г. Москва |
|
24 августа 2017 г. |
Дело N А41-89959/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Нечаева С.В., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от заявителя Потребительский кооператив Жилищно-строительный "Панино" - председатель ПК - Фролова С.Н. выписка из протокола от 10.10.16
от ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Новиков С.В., дов. от 30.06.17 N 338Д,
рассмотрев 23 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 01 марта 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бобковой С.Ю.,
на постановление от 07 июня 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по заявлению Потребительского кооператива Жилищно-строительный "Панино"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив Жилищно-строительный "Панино" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - ответчик) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Московской области N 50-50/061/007/2016-1124 от 25.11.2016 г. в государственной регистрации права собственности ЖСПК "Панино" на объект недвижимого имущества - сооружение с кадастровым номером 50:31:0000000:59558 - трасса газопровода среднего давления общей протяженностью 716-м, по адресу: Московская область, Чеховский район, д. Панино, обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на нарушение судом норм процессуального права на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из представленных доказательств, в 2012 году ЖСПК "Панино" было принято решения о газификации жилищно-строительного потребительского кооператива, в связи с чем кадастровым инженером была составлена схема расположения земельного участка и утвержден акт выбора земельного участка под строительство трассы газопровода высокого, среднего давления и МРП для газоснабжения жилых домов ЖСПК "Панино".
В целях снабжения газом жилых домов ЖСПК "Панино" на собственные средства силами подрядной организации построил трассу газопровода на основании разрешения на строительство N RU50509/01-116 от 24.12.2014 г. сроком действия по 24.12.2015 г. на трассу газопровода высокого давления, и разрешения на размещение объекта N RU50-509-254-2016 от 12.07.2016 г. сроком действия до 12.07.2017 г. на трассу газопровода среднего давления.
Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы: газопровод высокого, среднего, низкого давления и МРП по адресу: Московская область, Чеховский район, д. Панино, ЖСПК "Панино", д. 2а, 4, 6, 7, 10, 13, 15 был утвержден 15 июня 2016 г.
Министерство строительного комплекса Московской области 19 января 2016 г. выдало разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50-33-3887-2016. На основании составленного технического плана сооружения объект - трасса газопровода среднего давления протяженностью 716 м, был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:31:0000000:59558 18 февраля 2016 г.
ЖСПК "Панино" 17 октября 2016 г. обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект.
Сообщением N 50-50/061-50/061/007/2016-1124 от 25.11.2016 г. в государственной регистрации права собственности было отказано по основаниям отсутствия документов, свидетельствующих об урегулировании земельных отношений с 30.01.2015 г. до момента окончания строительства.
Удовлетворяя заявленное требование, суды, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов: правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества; разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
Как правомерно указали суды, заявленный к государственной регистрации объект представляет собой газопровод среднего давления, то есть подпадает под указанный перечень.
Кроме того, в силу пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно Порядку и условиям размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13, размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. В настоящем деле такое разрешение заявителем получено.
Суды установили, что в целях строительства и размещения спорного объекта 26.06.2014 г. с Администрацией Чеховского муниципального района Московской области был заключен договор аренды земельного участка N 969, согласно которому ЖСПК "Панино" принял в аренду земельный участок общей площадью 2779,0 кв. м с кадастровым номером 50:31:0000000:42017, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, ГП Столбовая, д. Панино, для строительства трассы газопровода среднего давления.
При таких условиях, изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, суды правомерно признали незаконным и нарушающим права законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемое решение Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации права собственности на спорное имущество, поскольку на государственную регистрацию представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о регистрации, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суды исходили из того, что спорный газопровод среднего давления входит в перечни объектов:
- по которым не требуется получение разрешения на строительство, что предусмотрено ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 2 Закона Московской области от 10.10.2014 г. N 124/2014-03;
- которые могут размещаться на государственных или муниципальных землях без предоставления участков и установления сервитутов, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300.
Размещение таких объектов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, что предусмотрено Постановлением Правительства Московской области от 8 апреля 2015 г. N 229/13.
Соответствие построенного сооружения проекту проверялось и подтверждалось представителем ООО "ФЕНИКС", имевшем соответствующие допуски, что подтверждается свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ от 19.06.2012 г. и дополнительным соглашением N 2 к договору подряда N 31/ПР-13 от 04.06.2013 г. на выполнение строительно-монтажных работ от 01.10.2013 г.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года по делу N А41-89959/16 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.