г. Москва |
|
06 сентября 2017 г. |
Дело N А40-222366/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Малюшина А.А., Новоселова А.Л.
при участии в заседании:
от истца - Якушев Г.А., дов. N 1939 от 18.11.2016 г., Грудева Е.А., дов. N 1956 от 28.11.2016 г., Кеббул М.Л., дов. N 1838 от 01.11.2016 г.;
от ответчика - Сенина М.Г., дов. N 224 от 17.10.2016 г., Гордиенко Д.С., дов. N 218 от 17.10.2016 г.,
рассмотрев 31 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
на постановление от 25 мая 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковым Т.Т., Румянцевым П.В., Кочешковым М.В.,
по иску АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (119021, Москва, проспект Комсомольский, дом 18, стр. 3, ОГРН 1095110000325)
к Министерству обороны Российской Федерации (119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
АО "ГУ ЖКХ" обратилось в суд с требованием о взыскании с Министерства обороны РФ задолженности по договору на отпуск холодной воды и прием сточных вод в размере 13.642.528 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 января 2017 года с Министерства обороны Российской Федерации в пользу АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" была взыскана сумма задолженности по государственному контракту от 21.09.2015 N 4-ВКХ за поставку энергоресурсов в период с ноября по декабрь 2015 в размере 13.642.528, 36 руб. (т. 4, л.д. 13-16).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2017 года вышеназванное решение было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленного иска (т. 4, л.д. 76-79).
Не согласившись с принятым постановлением, АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции представители истца поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представители ответчика в заседании суда против доводов кассационной жалобы возражали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (АО "ГУ ЖКХ") является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства). 21.09.2015 между АО "ГУ ЖКХ" (исполнитель) и Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) был заключен государственный контракт N 4-ВКХ на оказание услуг по поставке, передаче холодной воды и отведению сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и учреждений, в том числе, расположенных на территории Московской области. В соответствии с приказами Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 21.09.2015 N 2134 и от 14.12.2015 N 2949 (по объектам водоснабжения), по договорам безвозмездного пользования (договоры от 30.10.2015 N 1-ВКХ, от 09.10.2015 N 1/К/ВКХ, от 02.11.2015 N 2/К/ВКХ, от 27.11.2015 N СКК/БП-10/15, от 27.11.2015 N СКК/БП-7/15) истцу для исполнения условий государственного контракта на период с 01.11.2015 по 31.10.2016 в безвозмездное пользование было предоставлено недвижимое имущество Министерства обороны Российской Федерации в Московской области (сети и объекты ВКХ). На территории Московской области (Одинцовский район, Наро-Фоминский район, Рузский район, Можайский район, Шаховской район) поставки энергоресурсов для нужд Министерства обороны Российской Федерации от имени АО "ГУ ЖКХ" осуществляет его обособленное подразделение "Кубинское".
Для поставок в период с 01.11.2015 по 31.12.2015 холодной воды и отведению сточных вод на расположенные в Московской области объекты государственного заказчика, определенные в Приложении N 1.1 и N 1.2 к государственному контракту, обособленное подразделение "Кубинское" АО "ГУ ЖКХ" осуществляло эксплуатацию сети и объекты ВКХ, в связи с чем были заключены договоры на поставку для нужд Министерства обороны Российской Федерации энергоресурсов согласно реестру договоров с иными водоснабжающими организациями в Московской области (АО "ФПЛК", ООО "Коммунальный сервис", МУП ВКХ "Водоканал", ОАО "Одинцовский Водоканал", МУП "Большие Вяземы", ООО "Звенигородский городской водоканал", ОАО "РЭП "Немчиновка", ЗАО "Петелинская птицефабрика", ООО "Рузская тепловая компания").
В обоснование своих требований истец сослался на то, что обязательства по условиям государственного контракта N 4-ВКХ по оказанию услуг на территории Московской области для нужд Министерства обороны Российской Федерации за период с 11.01.2015 по 31.12.2015 им исполнены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими актами, в которых государственным заказчиком подтверждены фактические объемы оказанных услуг. В соответствии с п. 9.3 государственного контракта, истцом были приняты меры к урегулированию спора путем направления 29.09.2016 в адрес Министерства обороны Российской Федерации претензии за исх. N 5482 с требованием погасить задолженность по государственному контракту от 21.09.2015 N 4-ВКХ.
31.10.2016 Министерством обороны Российской Федерации (письмо N 370/2/1/13509) был подтвержден объем оказанных АО "ГУ ЖКХ" услуг по поставке, передаче холодной воды и отведению сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации, однако оплачивать эти услуги ответчик отказался. При этом отказы от подписания актов сдачи-приемки оказанных истцом услуг по поставке, передаче холодной воды и отведению сточных вод и от оплаты фактических объемов энергоресурсов Министерство обороны Российской Федерации были мотивированы отсутствием установленного уполномоченными органами тарифного регулирования для АО "ГУ ЖКХ" тарифов на территории Московской области на поставку холодной воды и отведению сточных вод за период с 01.11.2015 по 31.12.2015, причем факт того, что тарифы для АО "ГУ ЖКХ" были установлены распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.03.2016 N 35-р только на 2016 год, истцом не отрицается.
Принимая обжалуемое постановление, суд исходил из того, что государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом о водоснабжении, "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения" и "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоотведение определяется как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть определена как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. При этом к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (ч. 7 ст. 31 Закона о водоснабжении).
Согласно ч. 8 ст. 31 Федерального закона о водоснабжении, регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения. При этом перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанный в ч. 8 ст. 31 Закона о водоснабжении, является исчерпывающим. Причем цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат (ч. 10 ст. 31 Закона о водоснабжении). В соответствии с ч. 11 ст. 31 Закона о водоснабжении, при установлении тарифов организации, осуществляющей водоотведение, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этой организацией при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг. Согласно п. 6 Основ ценообразования, орган регулирования устанавливает для гарантирующей организации тарифы на водоотведение, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг в сфере водоотведения (тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения); для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию. В силу ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 4.2 контракта цена контракта устанавливается в российских рублях и включает в себя стоимость услуг. При этом под стоимостью услуг понимается произведение цены единицы услуги (тарифы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) и объема оказываемых услуг в соответствии с условиями контракта (объемы договорных величин потребления, в соответствии с Приложением N 1 к контракту). Пунктом 4.3 контракта предусмотрено, что цена единицы услуги устанавливается в российских рублях. Под ценой единицы услуги подразумеваются утвержденные тарифы. Оплата оказываемых услуг осуществляется заказчиком по утвержденным тарифам, а в случае отсутствия утвержденных тарифов - в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 1.1.1 контракта, услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые исполнителем на условиях, установленных контрактом, а именно: холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения; холодное водоснабжение с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения (подвоз воды, кроме бутилированной); подвоз воды осуществляется в случае отсутствия централизованных систем холодного водоснабжения, а также в случае невозможности использования централизованных систем водоснабжения ввиду их аварийного состояния; водоотведение сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод).
Исходя из положений ст. 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", тарифы на водоснабжение и водоотведение подлежат обязательному государственному регулированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом порядок утверждения тарифов определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Так, в соответствии с п. 12 названного постановления, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Пунктом 13 постановления N 406 предусмотрено, что открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами. В соответствии с п. 16 Правил, предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов. Пунктом 17 Правил установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению, в который включены и копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоры водоснабжения, водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении), или реестр таких договоров - в случае, если такие договоры утверждаются по единой форме, в том числе в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору. Согласно п. 20 Правил, в случае отсутствия полностью или частично обосновывающих материалов организации направляется уведомление о необходимости представления указанных в п. 17 Правил регулирования материалов в полном объеме. Согласно п. 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Министерству обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, установление и регистрация тарифов на водоснабжение и водопотребление зависит исключительно от действий регулируемой организации, то есть непосредственно от АО "ГУ ЖКХ". Таким образом, истец обязан был осуществить в спорный период регистрацию тарифов по видам деятельности, подлежащим обязательному государственному регулированию. При этом государственная регистрация тарифов не зависит от действий Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование своей позиции Министерство обороны Российской Федерации, указывает на то, что стоимость спорных услуг АО "ГУ ЖКХ" является необоснованной и документально не подтвержденной, поскольку оплата оказанных исполнителем услуг возможна только после представления комплекта документов, предусмотренных п. 7.3 контракта, и на основании утвержденных в установленном законодательством порядке тарифов.
В соответствии с положениями ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. В соответствии с п. 15 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Причем в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как правомерно было отмечено судом апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении, суд первой инстанции не учел того факта, что ответчик приобретал энергоресурсы с целью оказания коммунальных услуг населению, проживающему в жилых домах, расположенных на территории военных городков Министерства обороны Российской Федерации, то есть приобретал услуги в интересах населения, однако согласно представленным в материалы дела документам, в спорный период тариф на поставку, передачу холодной воды и отведению сточных вод не был установлен. Причем в уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифов на поставку, передачу холодной воды и отведению сточных вод в спорный период АО "ГУ ЖКХ" не обращалось.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что определение размера задолженности за поставленный ресурс в отсутствие установленного тарифа является необоснованным, с учетом требований законодательства о недопущении увеличения (возможного) размера платы за потребленные коммунальные услуги.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого акта судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого акта, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2017 года по делу N А40-222366/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
А.А.Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.