г.Москва |
|
30 августа 2017 г. |
Дело N А40-176356/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.08.2017.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Петровой Е.А.
судей Денисовой Н.Д. и Нечаева С.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Эверт П.А. по дов. от 10.08.2016;
от заинтересованных лиц: от Департамента - Белова А.А. по дов. от 29.12.2016 N 33-Д-1445/16, от ГУП - Губанова И.С. по дов. от 22.12.2016 N 369;
от третьего лица - Белова А.А. по дов. от 01.04.2016 N 4-14-963/6,
рассмотрев в судебном заседании 23.08.2017 кассационные жалобы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы и ГУП "РЭМ" на решение от 28.02.2017 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Дружининой В.Г., и постановление от 05.06.2017 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стандарт+"
к Департаменту городского имущества города Москвы, Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московское имущество" (ГУП "РЭМ")
третье лицо: Правительство Москвы
от признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стандарт+" (далее - ООО "Стандарт+" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент), Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московское имущество" (ГУП "РЭМ") в котором просило:
- признать незаконными Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 28.04.2016 N 10178 и от 09.06.2016 N 15076 о закреплении за Государственным унитарным предприятием города Москвы "Московское имущество" на праве хозяйственного ведения нежилого помещения общей площадью 76,1 кв. м, номера на поэтажном плане: этаж 4, помещение XII - комнаты 12, 12а, адрес объекта: Российская Федерация г. Москва. Варшавское шоссе, д. 47, корп. 4, кадастровый номер 77:05:0004003:8175, находящегося в собственности города Москвы;
- признать недействительным (отсутствующим) право хозяйственного ведения ГУП города Москвы "Московское имущество" на нежилое помещение общей площадью 76,1 кв. м, номера на поэтажном плане: этаж 4, помещение XII - комнаты 12, 12а, адрес объекта: Российская Федерация г. Москва. Варшавское шоссе, д. 47, корп. 4, кадастровый номер 77:05:0004003:8175;
- признать незаконным отказ Департамента в реализации преимущественного права ООО "Стандарт+" на приобретение арендуемого по договору N 06-00031/08 от 23.01.2008 нежилого помещения общей площадью 76,1 кв. м, оформленного письмом Первого Заместителя Руководителя Департамента городского имущества г. Москвы от 10.06.2016 исх. N ДГИ-1-40283/16-1;
- признать незаконным отказ Департамента в реализации преимущественного права ООО "Стандарт+" на приобретение арендуемого по договору N 06-00031/08 от 23.01.2008 нежилого помещения, оформленного письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 14.06.2016 исх. N 33-5-69306/15-(0)-2;
-обязать Департамент совершить в отношении арендуемого ООО "Стандарт+" нежилого помещения, общей площадью 76,1 кв. м, определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно:
- в двухмесячный срок обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения арендуемого ООО "Стандарт+" нежилого помещения, общей площадью 76,1 кв. м, номера на поэтажном плане: этаж 4, помещение XII - комнаты 12, 12а, адрес объекта: Российская Федерация г. Москва, Варшавское шоссе, д. 47, корп. 4, кадастровый номер 77:05:0004003:8175;
- в двухнедельный срок с даты принятия отчета об оценке нежилого помещения, арендуемого ООО "Стандарт+", общей площадью 76,1 кв. м, номера на поэтажном плане: этаж 4, помещение XII - комнаты 12, 12а, адрес объекта: Российская Федерация г. Москва, Варшавское шоссе, д. 47, корп. 4, кадастровый номер 77:05:0004003:8175;
- в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации нежилого помещения, арендуемого ООО "Стандарт+", общей площадью 76,1 кв. м, номера на поэтажном плане: этаж 4, помещение XII - комнаты 12, 12а, адрес объекта: Российская Федерация г. Москва, Варшавское шоссе, д. 47, корп. 4, кадастровый номер 77:05:0004003:8175, направить ООО "Стандарт+" проект договора купли-продажи этого нежилого помещения.
Требования были заявлены на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и мотивированы тем, что принятие Департаментом распоряжений о передаче в хозяйственное ведение Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московское имущество" нежилого помещения, используемого ООО "Стандарт+", нарушает права и законные интересы ООО "Стандарт+", а также препятствует в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого им помещения, так как указанные распоряжения приняты после вступления в законную силу Федерального закона N 159-ФЗ, в соответствии с которым ООО "Стандарт+" имеет право на выкуп нежилого помещения, и спустя полгода после подачи арендатором заявления о выкупе арендуемого нежилого помещения.
ООО "Стандарт+" также указывало, что изъятие спорного нежилого помещения из фактического владения ООО "Стандарт+" не произошло, ООО "Стандарт+" не освобождало помещение, не выселялось из него и продолжает его использовать.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017, заявленные ООО "Стандарт+" требования были удовлетворены в полном объеме.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что на момент издания оспариваемых распоряжений от 28.04.2016 N 10178 и от 09.06.2016 N 15076 спорное помещение находилось во временном владении и пользовании у истца, а также принимая во внимание, что оно у истца не изымалось, истец владеет и пользуется помещением до настоящего момента, пришли к выводу, что принятие Департаментом распоряжений от 28.04.2016. N 10178 и от 09.06.2016. N 15076 по передаче в хозяйственное ведение ГУП "Московское имущество" используемого Обществом нежилого помещения нарушает права и законные интересы ООО "Стандарт+", поскольку препятствует в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого им помещения, а также создает препятствия, ограничивающие такое право, ведет к нарушению баланса интересов и нарушает требования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ, так как по смыслу данного Федерального закона право на приобретение не может быть реализовано в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 данного Закона, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Ссылка ответчиков на заявление, поданное 20.08.2015 Ахсановым Р.Р. от имени ООО "Стандарт+" об отзыве заявления о выкупе от 16.04.2014, как на основание того, что ООО "Стандарт+" утратило право на преимущественное приобретение арендуемого имущества, была признана судами неосновательной, так как в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 4 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества с момента отказа субъекта малого и среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи на приобретение арендуемого имущества, однако судами было установлено, что от заключения договора купли-продажи ООО "Стандарт+" не отказывалось, так как заявление было подано неуполномоченным лицом.
Судами было отмечено, что обжалуемые распоряжения Департамента N 10178 от 28.04.2016 и N 15076 от 09.06.2016 вынесены по иному заявлению ООО "Стандарт+" (заявлению от 12.10.2015 N 33-5-69306/15-(0)-0 с запросом государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы").
Судом апелляционной инстанции также были проверены и отклонены доводы ответчиков об отсутствии нарушения прав заявителя оспариваемыми Распоряжениями, поскольку закрепление спорного помещения на праве оперативного управления за ГУП "Московское имущество" произведено распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 28.04.2016 N 10178 и от 09.06.2016 N 15076 после опубликования (25.07.2018) и вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ.
При этом действия Департамента по закреплению за ГУП "Московское имущество" спорного имущества, арендуемого заявителем, были квалифицированы судом как нарушающие требования пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку они совершены после вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ, что свидетельствует о совершении Департаментом и ГУП "Московское имущество" действий, направленных на воспрепятствование ООО "Стандарт+" реализации имеющегося у него преимущественного права на выкуп арендуемого им помещения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Москвы и Департамент городского имущества, а также ГУП "РЭМ" обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Стандарт+" требований.
В обоснование своей кассационной жалобы Правительство и Департамент ссылаются на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам и указывают, что 20.08.2015 в Департамент поступило заявление от ООО "Стандарт+" об отзыве заявления о выкупе арендуемого обществом имущества, в связи с чем ООО "Стандарт+" утратило преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, а распоряжения от 28.04.2016 N 10178 и от 09.06.2016 N 15076 в части передачи спорного объекта в хозяйственное ведение ГУП города Москвы "Московское имущество" приняты в рамках осуществления Департаментом своих полномочий собственника и в пределах компетенции, установленной Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2013 N 99-ПП.
Аналогичные доводы содержатся в кассационной жалобе ГУП "РЭМ".
Заявители кассационных жалоб также указывают, что при принятии судебных актов судами не были учтены особенности отчуждения арендуемого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; ООО "Стандарт+" не обращалось в ГУП "РЭМ" с заявлением о выкупе арендуемого имущества.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении кассационных жалоб размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Судебной коллегией было выяснено мнение участвующих в деле лиц о возможности рассмотрения кассационных жалоб Правительства, Департамента и ГУП "РЭМ" в судебном заседании 23.08.2013, никто из участвующих в деле лиц не возражал.
В заседании суда кассационной инстанции представители Правительства, Департамента и ГУП "РЭМ" поддержали доводы кассационных жалоб, просили решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Стандарт+" требований.
Представитель ООО "Стандарт+" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам заблаговременно направленного отзыва на кассационную жалобу, полагал обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчиков и третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по заявленным в жалобе доводам, поскольку считает, что судами при рассмотрении настоящего дела была дана правильная квалификация спорным правоотношениям сторон, применены подлежащие применению нормы материального права, установлены все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, не допущено таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
При рассмотрении дела по существу судами было установлено, что 23.01.2008 между ООО "Стандарт+" и Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы (правопреемник - Департамент) был заключен договор аренды N 06-00031/08 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 47, корп. 4, общей площадью 77,4 кв. м. Срок действия договора аренды установлен с 29.10.2007 до 31.10.2008 и дополнительным соглашением продлен по 30.11.2012.
Арендуемое ООО "Стандарт+" нежилое помещение по вышеуказанному адресу является собственностью города Москвы и закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП г. Москвы "Московское имущество", о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись от 29.09.2016.
12.10.2015 заявитель обратился в Департамент с запросом по вопросу предоставления государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 47, корп. 4 (вх. N 33-5-69306/15-(0)-0).
Письмом от 14.06.2016 N 33-5-69306/15-(0)-2 Департамент сообщил заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Судами было установлено, что на основании распоряжений от 28.04.2016 N 10178 и от 09.06.2016 N 15076 Департаментом имущества города Москвы принято решение о закреплении спорных нежилых помещений в здании по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д. 47, корп. 4 на праве оперативного управления за ГУП г.Москвы "Московское имущество".
Суды в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив нормы статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ, установив, что принятие оспариваемых распоряжений от 28.04.2016 N 10178 и от 09.06.2016 N 15076 произошло уже после опубликования (25.07.2008) и вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ, а также принимая во внимание, что до вступления в законную силу указанного Закона арендуемое обществом помещение не принадлежало на праве хозяйственного ведения другим предприятиям, а иные ограничения для реализации обществом права на приобретение недвижимости отсутствовали, сделали правильный вывод, что у Департамента не имелось правовых оснований для издания оспариваемых распоряжений, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
В обжалуемых судебных актах судами приведены подробные мотивы, по которым суды отклонили доводы ответчиков, полностью аналогичные доводам их кассационных жалоб, указаны подробные ссылки на имеющиеся в деле доказательства, исследование и оценка которых позволила судам сформировать вывод о незаконности распоряжений и отказа Департамента в предоставлении обществу государственной услуги по выкупу арендуемого помещения.
Заявляя те же доводы в кассационных жалобах, заявители кассационных жалоб не учитывают полномочия суда кассационной инстанции, ограниченные нормами части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления обстоятельств, исследования доказательств и их оценки, и, по сути, заявляют доводы, направленные исключительно на иную оценку исследованных судами доказательств, что недопустимо при проверке законности судебных актов в порядке кассационного производства, в связи с чем кассационные жалобы по заявленным в них доводам не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по делу N А40-176356/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.А. Петрова |
Судьи: |
Н.Д. Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.