с оспариваемыми приказами, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что при вынесении оспариваемых приказов ФАС России руководствовалась Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания).
Оспариваемыми приказами ФАС России признала Министерство нарушившим пункты 15, 29, 41, 44, 49, 65, 77, 78, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и пункты 4, 5, 28 Методических указаний.
При этом при применении метода индексации согласно пункту 80 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды с учетом положения части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые приказы ФАС России не соответствуют требований части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ, статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениям постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", устанавливающих приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, а также достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
Приказом N 385 предусмотрен рост тарифов ООО "СКС" с 01.07.2016 для населения на питьевую воду в размере 108,33%, на водоотведение - 111,29%, что должно обеспечить финансирование из тарифного источника мероприятий инвестиционной программы, запланированных на данный период.
Таким образом, тарифы на 2015 год Приказом N 385 уже предусматривают повышение относительно 2015 года.
Корректировка в 2015 году осуществлялась Министерством в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной пунктом 90 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э.
Суды правомерно сочли, что Министерством сделан правильный вывод о том, что в связи с отсутствием предшествующего долгосрочного периода регулирования вышеуказанные показатели не учитываются, т.к. отсутствуют фактические параметры, определенные по правилам метода индексации (определение и изменение операционных расходов, определение расходов на энергию (пункт 95 Методических указаний).
Необходимая валовая выручка для корректировки тарифов на 2016 год на питьевую воду и водоотведение численно равна значениям, определенным на 2016 год при расчете тарифов на долгосрочный период, утвержденных Приказом N 385, согласно которому установлены тарифы на долгосрочный период регулирования 2015 - 2021 годы.
Суды согласились с выводом заявителя о том, что поскольку значение тарифов на 2016 год после проведения корректировки соответствовало значению тарифов, утвержденных действующим на момент корректировки Приказом N 385, принятие нового приказа являлось не целесообразным.
Кроме того, в экспертном заключении по оценке предложений о корректировке тарифа Министерства содержится вывод о сохранении тарифов на уровне, установленном Приказом N 385.
Довод о не проведении Министерством анализа платежей за все виды коммунальных услуг, как установлено судами, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем и был обоснованно отклонен.
В соответствии с пунктом 38 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337 (далее - Положение о министерстве), в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет мониторинг изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области.
Министерство осуществляет подготовку предложений для установления Губернатором Самарской области предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (пункт 36.1 Положения о министерстве).
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Министерство обладает необходимыми сведениями и специалистами для проведения расчета превышения предельного индекса в случае исполнения оспариваемых приказов ФАС России.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 декабря 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2017 года по делу N А40-197007/16 оставить без изменения, кассационные жалобы ФАС России и ООО "Самарские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.