город Москва |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А41-55803/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Егоровой Т.А., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Федерального агентства научных организаций: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФГУП "Пойма": Линьковой О.Н. (дов. N 02 от 20.01.2017 г.);
от третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 29 августа 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций
на решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2017 г.,
принятое судьей Зинуровой М.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2017 г.,
принятое судьями Ивановой Л.Н., Миришовым Э.С., Ханашевичем С.К.,
по делу N А41-55803/16
по иску Федерального агентства научных организаций (ОГРН 5137746009462; 119334, г. Москва, ул. Ленинский проспект, д. 32а)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Пойма" (ОГРН 1025007392310; 140514, Московская область, Луховицкий район, пос. Красная Пойма, ул. Шоссейная, д. 1)
о взыскании задолженности,
третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области,
УСТАНОВИЛ: в соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. N 959, Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО, истец) осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ), функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных ФАНО, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными ФАНО организациями.
Согласно пункту 49 раздела II Перечня организаций, подведомственных ФАНО России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2591-р, Федеральное государственное унитарное предприятие "Пойма" Российской академии сельскохозяйственных наук является предприятием, подведомственным ФАНО.
Приказом Федерального агентства научных организаций от 11 июля 2014 г. N 203 Федеральное государственное унитарное предприятие "Пойма" Российской академии сельскохозяйственных наук переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Пойма" (далее - ФГУП "Пойма", ответчик, предприятие).
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Подпунктом "е" пункта 29 устава ФГУП "Пойма" установлено, что предприятие обязано ежегодно перечислять в федеральный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в установленном порядке.
В соответствии с приказом ФАНО от 30 апреля 2015 г. N 208 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2015 году" ФГУП "Пойма" было обязано в срок до 15 июня 2015 года перечислить в федеральный бюджет не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2014 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия.
Согласно представленному ФГУП "Пойма" для утверждения отчету о финансовых результатах за 12 месяцев 2014 года и справке о величине чистой прибыли, полученной предприятием за 2014 год, подписанной руководителем и главным бухгалтером ответчика, чистая прибыль предприятия составила 77 829 892 руб. 43 коп.
В соответствии с реестром начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2015 году федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными ФАНО (приложение N 3 к протоколу заседания комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, от 25 мая 2015 N 20), ФГУП "Пойма" надлежало перечислить в федеральный бюджет 19 457 473 руб. 11 коп.
Платежными поручениями от 30 июня 2015 г. N 556, от 01 октября 2015 г. N 2508, от 07 апреля 2016 г. N 825, от 25 апреля 2016 г. N 1034 ФГУП "Пойма" было перечислено 5 500 000 руб.
Таким образом, задолженность ФГУП "Пойма" по перечислению 25 процентов прибыли в федеральный бюджет за 2014 год составила 13 957 473 руб. 11 коп.
Предприятию была направлена претензия от 01 сентября 2015 г. N 007-18.1-14/СК-214 об уплате указанной суммы задолженности.
В ответ на претензию предприятие сообщило об отсутствии финансовой возможности оплаты задолженности и обязалось в ближайшее время ее погасить.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФАНО обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ФГУП "Пойма" о взыскании задолженности по перечислению части прибыли в доход федерального бюджета в размере 13 957 473 руб. 11 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2017 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФАНО просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГУП "Пойма" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители ФАНО и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", устанавливают, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации (пункт 6), перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8).
Прибылью признается доход, полученный от реализации товаров и внереализационные доходы (статьи 249, 250 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы (статья 251 Налогового кодекса Российской Федерации). Статья 250 Налогового кодекса Российской федерации не относит целевое бюджетное финансирование к внереализационным доходам.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам относятся к бюджетным ассигнованиям, т.е. денежным средствам, предусмотренным для исполнения бюджетных обязательств.
Предоставление субсидий (бюджетных средств) сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации - это поддержка государства в области развития сельского хозяйства, что предусмотрено в качестве одного из основных принципов государственной аграрной политики в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из тех обстоятельств, что полученные предприятием в качестве государственной помощи бюджетные средства не могут квалифицироваться как прибыль от использования государственного имущества, поскольку они получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение и направление части полученных средств на уплату собственнику приведет к нарушению принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.
При этом судами установлено, что субсидии ФГУП "Пойма" предоставлены на основании соглашения о предоставлении средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере агропромышленного комплекса Московской области в 2014 году, заключенным между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и ФГУП "Пойма" от 07 марта 2014 г. N 12-с/фин-Л (далее - соглашение).
Пунктами 2.3.4, 2.3.7 предусмотрена обязанность ФГУП "Пойма" обеспечить целевое и эффективное использование субсидий, перечисленных Министерством, а в случае выявления нецелевого их использования - возвратить полученную субсидию (или ее часть).
В соответствии с пунктом 3 соглашения ФГУП "Пойма" несет ответственность за нецелевое использование субсидий.
Для определения суммы денежных средств, с которых 25 % подлежат уплате в бюджет, необходимо от чистой прибыли, полученной предприятием в 2014 г., в рассматриваемом случае 77 829 892 руб. 43 коп., вычесть все полученные предприятием субсидии в 2014 г. (57 457 000 руб.), то есть 77 829 892 руб. 43 коп. - 57 457 000 руб. = 20 372 892 руб. 43 коп. - сумма чистой прибыли, соответственно 25% от 20 372 892 руб. 43 коп. составляет сумму в размере 5 093 223 руб.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что у ФГУП "Пойма" имеется переплата в размере 406 777 руб., а все средства, перечисленные предприятию из бюджета на реализацию целевых программ, не могут быть учтены в качестве прибыли при оплате 25%, подлежащих перечислению в доход федерального бюджета.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2017 г. в обжалуемой части, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2017 г. по делу N А41-55803/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Т.А.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.