город Москва |
|
14 сентября 2017 г. |
Дело N А41-14653/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Белимов А.Н., доверенность от 18.07.2017; Цыплакова Т.Н., выписка от 06.03.2017;
от заинтересованного лица: Григорьев А.А., доверенность от 01.03.2017;
рассмотрев 07 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - Потребительского кооператива "100 метров"
на решение от 13 апреля 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Обарчуком А.А.,
на постановление от 22 июня 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-14653/17
по заявлению Потребительского кооператива "100 метров"
об оспаривании действий (бездействия)
к Администрации городского округа Коломна Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив "100 метров" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Коломна Московской области (далее - Администрация) о признании незаконными действий/бездействия, выразившегося в невнесения в проект схемы и в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Коломна нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, у дома 61 по ул. Гражданская, требования о добровольном демонтаже нестационарного торгового объекта и обязании внести нестационарный торговый объект в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Коломна, заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Потребительский кооператив "100 метров" обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Администрации от 24.12.2014 N 3014 утверждена схема размещения нестационарных объектов на территории городского округа Коломна на 2015 - 2016 годы.
В данную схему для реализации продовольственных и промышленных товаров был включен объект нестационарной торговли - павильон, расположенный по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Гражданская, у д. 61 (пункт 98).
По результатам открытого конкурса с кооперативом был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Коломна от 22.12.2015 N 164, сроком действия на 1 год.
12.01.2017 кооператив направил заявление о включении в схему размещения нестационарных объектов на территории городского округа Коломна места размещения торгового павильона, расположенного адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Гражданская, у д. 61.
Письмом от 23.01.2017 N 115Исх-239/2017 кооперативу сообщено, что в рамках подготовки к 840-летию города Коломны Администрацией разработан проект создания пешеходной зоны с устройством тротуарного покрытия, организацией освещения, установкой скамеек, малых архитектурных форм и т.д.
Требованием от 24.01.2017 заявителю указано на необходимость в срок до 20.02.2017 освободить территорию (убрать установленный нестационарный торговый объект), а также произвести уборку территории от бытового мусора.
Постановлением Администрации от 20.03.2017 N 353 утверждена схема размещения нестационарных объектов на территории городского округа Коломна на 2017 - 2021 годы, в которую нестационарный объект кооператива не включен.
Не согласившись с бездействием по внесению нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Коломна и требованием о демонтаже нестационарного торгового объекта, кооператив обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и восстановлении нарушенных прав заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта или решения незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон N 191/2014-ОЗ), установка некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Пунктами 5 - 8 Правил предусмотрено, что для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
В заявлении указываются следующие сведения:
а) нормативы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования;
б) цель использования объектов, включаемых в схему размещения;
в) виды объектов, планируемых к включению в схему размещения;
г) планируемые сроки размещения объектов.
Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Основания для отказа в согласовании включения объектов в схему являются исчерпывающими, однако непосредственно разработка и утверждение схемы согласно части 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, осуществляется органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Данный Порядок утвержден распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок, Распоряжение N 32-р).
Пунктом 2.7 Порядка запрещено размещение нестационарных торговых объектов:
в местах, не включенных в схему;
размещение временных конструкций, предназначенных для хранения бахчевых культур, отдельно от нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков);
в полосах отвода автомобильных дорог;
в арках зданий, на газонах, цветниках, клумбах, площадках (детских, для отдыха, спортивных), на дворовых территориях жилых зданий, в местах, не оборудованных подъездами для разгрузки товара, на тротуарах шириной менее 3 метров;
ближе 20 метров от окон жилых и общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов;
на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций;
под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, мостами;
в надземных и подземных переходах, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные переходы, метро;
на расстоянии менее 25 метров от мест сбора мусора и пищевых отходов, дворовых уборных, выгребных ям;
в случае, если размещение нестационарных торговых объектов уменьшает ширину пешеходных зон до 3 метров и менее;
в случае, если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и т.д.).
Из содержания письма от 23.01.2017 N 115Исх-239/2017 следует, что торговля из киосков торгового ряда кооператива осуществляется с выносом лотков на улицу, что сужает ширину тротуара для пешеходов и создает угрозу противопожарной безопасности.
Доказательств того, что поименованные обстоятельства отсутствуют, обществом не представлено.
Таким образом, как указали суды первой и апелляционной инстанций, орган местного самоуправления, с учетом требований к разработке схемы, определенных Распоряжением N 32-р, правомерно не включил павильон кооператива в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Вопреки доводам кооператива, принятое решение не вступает в противоречие с частью 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, согласно которому утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Так, названная норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.
В настоящем случае, срок предоставления земельного участка под размещение кооперативом нестационарного торгового объекта в соответствии с договором от 22.12.2015 N 164 истек 23.12.2016, следовательно, на момент утверждения схемы право на ведение торговли по спорному адресу кооперативом было утрачено.
Таким образом, договор на право размещения нестационарного торгового объекта прекратил свое действие ввиду истечения его срока.
В отсутствие заключенного договора на размещение объекта отсутствовали и основания для дальнейшего размещения такого объекта, в связи с чем, изменение схемы размещения нестационарных торговых объектов путем исключения сведений об объекте, договор на размещение которого не заключен, не могло нарушить права и законные интересы заявителя.
Кроме того, действующим законодательством не установлена обязанность органа местного самоуправления включать в схему размещения нестационарных торговых объектов конкретные торговые места.
Решением Совета депутатов городского округа Коломна Московской области от 07.06.2013 N 27-РС утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Коломна (далее - Порядок размещения).
В силу пунктов 16 и 17 Порядка размещения, на земельных участках, которые включены в схему размещения нестационарных торговых объектов и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления городского округа Коломна (далее - муниципальные земельные участки), нестационарные торговые объекты могут размещаться:
лицами, которым указанные земельные участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду, а также субарендаторами указанных земельных участков;
лицами, заключившими договоры на размещение нестационарных торговых объектов на указанных земельных участках.
Договоры на размещение нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках заключаются по результатам проведения конкурса, если иное не предусмотрено пунктами 17.1 - 17.3 Порядка размещения.
Решением Совета депутатов городского округа Коломна Московской области от 07.06.2013 N 27-РС также утвержден Порядок организации и проведения конкурсов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Согласно объяснений лиц, участвующих в деле, и представленных документов, кооператив в установленном порядке не участвовал в конкурсе на право заключения договора на 2017 год, не был признан победителем открытого конкурса, соответствующий договор с ним не заключен.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что на момент выдачи спорного требования о добровольном демонтаже нестационарного торгового объекта у заявителя отсутствовало надлежащим образом оформленное право на размещение нестационарного торгового объекта по спорному адресу, а равно надлежащим образом оформленный договор на право размещения объекта.
Следовательно, правовые основания для размещения нестационарного торгового объекта у заявителя по состоянию на январь 2017 года отсутствовали.
Более того, в силу подпункта 5 пункта 4.3 договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Коломна кооператив принимал на себя обязательства осуществить демонтаж нестационарного торгового объекта, освобождение и благоустройство места установки нестационарного торгового объекта не позднее чем в последний день действия настоящего договора.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Между тем, принятые кооперативом при заключении договора обязательства в установленный срок (не позднее 23.12.2016) им исполнены не были, что послужило основанием для направления в его адрес требования от 24.01.2017.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и признания незаконным бездействия, требования о демонтаже нестационарного торгового объекта Администрации.
Как обоснованно отмечено судами, в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ, пунктами 16 и 17 Порядка размещения, условиями для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта являются нахождение спорного места в схеме размещения нестационарных торговых объектов и объявление лица победителем открытого конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В настоящем случае, указанные основания в отношении торгового павильона, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Гражданская, у д. 61, у кооператива отсутствовали, в связи с чем, требования об обязании Администрации заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок удовлетворены быть не могли.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 апреля 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2017 года по делу N А41-14653/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Потребительского кооператива "100 метров" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.