г. Москва |
|
22 августа 2017 г. |
Дело N А40-96299/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Кузнецова В. В., Ананьиной Е. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Царев В.В. по доверен. от 20.03.2017,
рассмотрев 15 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
МИ ФНС России N 2 по Мурманской области
на решение от 24.08.2016
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Поляковой А. Б.,
на постановление от 06.03.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л. Г., Мухиным С. М., Кочешковой М. В.,
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства
третье лицо: МИ ФНС России N 2 по Мурманской области
о признании незаконным уведомления от 10.02.2016 N УПЛ-16-5953, о признании незаконными действий, о возврате денежных средств,
УСТАНОВИЛ: Министерство обороны Российской Федерации (далее Минобороны России, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением:
об оспаривании действий Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее заинтересованное лицо), выразившихся в принятии исполнительного листа серии АС N 005600226 от 01.09.2014 к исполнению;
о признании незаконным уведомления Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 10.02.2016 N УПЛ-16-5953.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МИ ФНС России N 2 по Мурманской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2016 заявленные требования удовлетворены; суд, проверив на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, признал незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии АС N 005600226 от 01.09.2014 к исполнению; признал незаконным уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 10.02.2016 N УПЛ-16-5953; обязал Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства возвратить денежные средства в размере 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек, ранее списанных с лицевого счета Минобороны России, на лицевой счет Министерства обороны, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 указанное решение отменено в части обязания Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства возвратить денежные средства в размере 6 000 руб., ранее списанных с лицевого счета Минобороны России, на лицевой счет Министерства обороны, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального Казначейства; обязал Межрегиональное операционное управление Федерального Казначейства в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.
МИ ФНС России N 2 по Мурманской области подана кассационная жалоба, согласно которой третье лицо просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что исполнительный документ правомерно принят Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства к лицевому счету Минобороны России по обязательствам подведомственного учреждения (ГУ "1969 ОМИС") ввиду отсутствия иной правовой возможности исполнения вступившего в законную силу решения суда в соответствии с положениями статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель МИ ФНС России N 2 по Мурманской области в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Минобороны России в судебное заседание не явилось, представило отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Дело рассматривается в отсутствие заявителя в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства заявило о рассмотрении жалобы без его участия, неявка лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с ч. 3 ст. 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемое решение в неотмененной части и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что Министерство обороны Российской Федерации получило уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 10.02.2016 N УПЛ-16-5953 о поступлении исполнительного документа - исполнительного листа серии АС N 005600226 от 01.09.2014, выданного Арбитражным судом Мурманской области на основании решения по делу N А42-4086/2014, взыскателем по которому является МИФНС России N 2 по Мурманской области, и необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления следующих документов: информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Для исполнения требований указанного исполнительного листа Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства по платежному поручению N 829487 от 06.05.2016 перечислило МИФНС России N2 по Мурманской области 6 000 руб.
Минобороны России, полагая незаконными: действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии АС N 005600226 от 01.09.2014 к исполнению; уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 10.02.2016 N УПЛ-16-5953, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Минобороны России сослалось на то, что исполнительный лист серии АС N 005600226 от 01.09.2014 выдан МИФНС России N2 по Мурманской области о взыскании денежных средств с Государственного учреждения "1969 Отделение морской инженерной службы".
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является, в том числе предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством осуществляет расходные обязательства (исполняет вступившие в законную силу судебные акты) в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, в пределах средств, установленных на соответствующие цели.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что предъявление исполнительных документов к лицевому счету Министерства обороны Российской Федерации по обязательствам подведомственных ему учреждений без установления судебным органом ответственности Министерства обороны Российской Федерации является превышением полномочий Межрегионального операционного УФК и нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку решением Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4086/2014 на Минобороны России не возложено обязательство по уплате вышеназванных денежных средств суды обоснованно сочли, что у Межрегионального операционного управления Федерального казначейства не имелось оснований для принятия исполнительного листа серии АС N 005600226 от 01.09.2014 к исполнению.
Вывод судов об удовлетворении требования о признании незаконными действий Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее заинтересованное лицо), выразившихся в принятии исполнительного листа серии АС N 005600226 от 01.09.2014 к исполнению; о признании незаконным уведомления Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 10.02.2016 N УПЛ-16-5953 соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, которым решение суда первой инстанции отменено в части обязания Межрегионального операционного управления Федерального Казначейства возвратить денежные средства в размере 6 000 руб., ранее списанные с лицевого счета Минобороны России, на лицевой счет Министерства обороны, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального Казначейства, заявителем не обжалуется, в связи с чем судебные акты в данной части не проверяются в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что рассмотрение кассационной жалобы исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях относительно жалобы.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке решения Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2016 в неотмененной части и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2016 в неотмененной части и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А40-96299/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
В. В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.