город Москва |
|
11 сентября 2017 г. |
Дело N А40-203681/16-75-1816 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Егоровой Т.А., Котельникова Д.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н.Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации: Игнатьева С.В. (дов. N 12-3-2-9 от 02.02.2017 г.), Шалимова С.В. (дов. N 12/3/51 от 13.06.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС России N 22 по г. Москве: Корнеева О.А. (дов. N 05-13/00036 от 09.01.2017 г.);
от третьего лица Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;
рассмотрев 05 сентября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 22 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2017 г.,
принятое судьей Нагорной А.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2017 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-203681/16-75-1816
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037739493901; 105229, г. Москва, Госпитальная площадь, д. 3)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по г. Москве (ОГРН 1047722053610; 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 14)
о признании недействительным решения,
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ: Федеральное государственное казенное учреждение "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ГВКГ имени Н.Н. Бурденко", заявитель, учреждение) обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 77:04:0001003:3245, площадью 877 кв.м, с разрешенным видом использования: объекты размещения общежитий; адрес (местоположение) объекта: Москва, 1-й Краснокурсантский проезд, вл. 3/5, корп. 5 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.02.2013 N 77-АО 517970). На участке расположено двухэтажное жилое здание общежития, находящееся у учреждения на праве постоянного (бессрочного пользования).
10 февраля 2016 г. учреждением представлена в Инспекцию Федеральной налоговой службы России N 22 по г. Москве (далее - ИФНС России N 22 по г. Москве) налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год.
По результатам проверки представленной заявителем декларации составлен акт проверки от 01 марта 2016 г. N 57.
18 апреля 2016 г. налоговым органом вынесено решение N 27087 о привлечении ФГКУ "ГВКГ имени Н.Н. Бурденко" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым учреждение привлечено к ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный срок (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации); неуплату налога в результате занижения налоговой базы (пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации) в виде штрафов в общем размере 11 316,25 руб. (2 263,25 руб. и 9 053 руб. соответственно). Учреждению предложено уплатить земельный налог за 2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001003:3245 в сумме 77 277 руб.
Заявитель, не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратился с апелляционной жалобой в порядке статьи 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве
Решением Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве от 27 июня 2016 г. N 21-19/069277 по апелляционной жалобе налогоплательщика оспариваемое решение инспекции от 18 апреля 2016 г. N 27087 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа от 18 апреля 2016 г. N 27087 является незаконным и необоснованным, ФГКУ "ГВКГ имени Н.Н. Бурденко" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 22 по городу Москве о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИФНС России N 22 по г. Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ИФНС России N 22 по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГКУ "ГВКГ имени Н.Н.Бурденко" возражал против ее удовлетворения.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Самостоятельную категорию земель Российской Федерации составляют земли промышленности и иного социального назначения, в том числе земли обороны и безопасности (статья 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации и учитываются при проведении зонирования территорий.
Пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственных границ Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонт вооружений, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также являться объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения земельным налогом.
При этом судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001003:3245 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
На данном земельном участке находится общежитие (находится в ведении Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации), в котором проживают работники госпиталя - военнослужащие и гражданский персонал, что подтверждается списком проживающих в общежитии учреждения.
Об использовании общежития в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации также свидетельствуют представленные в материалах дела выписки из графиков дежурств на дому, согласно которым дежурства осуществляли военнослужащие.
Судами также принято во внимание, что в соответствии с Уставом ФГКУ "ГВКГ им. Н.Н. Бурденко" находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Устава учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны в сфере охраны здоровья граждан.
В силу пункта 20 Устава для достижения указанной цели учреждение осуществляет, в том числе следующие основные виды деятельности: обеспечение организации боевой и мобилизационной подготовки, проведения учений, оперативных тренировок и иных мероприятий в соответствии с учрежденными планами и в порядке, установленном в Министерстве обороны; оказание военно-медицинским учреждениям Вооруженных Сил практической и консультационной помощи по вопросам сохранения и укрепления здоровья; госпитализация и лечение личного состава Вооруженных Сил РФ с профессиональными заболеваниями, вызываемыми опасными биологическими агентами и химическими веществами; изоляция и лечение личного состава Вооруженных Сил с подозрением на заболевание особо опасными инфекциями; повышение уровня образования и научной квалификации медицинских работников военно-медицинских учреждений Вооруженных Сил на базе высшего профессионального образования и др.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001003:3245 является изъятым из оборота, используется в целях, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", и не признается объектом налогообложения земельным налогом.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2017 г. по делу N А40-203681/16-75-1816 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 22 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Т.А.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.