город Москва |
|
21 сентября 2017 г. |
Дело N А40-224671/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Пиманов Ю.В., доверенность от 20.02.2017; Яковлев Д.Н., доверенность от 10.10.2016;
от заинтересованного лица: Зайчикова Д.А., доверенность от 21.08.2017; Лубенец А.А., доверенность от 14.08.2017;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 14 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Роснедра
на решение от 31 января 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 20 апреля 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Румянцевым П.В., Марковой Т.Т.,
по делу N А40-224671/16
по заявлению ООО "Коал-Консалтинг"
о признании незаконными действий
к Роснедрам,
третье лицо: конкурсный управляющий ООО "Артель старателей "АНГАРА" Судаков Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Коал-Консалтинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Роснедрам о признании незаконными действий Роснедра, выразившихся в отказе обществу в переоформлении лицензии КРР 01518 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на Кокуйском месторождении (участок Листвяжный-III), об обязании Роснедра принять решение о переоформлении лицензии КРР 01518 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на Кокуйском месторождении (участок Листвяжный-III) на общество.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий ООО "Артель старателей "АНГАРА" Судаков Р.А.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Роснедра обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Сообщение и сообщение N 2 о правовой позиции представителя учредителей недропользователя подлежат возврату, поскольку указанное лицо не является лицом, участвующим в деле. В связи с тем, что данные сообщения поданы в электронном виде, то на бумажном носителе они возврату не подлежат.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованных лиц поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно Пленуму Верховного Суда Российской Федерации и Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для принятия решения о признании недействительным ненормативного акта, решения органа, действия (бездействия) необходимы оба условия, предусмотренные названными статьями.
Таким образом, в силу указанных норм и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применили и истолковали нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделали обоснованный вывод о наличии в настоящем деле совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Артель старателей "АНГАРА" является владельцем лицензии КРР 01518 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на Кокуйском месторождении (участок Листвяжный-III).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.05.2015 по делу N А33-15895/2014 пользователь недр ООО "Артель старателей "АНГАРА" был признан несостоятельным (банкротом).
25.09.2015 состоялся открытый аукцион на право заключения договора купли-продажи имущества ООО "Артель старателей "АНГАРА". На продажу было выставлено следующее имущество ООО "Артель старателей "АНГАРА": 1) Лебедка рычажная тросовая ZNL 3200, 3,2 т, L 20 м, в количестве 4 шт., 2) Мотопомпа дизельная МПД-1200 Е, рукав напорно-всасывающий 2-75-5 6-м в количестве 1 шт., 3) Проектная документация "Обработка Кокуйского месторождения каменного угля (участок Листвяжный 3)" с производственной мощностью 500 тыс. тонн каменного угля в год, в 12 томах на 107 листах. По итогам открытого аукциона победителем признано ООО "Коал-Консалтинг".
28.09.2015 между ООО "Артель старателей "АНГАРА" в лице конкурсного управляющего Судакова Р.А. и ООО "Коал-Консалтинг" был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым ООО "Коал-Консалтинг" приобрело вышеуказанное имущество.
30.09.2015 ООО "Коал-Консалтинг" обратилось к Роснедрам с заявкой на переоформление лицензии на пользование недрами КРР 01518 ТЭ.
Роснедра отказало ООО "Коал-Консалтинг" в переоформлении лицензии на пользование недрами КРР 01518 ТЭ, предоставленной ООО "Артель старателей "АНГАРА" с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на Кокуйском месторождении (участок Листвяжный-III) на ООО "Коал-Консалтинг", мотивируя не соответствием документов требованиям, установленным законодательством.
17.08.2016 ООО "Коал-Консалтинг" обратилось с повторной заявкой на переоформление лицензии КРР 01518 ТЭ.
29.09.2016 состоялось заседание Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий по участкам недр, отнесенным к компетенции Роснедра, на котором была рассмотрена заявка ООО "Коал-Консалтинг". По итогам рассмотрения заявки Комиссией установлено, что заявителем не в полной мере представлены документы (оригиналы или заверенная в установленном порядке копия), подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр. Также было установлено, что заявка на переоформление лицензии на право пользования недрами КРР 01518 ТЭ подана по истечении 6 месяцев с даты приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр). О принятом Комиссией решении ООО "Коал-Консалтинг" проинформировано письмом от 26.10.2016 N 04-1/4979.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды обоснованно исходили из следующего.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), который предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (части первая, вторая статьи 11). Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливается законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона о недрах, в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (часть 5 статьи 12 Закона о недрах).
Из положений статьи 16 Закона о недрах следует, что организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр", утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент).
Из пункта 1 Административного регламента следует, что данный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр. Пунктами 61 - 65 Административного регламента определена последовательность действий Роснедра и его территориальных органов при исполнении государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр.
Согласно пункту 61 Административного регламента, государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедра и его территориальными органами в случае, предусмотренном подпунктом 1, а именно реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы.
Исполнение функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр включает в себя: регистрацию заявки на переоформление лицензии на пользование участками недр; рассмотрение заявки на переоформление лицензии, подготовку и направление заявки на переоформление лицензии в Комиссию по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий; рассмотрение заявки на переоформление лицензии на Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий; принятие Роснедра или его территориальным органом решения о переоформлении лицензии на пользование участком недр; оформление, государственную регистрацию и выдачу переоформленной лицензии (пункт 63 Административного регламента). Последовательность действий при исполнении государственной функции по осуществлению переоформления лицензий регламентирована приложением 9 Административного регламента.
Согласно приведенной в приложении блок-схеме результатом рассмотрения заявочных материалов должностным лицом, ответственным за лицензирование, на соответствие установленным требованиям является: при соответствии заявочных материалов установленным требованиям рассмотрение материалов комиссией; в случае если заявочные материалы не соответствуют установленным требованиям, направления заявителю уведомления об отказе в приеме заявочных материалов (пункты 77, 78 Административного регламента). Соблюдение установленной последовательности действий является одним из основополагающих принципов законности исполнения государственной функции по переоформлению лицензии.
В силу подпункта 7 пункта 61 Административного регламента, государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации о недрах. Общий перечень документов, прилагаемых к заявке на переоформление лицензии, содержится в пункте 68 Административного регламента.
В зависимости от конкретного основания перехода права пользования пунктом 69 Административного регламента предусмотрен перечень документов и сведений, дополнительно представляемых с заявкой.
Согласно подпункту 6 пункта 69 Административного регламента, в случае переоформления лицензии по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 61 настоящего Регламента, с заявкой на переоформление необходимо представить данные о том, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие, что в отношении владельца лицензии проводится процедура банкротства, в том числе копия решения суда о начале процедуры банкротства владельца лицензии; документы (оригиналы или заверенная в установленном порядке копия), подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр.
Пункт 65 Административного регламента устанавливает случаи отказа в переоформлении лицензии на пользование участком недр. В подпункте 5 настоящего пункта установлено, что в переоформлении лицензии на пользование участком недр уполномоченный орган отказывает, если заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с даты наступления событий, указанных в пункте 61 настоящего Административного регламента (подпункт 5).
Отказывая ООО "Коал-Консалтинг" в переоформлении лицензий на право пользования недрами заинтересованное лицо основывалось на положениях абзаца 4 подпункта 6 пункта 69 и пункта 65 Административного регламента.
Между тем, как правильно указано судами, в рамках рассмотрения обособленного спора Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-15895/14 установлено, что 17.11.2004 ООО "Артель старателей "АНГАРА" представлена лицензия на право пользования недрами серия КРР N 01518 вид лицензии ТЭ. Целевое назначение: геологическое изучение и добыча каменного угля на Кокуйском месторождении (уч. Листвяжный). Участок недр расположен в 30 км на восток от п. Мотыгино Красноярского края. Лицензия выдана Администрацией Мотыгинского района, постановление от 14.01.1994 N 17. Срок окончания действия лицензии 01.01.2015.
01.07.2014 Департаментом по недропользованию по Центральному-Сибирскому округу в лицензию внесены дополнения, а именно продлен срок действия лицензии до 31.12.2034, абзац бланка лицензии изложен в следующей редакции: срок окончания действия лицензии 31.12.2034.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 131 Закона о банкротстве, все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, за счет которой удовлетворяются все требования кредиторов. Исключение из данного правила составляет имущество, не подлежащее включению в конкурсную массу.
Так в силу пункта 2 указанной статьи Закона о банкротстве, из состава конкурсной массы исключает имущество: изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В ходе рассмотрения дела N А33-15895/14 судом установлено, что лицензия на пользование участком недр удостоверяет имущественное право на осуществление лицензированного вида деятельности. В конкурсную массу имеющаяся у организации-должника лицензия на пользование участком недр включению не подлежит.
Порядок перехода права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр, регламентирован положениями статьи 17.1 Закона о недрах.
Согласно абзацу 8 статьи 17.1 Закона о недрах, право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
В силу абзаца 2 статьи 17.1 Закона о недрах, при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, установлен Административным регламентом.
В зависимости от конкретного основания перехода права пользования пунктом 69 Административного регламента предусмотрено предоставление в лицензионный орган дополнительных документов и сведений.
Согласно подпункту 7 пункта 61 Административного регламента, (в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр)) необходимо представить: - данные о том, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством о недрах Российской Федерации; - документы, подтверждающие, что в отношении владельца лицензии проводится процедура банкротства, в том числе копию решения суда о начале процедуры банкротства владельца лицензии; - документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр.
Таким образом, при переоформлении лицензии в данном случае обязательным условием предусмотрено предоставление документов, подтверждающих приобретение имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, и то, что это имущество связано с пользованием соответствующим участком недр.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, в конкурсную массу ООО "Артель старателей "АНГАРА" включено и реализовано следующее имущество: - лебедка рычажная тросовая ZNL3200, 3,2 т., L 20 м, в количестве 4 штук; - мотопомпа дизельная МПД-1200Е в количестве 1 штуки; - рукав напорно-всасывающий 2-75-56 м в количестве 1 штуки; - проектная документация "Обработка Кокуйского месторождения каменного угля (участок Листвяжный 3)". Согласно сведений представленных заявителем имущество реализовано на торгах ООО "Коал-Консалтинг".
В силу положений статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги являются одним из способов заключения договора купли-продажи. Движимое имущество, реализованное на торгах и переданное в распоряжение покупателя становится его собственностью (пункт 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, приобретатели имущества при наличии к тому оснований предусмотренных статьей 17.1 Закона о недрах, вправе в порядке и на условиях установленных законом обратиться с заявлением о переоформлении лицензии.
Препятствием к совершению данных действий, необходимостью приостановления, может служить оспаривание законности приобретения имущества должника, дающего права на переоформление лицензии на право пользования недрами.
Имущество, приобретенное обществом у ООО "Артель старателей "АНГАРА", является имуществом, связанным с пользованием соответствующим участком недр.
При этом, оценив имущество - лебедка рычажная тросовая ZNL3200, 3,2 т., L 20 м, в количестве 4 штук; - мотопомпа дизельная МПД-1200Е в количестве 1 штуки; - рукав напорно-всасывающий 2-75-56 м в количестве 1 штуки, как не связанное с пользованием соответствующим участком недр, Роснедра не оценило иное приобретенное обществом имущество - проектная документация "Обработка Кокуйского месторождения каменного угля (участок Листвяжный 3)", которое, по мнению судов, как имущественные права является связанным с пользованием соответствующим участком недр.
Кроме того, необходимо учитывать, что обществом у предприятия-банкрота приобретено все имеющееся у него имущество, иного имущества у ООО "Артель старателей "АНГАРА", имеющего лицензию на право пользования недрами, не имелось.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что заинтересованным лицом не доказано наличие оснований, предусмотренных абзацем 4 подпункта 6 пункта 69 Административного регламента для отказа ООО "Коал-Консалтинг" в переоформлении лицензии КРР 01518 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на Кокуйском месторождении (участок Листвяжный-III).
Ссылка Роснедра на пункт 65 Административного регламента также правомерно не принята судами первой и апелляционной инстанций, поскольку Конституция Российской Федерации в Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности (статья 8, часть 1).
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статья 34 Конституция Российской Федерации в Российской Федерации). Свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено положение, в силу которого гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Норма статьи 17.1 Закона о недрах устанавливает, что право пользования в данном случае переходит при приобретении субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр), а не при переоформлении лицензии.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможности утраты права юридического лица на получение прав пользования участком недр и на переоформление лицензии в порядке статьи 17.1 Закона о недрах.
Административный регламент определяет порядок переоформления лицензии на право пользования недрами в случаях, предусмотренных федеральными законами, и не может ограничить прав, предоставленных недропользователю, в том числе статьей 17.1 Закона о недрах.
Пресекательный срок, в данном случае 6 месяцев с даты приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр), по окончании которого пользователь лишен возможности на обращение с подобным заявлением, установленный в пункте 65 Административного регламента, ограничивает права недропользователей, предусмотренных Законом о недрах, что противоречит положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации и статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суды обоснованно сочли, что оспариваемые действия Роснедра, выразившиеся в отказе ООО "Коал-Консалтинг" в переоформлении лицензии КРР 01518 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на Кокуйском месторождении (участок Листвяжный-III), противоречат положениям Закона о недрах и ограничивают права пользователя участками недр по переоформлению лицензии на пользование участком недр в связи с приобретением в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия Роснедра, выразившиеся в отказе ООО "Коал-Консалтинг" в переоформлении лицензии КРР 01518 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на Кокуйском месторождении (участок Листвяжный-III) являются незаконными и обоснованно обязал Роснедра принять решение о переоформлении лицензии КРР 01518 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на Кокуйском месторождении (участок Листвяжный-III) на ООО "Коал-Консалтинг".
Обстоятельства по делу судами первой и апелляционной инстанций установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2017 года по делу N А40-224671/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Роснедра - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по делу N А40-224671/16, ранее введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2017 года.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.